Либин А.В. Дифференциальная психология. Наука о сходстве и различияхмежду людьми. - М.: ЭКСМО, 2008
Нартова – Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта, МПСИ, 2008.
Платонов, Ю.П. Психология национального характера/Ю.П. Платонов. – СПб.: Академия, 2007. – 240 с.
Дополнительная
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.-Воронеж, 2000.
2. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999.
3. Апарцева, О.А. Гендерная психология: учебное пособие /О.А.Апарцева. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.- 52 с.
4. Арутюнян, С.М. Нация и ее психический склад/ С.М. Арутюнян. - Краснодар: Изд-во Краснодар. гос. пед. ун-та, 1966. - 271 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности/А.Г. Асмолов. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия». – 2007.
6. Аугустинавичюте, А. Соционика: Введение/ А. Аугустинавичюте. – СПб., Terra Fantastica, 1998.
7. Бердяев, Н.А. Судьба России/Н.А. Бердяев. – М.: Мысль, 1990. – 208 с.
8. Большунов, А.Я. «Новая тварь»: антропологическая ситуация на пороге третьего тысячелетия / А.Я. Большунов. – Социокультурные проблемы современной молодежи. – Новосибирск: НГПУ, 2006. – С. 67 – 84.
9. Большунова, Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки/ Н.Я. Большунова. – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 407 с.
10. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление/Н.Я. Большунова. - Новосибирск: НГПУ, 2005. – 324 с.
11. Большунова, Н.Я. Конспекты лекций по курсу общей психологии. Психология общения / Н.Я. Большунова, Н.Я. Большунов. – Новосибирск: СНИ, 2002. – 29 с.
12. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. – М, 1994.
13. Ваннах, М. Кидалты - взрослые дети постиндустриальной эпохи / М. Ваннах // Компьютерра . – 2008. - №10 (726). http://offline.computerra.ru
14. Воробьев В. В. Лингвокультурология/ВВ. Воробьев. - М.: Изд-во, РУДН, 2008.
15. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С.19 – 27.
16. Гнатенко, П.И. Национальная психология/П.И. Гнатенко. - Днiпропетровськ: «Полiграфiст», 2000. – 213 с.
17. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004.
18. Касьянова, К. О русском национальном характере/ К. Касьянова.
- М.: Институт национальной модели экономики, 1994.
19. Королев, А.А. Этноменталитет: сущность, структура, проблемы формирования/ А.А. Королев. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та «Социум», 2011.
20. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.
21. Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах /А.Ф. Лазурский. - М.: Наука, 1995.
22. Левитов Н.Д. Психология характера/Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1969. – 424 с.
23. Лесгафт П. «Семейное воспитание ребенка и его значение»/П. Лесгафт. – Избранные педагогические сочинения. Т.1. – М.: Изд. АПН РСФСР, - 1951
24. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику/В.А. Маслова. – М.: Флинта: Наука, 2004.
25. Мацумото, Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия/Д. Мацумото. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008. –
26. Мясищев В.Н. Психология отношений. Изб. псих тр./В.Н. Мясищев. – М.-Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.
27. Платон. Политика, или государство / Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003.
28. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: Астрель, 2008.
29. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. – Бахрах-М, 2009.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2011. - 720с.
31. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология/ Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 368 с.
32. Оллпорт Г.В. Личность в психологии/Г.В. Олпорт. – «КСП+», М.; «Ювента», СПб, 1998.
33. Феофраст. Характеры /Феофраст// Древняя Греция. — Л.: Наука, 1974.
34. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 2001
35. Франк В. Человек в поисках смысла.
36. Фромм, Э. Бегство от свободы/Э. Фромм. – Минск: Харвест, 2004.
37. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию/Г.Г. Шпет. – СПб.: Изд. дом «П.Э.Т.», 1996.
38. Юнг, К.Г. Психологические типы/К.Г. Юнг. - (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001.
Методические указания для магистрантов
1. Выполнение заданий для самостоятельной работы является обязательным условием получения зачета.
2. Требования к выполнению презентаций соответствуют стандартным.
3.Эссе пишется в свободной форме,
4.Интерактивное сообщение выполняется группой магистрантов ( 3- 5 чел) и осуществляется по результатам обсуждения.
5.Творческие задания выполняются по выбору магистрантов в свободной форме.
Тематика рефератов:
1. Типологии характера
2. Отклоняющее поведение и его причины
3. Теория характера В.Н. Мясищева
4. История развития представлений о характере
5. Основные положения о характере в отечественной психологии
6. Теория характера А.Ф. Лазурского.
7. Понятие о национальном характере
8. Специфика русского характера
9. Специфика любого (на выбор) национального характера.
10. Основные условия развития и саморазвития характера.
Контролирующие материалы
Вопросы для самоконтроля знаний
Контрольные вопросы.
1. Какие представления о характере существовали в античности.
2. Рассмотрите историю становления науки о характере.
3. Кто ввел в обиход название характерология.
4. Как соотносятся категории личность, индивидуальность, характер, темперамент, направленность, способности.
5. Рассмотрите основные положения о характере, существующие в отечественной психологии
6. Рассмотрите представления о структуре характера.
7. Основные условия развития характера.
8. Основные условия саморазвития характера.
9. Рассмотрите представления о симптомокомплексах характера.
10. Теория характера А.Ф. Лазурского.
11. Представления о характере С.Л. Рубинштейна.
12. Представления о характере в работах В.Н. Мясищева.
13. Представления Н.Д. Левитова о характере.
14. Представления о характере в русской религиозной философии и психологии.
15. Что такое тип характера.
16. Как соотносятся тип характера и индивидуальные его особенности.
17. Какие существуют типологии характера
18. Каковы отличительные особенности психологических типологий характера.
19. Назовите отличительные особенности социокультурных типологий характера.
20. В чем состоит специфика социальных типологий характера.
21. Каковы особенности клинических типологий характера.
22. Каковы основные положения типологии характера А.Ф. Лазурского.
23. Рассмотрите основные положения о типах характера в классическом психоанализе.
24. Рассмотрите типологию характера, основанную на понятии акцентуация.
25. Основные представления К. Юнга о характере.
26. Опишите детские (школьные) типы характера Ф. Лесгафта.
27. Выделите основные параметры типологии характера Э. Фромма.
28. Что лежит в основе типологии характера по А.Адлеру.
29. Назовите формы девиантного поведения.
30. Перечислите социальные детерминанты девиантного поведения.
31. Перечислите биологические предпосылки отклоняющегося поведения.
32. Раскройте характер взаимодействия социальных и биологических факторов поведения личности.
33. Назовите психологические факторы развития девиантного поведения.
- Что такое национальный характер.
35. Каковы причины отказа ряда этнологов и этнопсихологов от категории национальный характер.
36. Дайте критический анализ категорий базовая и модальная личность.
37. Являются ли, на Ваш взгляд, идентичными понятия национальный менталитет и национальный характер. Поясните свою позицию.
38. Назовите основные черты русского национального характера.
39. Каковы причины трудностей в определении содержания русского характера.
40. Перечислите и раскройте содержание основных факторов, влияющих на становление национального характера.
41. Перечислите и раскройте черты «западного» менталитета в сравнении с «восточным».
42. Что такое социокультурное самоопределение, в чем оно проявляется.
43. Выделите проблемы, обусловливающие трудности социокультурного самоопределения современной молодежи.
44. Сформулируйте задачи психолога, работающего в поликультуральной среде.
45. Сформулируйте задачи психолога в работе с мигрантами.