Культурно-историческая теория - л. с. выготский
АСЛАЕВА РАХИМА ГИЛЬМЕТДИНОВНА
Д.П.Н., ПРОФЕССОР
Сессия с 23.11. по 19.12.15 г.
Специальная психология
Теоретические основы Бакалавриат 2015-16 г. поступления
ЛОГО – 63 чел; ДД – 20 чел.
Зачет ДД –
6 лк, 12 пз, срс
БАК ОЗО 26.11. 6-7 пары | Спецпсихология поточно 4 ЧАС |
БАК ОЗО 03.12. 6 пара | Спецпсихология поточно 2 ЧАС |
БАК ОЗО 03.12. 7 пара | Спецпсихология ПЗ ЛОГО 2 ЧАСА лого |
БАК ОЗО 04.12. 8.30-11.50. | Спецпсихология ПЗ ДД 4 часа дефек 10 15 утра |
БАК ОЗО 10.12.. 5 пара | Спецпсихология ДД 2 ЧАСА |
БАК ОЗО 10.12. 6-7 пары | Спецпсихология ЛОГО 4 ЧАС |
БАК ОЗО 11.12 4-6 пары | Спецпсихология ЛОГО 6 ПЗ |
БАК ОЗО 14.12 8.30- | Спецпсихология ЛОГО ДД ЗАЧЕТ по спецпсихологии |
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания.
Методология (от греч. methodos – метод + logos – наука) – учение о научном методе познания
Теоретической основой спецпсихологии являются:
«Культурно-историческая теория» Л.С. Выготского;
«Теория динамической локализации высших корковых функций в коре головного мозга» А.Р. Лурия;
«Теория деятельности» А.Н.Леонтьева;
«Теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий» Гальперина П.Я.
«Теория установки» Д.Н. Узнадзе
«Учение о темпераменте» В.С. Мерлин
«Теория отношений» В.Н. Мясищева
«Теория личности» Б.Г. Ананьев
«Учение об условных и безусловных рефлексах И.П. Павлова
«Характериология» А.Е. Личко, Леонгарда
Теория операциональной структуры интеллектаЖ. Пиаже
Периодизация Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович
Механизмы формирования речи Жинкин Н.И. и др.
Тема 1
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ СПЕЦПСИХОЛОГИИ И СПЕЦПЕДАГОГИКИ
Термин “психология появился впервые в 16 в.
В дословном переводе психология — наука о душе.
На протяжении 17-18 в. было направление – дуализм. Представители дуализма считали, что душа и тело человека подчиняются различным законам. Тело – биологическим, душа – законам божественного разума. Представители дуализма считали, что не существует связь между телом и душой. Они живут отдельно друг от друга. Такие взгляды господствовали более 3,5 веков. Первый метод изучения психологии разработали дуалисты – самонаблюдение (интроспекция). Описывали свои наблюдения. Это необъективный метод исследования. Активно развивались учение ВНД, учение Сеченова, зарубежная медицина… Точные науки пользовались методом эксперимента – изучение тех или иных явлений в искусственно созданных условиях. Те, в которых данное явление наиболее ярко проявляется. Предполагается эксперимент. Можно проверить, повторить, объективно регистрировать. Выросли основные психологические школы. Школы – это направления, высказывающие сходные мысли.
Основная характеристика новой школы – стала экспериментальной наукой. 1879 год – год возникновения новой психологии. Открыта была первая психологическая лаборатория, где изучалась психология экспериментальным путем (в Германии). Через год в Казане – первая лаборатория по психологии (в то время Бехтерев работал в Казанском университете). В Петербурге 2-я школа открыта им. Возглавлял Лазурский. В Санкт-Петербурге возглавил Лазурский, который разработал естественный психологический эксперимент для детей с отклонениями в развитии. На базе этой лаборатории возник психоневрологический институт Бехтерева – крупный центр психологической науки и представлял школу Мясищева-Кабанова.
Все школы изучали элементарные психические процессы (ощущение, скорость реакции) с помощью аппаратуры. Создана объективная психология. Главой был Бехтерев – основатель психологической школы. Объективная психология дала возможность исследовать вопросы связи психики с деятельностью ЦНС. Прервалась работа школ во время революции. Ученые покинули, закрылись школы на какой-то период. Возрождения начались в 20-е годы, в первую очередь Л.С.Выготским.
