Принципы анализа конфликта
Методы конфликтологии
№ п/п | Группа методов | Конкретные методы |
I | Методы изучения и оценки личности | Наблюдение Опрос Тестирование |
II | Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах | Наблюдение Опрос Социометрический метод |
III | Методы диагностики и анализа конфликтов | Наблюдение Опрос Анализ результатов деятельности Метод экспертного интервью |
IV | Методы управления конфликтами | Структурные методы |
Интерес социальных наук к конфликтам связан с двумя главными вопросами. Первый – это вопрос о том, какое влияние оказывают конфликтные явления и отношения на социальные структуры и различные аспекты человеческого взаимодействия. Второй - как изучение и понимание конфликтов помогает пролить свет на происхождение, развитие и последствия войн, революций, забастовок и напряженности. Однако ответить на эти вопросы не просто.
Общеметодологические принципы и уровни анализа конфликтов
Принципы анализа конфликта
В методологии анализа социальных конфликтов концептуально важно, во-первых, признание конфликта динамическим типом социальных отношений, нормальным явлением общественной жизни; во-вторых, понимание того, что социальный конфликт представляет собой не просто противоречие, возникшее между определенными социальными субъектами, а противоречие, осознанное ими, оцененное как острое, связанное с неудовлетворением базовых потребностей, поэтому требующее разрешения. В связи с этим анализ конфликта предполагает учет сложной диалектики взаимодействия факторов бытия и сознания конфликтующих сторон. Общеметодологическими предпосылками эффективного анализа концептуальных и технологических проблем социальных конфликтов являются:
· деятельностный подход,
· исторический подход,
· метод аналогий,
· системный подход.
Деятельность социального субъекта всегда:
а) мотивирована, т.е. обусловлена определенными потребностями и интересами;
б) направлена на значимые для него предметы и явления (вещи, деньги, знания, статус, власть и т.д.).
Для реализации нужного социальный субъект вынужден вступать в отношения или коммуникативные связи с другими людьми. Потребности и интересы одних субъектов могут пересекаться с потребностями, интересами других субъектов в контексте той или иной практики. Именно пересечение интересов и потребностей является причиной возникновения социальных конфликтов.
Согласно деятельностному подходу важнейшими элементами социального конфликта являются потребности, интересы, цели, мотивы субъектов противоречий. При этом обращается внимание не только на объективные (предметные) условия конфликтов, но и на их субъективные (психологические) составляющие. В условиях современной России, когда субъективные составляющие жизнедеятельности людей приобретают главенствующее значение для предупреждения и разрешения конфликтов, деятельностный подход становится определяющим.
Социальный конфликт с позиции теории деятельности представляет собой процесс реализации потребностей и интересов социального субъекта и вместе с тем процесс самоутверждения и самоопределения его в окружающей социальной среде. В этом плане социальный конфликт проявляется как противоборство социальных субъектов в процессе реализации своих интересов и самоутверждения в социальной среде.
Ценностные предпочтения личности и социальных институтов, по М.Веберу, определяются «интересом эпохи», т.е. социально-историческими обстоятельствами, в которых они действуют. В связи с этим актуализируется значимость исторического подхода.
В соответствии с этим социальные конфликты изучаются:
а) в определенных конкретно-исторических условиях;
б) в историческом процессе, на протяжении всей истории.
Принцип историзма позволяет: осуществлять сравнительно-исторический анализ социальных конфликтов; находить их сходство и различие в динамике, уровне и направленности противостояний в контексте различных общественных формаций; извлекать уроки из прошлого опыта возникновения и разрешения социальных конфликтов.
Метод аналогий позволят переносить знания о конфликтах, методику их анализа из одной ситуации на другую. Так, современные российские конфликты анализируются по аналогии с подобными конфликтами других эпох. По отношению к новым конфликтам метод аналогий носит гипотетический (вероятностный, предположительный) характер.
Системный подход определяет комплексный характер восприятия и анализа социальных конфликтов, обладающих внутренней взаимосвязанной структурой, функциями, коммуникациями со средой и пр. Системный подход в отечественной конфликтологии предполагает :
- необходимость учета уровней анализа конфликта;
- признание наличия фундаментального признака конфликта – факта существования какого-либо противоречия;
- дифференциацию структурных элементов конфликта.
Специалистами выделяются, как правило, четыре уровня анализа социального конфликта:
- социально-философский;
- социологический;
- социально-психологический;
- индивидуально-психологический или личностный.
1. Социально-философский уровень определяет методологическую основу, направленность исследований конфликта. Исходные положения социально-философского уровня анализа определяются следующими принципами:
- диалектического противоречия как источника любого развития, в том числе конкретно-исторического, и смены общественного производства и общественных отношений;
- детерминации источников социальных противоречий и конфликтов объективными закономерностями социально-экономического развития общества.
2. Социологический уровень предполагает изучение причин и динамики объективных конфликтов больших общностей – классов, групп, социально-профессиональных прослоек и др. При этом учитывается, что возникновение социального конфликта обусловлено интересами и целями больших социальных групп в контексте объективно существующих социально-экономических условий. Поэтому особое значение приобретает место этих общностей в социально-экономической и политической структуре данного конкретно-исторического общества (отношение к богатству и отношение к власти). Социальные отношения преломляются и отражаются в индивидуальном и групповом сознании членов этих общностей, в том числе в форме противоречивых ориентаций, ценностей, целей, установок и пр., требующих разрешения.
3. Социально-психологический уровень ставит своей целью изучение психологических механизмов осознания противоречивых ценностей, норм, ориентаций индивидов и групп в процессе их совместной деятельности. В этой связи рассматриваются формы разрешения конфликтных ситуаций субъектами, детерминируемые объективными факторами и противоречиями совместной деятельности и отношений участников противостояния.
4. Индивидуально-психологический или личностный уровень предполагает анализ личности в возникновении конфликта, исследование динамики поведения участников противоборства, оказывающих обратное влияние, опыта конфликтных отношений на формирование личностных особенностей.
Разграничить социально-психологический и индивидуально-психологический уровни практически невозможно. На социально-психологическом уровне анализа учитываются личностные характеристики индивидов в сочетании с производственной деятельностью группы и организации в целом; обращается внимание на причины возникновения, динамику развития противоборства, методы управления конфликтами, возникающими в процессе совместной деятельности.
Индивидуально-психологический уровень анализа направлен на исследование внутриличностных и межличностных конфликтов.
Таким образом, в зависимости от стоящих задач конфликт рассматривается как проявление социальной диалектики (философия), как фактор развития социальной системы (социология), как отражение в сознании и психике людей социальных противоречий и разногласий (социальная психология), как объект моделирования поведения человека (психология, менеджмент).
Пожалуй, следует начинать с изучения истории осмысления конфликтов в истории философской мысли.