Художественное знание – целостное отражение мира и человека в нем в образах
Таков далеко не полный перечень видов человеческого знания, формирующих у людей картину мира, в котором они живут.
5. Научное познание
Научное познание – вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе.
Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание отличается от обыденного:
• стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;
• особым (научным) языком, используемым для описания объектов изучения;
• высоким уровнем обобщения знаний;
• желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и те, что важны для будущих поколений;
-универсальностью,
-использованием специальных способов и методов познавательной деятельности.
Выделяютдва уровня научного познания — эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов, наблюдений.
Теоретический уровень составляют идеи, концепции. В основе деятельности теоретика лежит выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственным восприятием. Согласно данным органов чувств солнце восходит и, описав дугу вокруг Земли, заходит. Создается впечатление, что оно вращается вокруг Земли. Однако, в действительности все обстоит иначе. Задача теоретического уровня познания состоит в обнаружении за видимыми проявлениями скрытых, внутренних, сущностных связей и отношений.
Основными методами научного познания являются:
1)Эмпирические методы: наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент и др.
Наблюдение - целенаправленное изучение свойств объекта и их фиксация.
Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью языковых средств или других знаковых форм.
Эксперимент – метод, при котором изучение явлений происходит в специально созданных и контролируемых условиях.
Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим.
2)Универсальные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстракция.
Анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на части.
Синтез – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Индукция ( от лат. inductio - наведение) научный метод познания, в ходе которого движение мысли идет от частного к общему.
Дедукция ( от лат.deductio – выведение) – научный метод познания, в ходе которого движение мысли идет от общего к частному.
Аналогия (от греч.analogia –соответствие) – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.
3)Теоретические методы: метод гипотезы, а также формулирование научной теории и др.
Гипотеза (от греч.hypothesis – основа, предположение) – это научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений,с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, т. е. предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева).
На проверке гипотез основано построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория выполняет не только описательную, но и прогностическую функцию: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, а также происходящих в нем явлений и процессов. В этом ее основное значение.
6. Социальные науки, их классификация.
Общество — настолько сложный объект, что одной науке не по силам изучить его. Только общими усилиями многих наук можно полно и непротиворечиво изучить и описать самое сложное образование, какое только существует на этом свете, — человеческое общество. Совокупность наук, изучающих общество, разделяют на две разновидности — социальные игуманитарные. Если социальные науки — это науки о поведении людей, предметом социальных наук является общество, гуманитарные — это науки о духе, предметом гуманитарных наук является культура.
К социальным наукам относятся:социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография.
Кгуманитарным наукам относятся: философия, история, искусствознание, культурология, литературоведение.
Это смежные науки они постоянно взаимодействуют и обогащают друг друга новыми знаниями, границы между социальной философией, социальной психологией, экономикой, социологией и антропологией можно считать весьма условными. На их пересечении постоянно возникают междисциплинарные науки — к примеру, на стыке социологии и антропологии появилась социальная антропология, на стыке экономики и психологии — экономическая психология. Кроме того, существуют такие интегративные дисциплины, как юридическая антропология, социология права, экономическая социология, культурная антропология, психологическая и экономическая антропология, историческая социология.
К разделу ведущих общественных наук относятся:
Экономика — наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления, формирующиеся в каждом обществе, формулирует основания рационального поведения производителя и потребителя благ. Экономика изучает также поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом — в общественной и частной жизни — люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы так или иначе учитываем принципы экономии.
Социология — наука, изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных конфликтов.
Политология — наука, изучающая феномен власти, специфику социального управления, а также отношения, возникающие в процессе осуществления государственно-властной деятельности.
Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли Античности и Средних веков — проблема души. Психологи изучают устойчивое и повторяющееся в индивидуальном поведении. В центе внимания находятся проблемы восприятия, памяти, мышления, обучения и развития человеческой личности. В современной психологии много отраслей знания, в том числе психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология и др.
Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Она изучает примитивные племена, которые сохранились с первобытных времен в затерянных уголках планеты: их обычаи, традиции, культуру, манеры поведения. Этногра́фия (от греч. εθνος — «этнос» (народ) и γραφω — «пишу») — наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру, особенности психологии и поведения; пользуется описательным методом исследования.
История — наука, объектом изучения которой является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации.
Культурология —наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфически человеческий способ жизнедеятельности. Культурологиюинтересует прежде всего мир искусства — живопись, архитектура, скульптура, танцы, развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества выступают индивиды, малые и большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той мере, насколько это касается создания культурных ценностей.