До начала 20 века самостоятельного психологического направления в отечественной науке не было. Курс психологии читался в гимназиях, университете, но был ориентирован на западные достижения, которые были известны. Большое внимание уделялось и дуализму и экспериментальной психологии Вундта и психоанализу. Ряд отечественных психиатров практиковали в области психоанализа ранний Лурия А.Р.). Активно развивалось изучение высшей нервной деятельности человека сначала Сеченовым, затем Павловым. Таким образом, были созданы естественно научные предпосылки для создания отечественной науки.
Считается, что возникновение отечественной психологии связано с деятельностью Владимир Михайлович Бехтерева, который изучал нарушения человеческой психики.
Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе И. П. Павлова (1849–1936). В. М. Бехтерев и И. П. Павлов оказали серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию – в частности, на бихевиоризм.
Под руководством Бехтерева и Лазурского было разработано большое количество изучения методов детей и лиц с отклонениями в развитии (в первую очередь – умств отст). Многие методы разработаны в противовес тестовому подходу, против которого был Бехтерев.
Теоретической основой отечественного психологического направления – учение об условных и безусловных рефлексах. Предметом психологического изучения было поведение, которое рассматривалось как совокупность рефлексов. Направление это получило название – рефлексология. Основное положение в труде Бехтерева «Объективная психология». Этот труд считается основой американского бихевиоризма. Это направление просуществовало до 20-х годов. В это время психологическая лаборатория и психологический институт возникают в Москве. Возглавил Челпанов, ученик Вундта, который пропагандировал эксперимент как метод психологической диагностики, но сам активно занимался интероспективным наблюдением. Существенной продукции не было.
В 20-е годы в Москве Корнилов (1879–1957) выступил с критикой идей Челпанова и потребовал разработку марксистской психологии. База для критики была. Как теоретик психологии он пытался снять противоречие между объективной и субъективной психологией. Эта попытка воплотилась в «реактологии» (предмет изучения – реакции, поведенческие акты человека и животных). Во многих отношениях она была сходной с бихевиоризмом; собственно, реактология рассматривала психологию как науку о поведении. Психика трактовалась через понятие «реакция», означавшее ответ целого организма (а не отдельных органов) на внешние воздействия. По сути, понятие «реакция» было аналогично понятию «рефлекс». Реактология просуществовала до начала 30-х гг.
В становлении психологии сыграла новая идеологическая ситуация общества. Марксизм оказал влияние как на отечественную, так и на зарубежную в силу его гуманистического потенциала. Именно этот аспект определил, например, позицию А. Адлера (защита «маленького человека») или Э.Фромма (проблема отчуждения человека в обществе). Марксизм позволил увидеть человека не как «робинзона», но деятеля, включенного в социальный мир. В отечественной науке действовали и другие идеологи от науки и были те, кто пришел к марксизму независимо от политической ситуации и до ее возникновения (например, П.П. Блонский) и развивавшие марксизм. Проблема возрастных особенностей умственного развития детей, разработанная Блонским - психологом, до сих пор сохраняет важное значение для педагогики. То же можно сказать и о его исследованиях, посвященных изучению психики ребенка вообще, в которых дается научно разработанная и обоснованная методика изучения детей. Именно с этими именами связаны основные достижения отечественной психологии.
Принципов бихевиоризма придерживался и выдающийся психолог и педагог П.П. Блонский (1884–1941), также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ.
Рефлексологию, реактологию, взгляды П.П. Блонского иногда в литературе называют «русский бихевиоризм». Эти направления сыграли выдающуюся роль в становлении объективных методов в психологии.
Блонский внес большой вклад в развитие детской психологии и исследований памяти.
В 20-е годы возникает “культурно-историческая теория” Выготского как опозиция поведенческого направления, связанная с марксистскими воззрениями (прижизненное формирование психики, роль общества в формировании психики). Это направление осуществлял не только Выготский, но и А.Р. Лурия (теория локализации ВПФ), Гальперин П.Я. «Теория поэтапного формирования умственных функций», А.Н.Леонтьева «Теория деятельности», Л.И. Божович, Эльконин, Левина, Зейгарник.
Кроме культурно-исторического направления в отечественной психологии можно выделить еще 2 направления:
1. “Теория установки”, основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950). Д.Н.Узнадзе психологию рассматривал как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы. Всякое поведение есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на “пустом месте”. Основное понятие - «установка», означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека. Суть – личность всегда имеет систему установок или ожиданий, сформированных на основе прошлого опыта и определяющих взаимодействие личности со средой.
2. «Теория отношений» Виктора Николаевича Мясищева (1892-1973). Для человека характерны отношения. Сложнейшие отношения человека к миру выражаются в его психической деятельности. Человек в этой роли – субъект, деятель, сознательно преобразующий действительность. Так, мотив выступает в этой теории как выражение отношения к объекту действия; воля проявляется в достижении цели, являющейся объектом активного отношения; черты характера – превращенные отношения и т. д. Через противоречивые отношения В.Н.Мясищев рассматривал неврозы. В основном служит теоретической базой медицинской психологии. Методики применяются в клинической практике.
С этой теорией связаны 2 направления, которые получили широкое развитие в последние 10 лет:
-психосоматика – изучает влияние психики на соматическое здоровье.
-реабилитационное направление – разработано Кабановым Модест Михайловичем и широко используется при решении вопросов социальной адаптации лиц с отклонениями в развитии.
Основное понятие психологии «отношения личности» – система отношений человека с социумом, формируется путем социального взаимодействия. Если эти отношения уравновешены, то личность здорова, если нарушается – личность деформируется. При существенных деформациях возникают неврозы. Отсюда предлагается профилактика и коррекция неврозов.
Выходцем этой школы был Борис Герасимович Ананьев (1907–1972), разработавший теорию личности. Предлагал разработать отдельную науку – «человековедение», включающую в себя психологию и социологию. Б. Г. Ананьев развивал некоторые важные положения В. М. Бехтерева, инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологии и др. наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человека как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности; анализ проблем человечества. Главная работа Б.Г.Ананьева носит название «Человек как предмет познания».
Б. Г. Ананьев рассматривает уровень индивида и уровень личности. Развитие индивида – это отногенетическое природное развитие человека – зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость. Личность – субъект общественного поведения и общения (общение Б.Г.Ананьев рассматривал как особую деятельность наряду с предметной деятельностью и познанием). Начало личности человека наступает намного позже, чем начало индивида и связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, образованием регулирующих их норм, освоением средств общения и деятельности.
Были и отдельные психологи, не состоящие в школах и внесшие большой вклад: Мерлин «Учение о темпераменте» (экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы, в послевоенные годы были проблемы личности, психофизиологии индивидуальных различий, темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Личко «Характериология».
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - Л. С. ВЫГОТСКИЙ
Выготский считал, что изучая закономерности культуры можно понять, как формируется человеческая личность, как средствами культуры создается внутренний мир человека. И это он имел дерзость утверждать, когда буквально весь мир был увлечен идеями Фрейда, идеями бессознательной психической жизни, глубинными мотивами, которые не осознаются человеком. Он свою психологию противопоставлял фрейдистской. Фрейдистская психология – психология глубинная, а психология Выготского – вершинная, т.е. самая вершина личности. Он создал целую теорию психического развития человека, начиная с младенчества.
Выготский отказался от изучения элементарных психических процессов, как было в истории психологии в начале века. Его интересовал вопрос о формирования психики человека, его познавательные функции. Л. С. Выготский стремился найти качественную специфику психического мира человека и определить механизмы его формирования. Отличие деятельности человека от поведения животных заключается, согласно положениям марксизма, в использовании человеком орудий труда для преобразования мира и сохранении этих орудий. Л. С. Выготский задается вопросом: возможно ли найти нечто аналогичное применительно к внутреннему, психическому миру человека? Не располагает ли сознание особыми орудиями? Для Л.С.Выготского такие орудия есть и именно они делают возможным произвольное поведение, логическое запоминание и др.
Он выдвинул принципиально новую психологическую концепцию, которую назвали культурно-исторической. Согласно его теории психика человека формируется при его жизни, в ходе сталкивания его со средой, взаимодействия с окружающими людьми, путем достижения культуры исторической. Центральное понятие этой теории – понятие о высшей психической функции. Высшие психические функции – это сложные психические процессы, которые формируются при жизни и в результате воспитания, это его восприятие, произвольное внимание, память, мышление, речь и т.д. Психика человека формируется при его жизни путем присвоения человеком культурно-исторического опыта предшествующих поколений. То есть человеческая психика не дана изначально, она результат взаимодействия ребенка с другими людьми, предметами и объектами окружающего мира.
Теоретические положения, сформулированные Л.С.Выготским:
1. Развитие нормальных и аномальных детей подчиняется одним и тем же законам и проходит одни и те же стадии.
2. Сложность структуры дефекта психического развития.
3. Учение о соотношении зоны ближайшего и актуального развития при аномальном развитии.
1. Развитие нормальных и аномальных детей подчиняется одним и тем же законам и проходит одни и те же стадии, но при аномальном развитии существует специфика, обусловленная тем или иным дефектом, а стадии аномального развития растянуты во времени и формируются особенности специфичные аномальному развитию.
2. Сложность структуры дефекта психического развития.
Психическое развитие аномального ребенка имеет 2 вида нарушений: а). Первичные нарушения обусловлены поражением головного мозга и анализаторов. По Выготскому первичный дефект – биологический (нарушение анализаторов, поражение ЦНС).
б) Вторичные нарушения, формирующиеся при жизни ребенка социальные.
Вторичные нарушения образуют определенную иерархию (соподчиненность). Сильнее всего выражены дефекты, связанные с первичным дефектом. Не связанные с первичным дефектом нарушения выражены слабее. Например, нарушение речи при нарушении слуха, нарушение пространственной ориентации при нарушении зрения.
В структуре психики аномального ребенка есть сохранные функции, никак не связанные с первичным биологическим дефектом.
Выготский считал, что можно избежать личностной деформации. Многие вторичные нарушения могут быть предотвращены.
Вся коррекционная работа осуществляется с опорой на сохранные функции и направлена на профилактику и коррекцию вторичных нарушений. Первичный дефект не поддается педагогической коррекции.
в) Учение о соотношении зоны ближайшего и актуального развития при аномальном развитии. Зона, полоса развития. Актуальный – те знания, умения и навыки, которыми обладает ребенок в данный момент и которые может реализовать самостоятельно. Ближайший – потенциальный, это те знания, умения, навыки, которые ребенок может проявить с помощью взрослого или в сотрудничестве с ним. Обучение должно способствовать переходу ЗБР в актуальное развитие.
Аномальный ребенок как и нормальный имеет зону ближайшего развития, т.е. как и в норме может взаимодействовать со взрослым. При аномальном развитии ЗБР всегда уже Т.е. все аномальные дети имеют трудности в установке взаимодействия с взрослыми, нуждаются в большей помощи взрослых и испытывают трудности при самостоятельном выполнении задания, при выполнении задания со взрослыми. Это значит, что при работе с аномальными детьми необходимо применять специальные методы и приемы, облегчающие им взаимодействие с взрослыми и усвоение способов выполнения задания.
Самая узкая зона ближайшего развития у умственно отсталых детей. Таким образом, дети с легкой УМО не могут получить образование в полном объеме, с тяжелой УМО не могут быть обучены.
Среди детей есть такие дети, у которых ЗАР и ЗБР практически сливаются. Это единственная категория, не имеющая возможность адаптации.
СВОЙСТВА ИЛИ ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВПФ
1. ВПФ не даны изначально и формируются при жизни ребенка;
2. ВПФ социальны по своему происхождению, т.е. взаимодействие с окружающими взрослыми, когда присваивается опыт предшествующих поколений;
3. ВПФ произвольны по способу своего осуществления, т.е. необходима воля. Например: непроизвольное внимание относится к натуральному уровню, прозвольное внимание - к культурному, т.е. высшим психическим функциям.
4. ВПФ осознаны, т.е. человек всегда знает, что он делает. Все, что не осознается - не принадлежит к высшим психическим функциям;
5. ВПФ всегда опосредованы речью, т.е. они формируются при участии речи и осуществляются при участии речи, сама речь также является высшей психической функцией.
6. ВПФ системны, т.е. никогда ни одна высшая психическая функция не существует изолированно. При запоминании всегда включается внимание и.т.д.
Л.С. Выготский выделяет 2 вида ВПФ:
1) Натуральный уровень психики
2) Культурный уровень
1.Натуральный уровень психики – все те врожденные предпосылки к развитию человеческой психики, с которыми рождается ребенок (непроизвольное внимание, элементарные формы восприятия, механическое запоминание). На базе натурального уровня формируется вещи, принадлежащие культурному уровню.
2.Культурный уровень – это активный процесс, это уровень высших корковых психических, функций, которые формируются при жизни путем усвоения культурно-исторического опыта (через систему обучения, воспитания, развития, педагогических мировоззрений, т.е., посредством взаимодействия ребенка с другими людьми, окружающими). Целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание – примеры высших психических функций. Одной из важнейших их характеристик является опосредствованность, т. е. наличие средства, при помощи которого они организуются. При работе с детьми, у которых есть физические или психические недостатки, учитель всегда имеет дело с нарушением этих функций. Натуральный его уровень также отличается от нормы.
Процесс формирования высших психических функций Выготский назвал социализацией и ввел данный термин.
МЕХАНИЗМЫ (ТИПЫ) СОЦИАЛИЗАЦИИ
1. Взаимодействие людей друг с другом (бытовые навыки, навыки общения) «ребенок-взрослый»;
2. Система обучения воспитания. Основная задача - передать ребенку культурно-исторический опыт предшествующих поколений. Понятие «культура» Выготский понимал широко, т.е. все, что было создано до рождения ребенка, весь опыт предшествующих поколений;
3. Замена внешнего контроля на внутренний, т.е. развитие саморегуляции (свойство организма автоматически поддерживать относительное постоянство физиологических параметров).
Выготский считал, что формирование высших психических функций проходит определенные этапы и всегда начинается с взаимодействия ребенка с другими людьми, предметами и объектами окружающего мира. Это первый этап - ИНТЕРПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ или внешний. На этом этапе ребенок через предметную деятельность и деятельность общения познает свойство и качество объектов окружающего мира: величины, цвет, вкус и т.д.
Второй этап - ИНТРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ или внутренний. Этап, на котором осуществляются внутренние действия. На этом этапе психические процессы происходят в уме (суждения, умозаключения), т.е., внешние предметные действия переходят во внутренние мыслительные действия. Данный механизм осуществляется через проговаривание, громкой произносительной речи, затем полностью дублируется во внутренней речи, в уме и автоматизируется. Так, слово в развитии ребенка первоначально существует как обращенное от взрослого к ребенку, затем от ребенка ко взрослому, лишь затем ребенок обращает слово на себя, на собственную деятельность (что позволяет осуществлять ее планирование); последнее знаменует начало обращения речи в интрапсихическую форму.
На первом этапе самое важное значение в познание окружающего мира имеют действия глаз, руки ребенка, перемещение в пространстве, речь. Основной механизм перехода с первого на второй этап – интериоризация - сложный механизм, главное место занимает громко произносительная речь ребенка. Центральный момент – овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Знак вначале выступает как внешний, вспомогательный стимул. Как только действие или предмет произносится - наступает 2-й этап, речь остается в уме.
На втором этапе развернутая речь сворачивается, закладывается в память и автоматизируется. При необходимости сведения извлекаются и осуществляется либо в виде практических действий, либо в виде высказываний. Процесс разворачивания свернутых автоматизированных умственных действий называется ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ.
Пример: счет - сначала действия с предметами, потом счет на предметах с проговариванием, затем счет в речи, затем счет в уме также как счет в слух и в конечном счете – полная автоматизация, хранящаяся в памяти.
В момент возникновения культурно-исторической теории существовали две точки зрения:
-обучение является продуктивным тогда, когда ребенок достиг определенного развития. «Обучение тянется в хвосте у развития»;
- обучение есть процесс развития.
Но согласно Выготскому обучение должно подтягивать за собой развитие. Действенным оказывается то обучение, которое “забегает вперед” развития. Обучение - основной механизм, способствующий развитию ребенка. Психологические воззрения Выготского становятся основными и устанавливается концепция развивающего обучения.
Выделяет: зону актуального развития - все знания и умения, которыми ребенок владеет самостоятельно и зону ближайшего развития - может выполнить действие с помощью взрослого.
Выготский считал, что обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития и видел роль взрослого как основную в процессе формирования высших психических функций у ребенка.
Социализация происходит путем взаимодействия ребенка с взрослым в зоне ближайшего развития.
Основной труд, в котором на основе культурно-исторической теории описаны высшие психические функции и этапы их формирования - « Мышление и речь» Л.С.Выготского.
Но в последние годы появилось много критических материалов об учении Выготского. Самой большой критике подвергаются учение о развивающем обучении, о зоне ближайшего развития.
Наряду с основными положениями Выготский сформулировал основные принципы психологического познания, развитые А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурия, которые рассматриваются как методологические принципы отечественной психологии:
1.Принцип ДЕТЕРМИНИЗМА - причинной обусловленности всех психических явлений, понимается принцип с учетом двух моментов:
-все психические явления - отражение реального мира.
-все психические явления понимаются как продукт деятельности центральной нервной системы (мозга).
2. Принцип развития - все психические явления подвержены постоянным количественным и качественным изменениям, т.е. находятся в постоянном развитии.
3. Принцип единства СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Принцип единства сознания в деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.
Роль ВЫГОТСКОГО: Основное в этом учении, что ребенка есть потенциал для развития и обучения. Было признано, что у каждого ребенка есть потенциал, т.е. зона, где он может приобрести определенные знания и навыки. Таким образом, без теории Выготского не было бы коррекционной педагогики. Но опережающая роль обучения не может быть безгранична.
Далее психологическая теория Выготского развивалось и совершенствовалось в 2-х направлениях:
1.Деятельность А.Р. Лурии – изучение локализации.
2. Деятельность Леонтьева – понятие деятельность.
ФИЛЬМ «А.Р. ЛУРИЯ» ССЫЛКА В ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКЕ:
http://www.rideo.tv/video/15871/ ГЕНИИ И ЗЛОДЕИ
http://www.rideo.tv/video/8262/ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ФИЛЬМ
Мозг состоит из 2-х полушарий со специализацией. Во-первых, локализация у правшей левое полушарие носит смысловую нагрузку, правое – эмоциональное. Во-вторых, в строении мозга - 3 блока, согласованная деятельность которых определяет нормальную работу головного мозга. Эти функциональные блоки – условно выделенные группы.
Лурия увидел, что кора головного мозга делится на три блока.
1.Энергетический блок, блок регуляции тонуса и бодрствования
2.Блок приема, переработки и хранения поступающей из внешнего мира информации
3. Блок программирования и контроля психической деятельности
1. Энергетический блок, блок регуляции тонуса и бодрствования
1.ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК дает возможность сохранения известного напряжения (тонуса), необходимого для нормальной работы высших отделов коры головного мозга.
Входит:
- продолговатый мозг с ретикулярной формацией - (сеточка+образование – древняя центральная сердцевина мозга, простирающаяся от спинного мозга до промежуточного. Состоит из нейронов, входят множество путей от сенсорных систем и других отделов мозга, выполняет сложную интегративную функцию под контролем КБП. В ее состав входят дыхательный, рвотный и сосудодвигательный центры.);
- ядра таламуса (совокупность нейронов крупного отдела промежуточного мозга. Функция: обработка и передача информации в КБП. Поражение ядер может привести к нарушению протекания сенсорных процессов, восприятия речи, эмоционального поведения);
- лимбическая система – (совокупность мозговых образований, включает КБмозга, ядра конечного мозга, таламуса, гипоталамуса. Участвует в управлении вегетативными функциями, эмоциональным и инстинктивным поведением /пищевым, половым, оборонительным/, оказывает влияние на смену фаз сна и бодроствования, играет роль в процессах памяти);
- мозолистое тело – (самые крупные нервные волокна ГМ, соединяет в основном лобную и теменную области, при поражение нарушаются взаимодействия полушарий);
- медиобазальная поверхность коры.
Функции: 1) поддержание коры в тонусе, 2) регулирует уровень бодрости и активности коры, 3) регулирование уровень сна и бодрствования.
При поражении: наблюдаются неспецифические дефекты, характерные по своему механизму всем нарушениям психических функций и проявляются в снижении уровня активности, в снижении работоспособности, темпа, ритма работы, быстрой истощаемости (астеничный симптом) человека
2. Блок приема, переработки и хранения поступающей из внешнего мира информации
2.БЛОК ПРИЕМА ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ЭКСТЕРОЦЕПТИВНОЙ (внешней) ИНФОРМАЦИИ. Представляет собой сложное устройство. Обеспечивает получение, переработку и хранение информации, поступающей через осязательные, слуховые и зрительные приборы.
Входят структуры: все задние отделы больших полушарий (височная, теменная и затылочная).
Функции: 1) прием поступающей информации – функция первичных полей проекционные поля;
2) переработка поступающей информации, анализ и синтез свойств предметов-функций вторичных полей. Здесь создается целостный образ предмета, определяются его качественные характеристики и эта информация передается в
3) третичные поля, для сохранения и дальнейшего манипулирования (оперирования) образом предмета. К третичным полям относятся ассоциативные поля (эволюционно молодые участки новой КБМ). Составляет примерно две трети поверхности всей коры. Располагается в теменной, лобной и височной зонах. Роль: обеспечивает целенаправленное поведение, планирования действий, узнавания объектов, разных форм речи). Функция третичных полей – не только сбор, но и манипуляции образом предмета.
В 2-ом блоке четко прослеживается специализация отделов. Есть поля, которые отвечают за функции: затылочная – информация со стороны зрения (агнозоя); височная – со стороны слуха; центральная – движение, двигательная (ДЦП); теменно-затылочная – пространственная ориентировка. Поражение приводит к соответствующим нарушениям в виде агнозии, апракции, афазии, алалии.
При поражении: возникают специфические дефекты. Они имеют две характеристики:
1) нарушение отдельных психических функций (память, восприятие, мышление, внимание);
2) модальностный характер – нарушение одного из видов поступающей информации. Модальностный характер проявляется в последовательном нарушении отдельных элементов психических функций, связанных с переработкой определенной информации (нарушения зрительного восприятия ведет к нарушению зрительной памяти, наглядно-образного мышления, зрительно-пространственное ориентирование, нарушение восприятия, представлений).
3. Блок программирования и контроля психической деятельности
БЛОК ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗА ПРОТЕКАЮЩЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
Входят структуры: в основном лобная область. Функции:
1) планирование психической деятельности,
2) управление (регуляция) выполнением заданий, которая проявляется в произвольном характере протекания познавательных процессов.
3) функция контроля – контролируя я сличаю то, как я это сделал, с тем как это должно быть.
4) эмоциональная оценка;
5) мотивация.
При поражении: 1) нарушение функции планирования и контроля своих ошибок; 2) нарушение функций регуляции проявляются в «полевом поведении».
Эхопраксия-повтор поведения (нарушение произвольного аспекта). Эхолалия-повтор обращенных фраз (нарушение произвольного аспекта).
3) нарушение эмоциональных функций: при поражении левого полушария преобразующий отрицательный знак эмоций. При поражении правой лобной области – состояние эйфории.
4) снижение мотивационных потребностей, сниженная мотивация, которая проявляется в пассивности, инактивности, индефферентности (безразличия).
Поражение тех или иных участков приводит к соответствующим нарушениям в виде агнозий, апраксий, афазий и т.д.
Образование устойчивых нервных связей в коре головного мозга. А.Р.Лурия «Забывание-стирание следов» – временные нервные связи разрушаются. Механизмы забывания. А.Р.Лурия уделял большое внимание механизмам забывания, проблемам мнемотехники – приемы рационального запоминания. «Маленькая книжка о большой памяти» – описывает изучение мнемонистов.
ВКЛАД А.Н.ЛЕОНТЬЕВА
Деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях.
Рассмотрим структуру деятельности. Ест 2 компонента:
– мотивационный
– операциональный
Всякая деятельность начинается с включения мотивационного компонента, а ему предшествует возникновение потребности. Деятельность представляет форму активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях – субъективного переживания неудовольствия и психического дискомфорта и проявляется в поисковой активности. Потребность не опредмечена (внутренне переживаемое чувство). Потребности бывают различными, в том числе и биологическими. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, т. е. фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С этого момента активность становится направленной (потребность в чем-то конкретном), потребность[1] опредмечивается и становится мотивом, который может осознаваться или не осознаваться. Именно теперь, считает А.Н.Леонтьев, возможно говорить о деятельности. Деятельность соотносится с мотивом; мотив – предмет, который может удовлетворить потребность, то, ради чего совершается деятельность; деятельность – это совокупность действий, которые вызываются мотивом.
Действие – главная структурная единица деятельности. Оно определяется как процесс, направленный на достижение цели; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, т. е. условиями. Эти способы (неосознаваемые или малоосознаваемые) называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Если деятельность мы определили как совокупность действий, вызываемых мотивом, то действие может быть рассмотрено как совокупность операций, подчиненных цели.
Система целей – маленькие задачи, которые нужно решать, чтобы получить предмет. Как только мотив и цели возникли включается операциональный компонент. Действие – что надо делать, чтобы реализовать цели. Каждое действие состоит из конкретных операций.
Деятельность.
Мотивационный компонент Операциональный компонент
Мотив Действие
Цель Операции
Такова структура принципиально единая для внешней и внутренней деятельности, отличных, естественно, по форме (действия производятся с реальными предметами или с образами предметов).
ВПФ проявляются в психической деятельности. Деятельность – процесс активного взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляются изменения окружающего мира.