Особенности деятельности в системе «человек-человек»

Профессиограммы и психограммы профессий типа «человек-человек» отражают обычно лишь качественные характеристики деятельности. Все социально-психологические условия деятельности субъектов, как правило, сложно заранее предусмотреть и количественно оценить из-за высокой динамичности и специфики социально-психологических феноменов. Например, деятельность того или иного профессионала в организации во многом определяется ее формальной структурой (числом уровней управления, жесткостью регламентации тех или иных аспектов деятельности - доступа в базы данных, контроля общения и пр.), личностными особенностями непосредственных руководителей, организационной культурой.

Успешностьпрофессиональной деятельности субъекта в профессиях типа «человек-человек», как правило, не может быть сведена лишь к результативности. Она обычно является интегральным феноменом (количественные и качественные показатели деятельности, психофизиологические затраты, удовлетворенность трудом, оценка человеком своего труда и его оплаты, взаимоотношения с коллегами и руководством, их оценка труда субъекта и др.).

Кроме этого, в профессиях типа «человек-человек» ощутимо воздействие факторов внешней среды, таких как социально-экономическая политика государства в определенные периоды, различные социально-психологические феномены общественной жизни, одновременно охватывающие разные организации и их персонал. Это явление можно определить как изоморфизм социально-психологических процессов.

По этой причине простые алгоритмы отбора, эффективные в системах «человек-техника», намного усложняются в профессиях, связанных с активным межличностным общением и взаимодействием субъектов. Даже «незначительная» специфика рабочего места, особенности окружающей среды, социально-психологический климат в коллективе (в организационной психологии понимаемый как корпоративная культура) могут вносить серьезные коррективы в требуемые ПВК субъектов. Поэтому в каждом конкретном случае необходимы разработка психологом профессио- и психограммы для данных рабочих мест, адаптация психологических методик к специфике организации и контингента испытуемых, выделение тестовых норм, оценка их динамики во времени и др. Кроме того, весьма значимы доминирующие функциональные характеристики деятельности. Например, в профессии летчика трудовой пост командира самолета требует ПВК, типичных для деятельности руководителя, в то время как трудовой пост штурмана - ПВК, типичных для инженера. К тому же особенности рабочих мест в самолетах разных типов предъявляют свои весомые требования к исполнителям трудовых функций.

Появилась необходимость различать подтипы в профессиях типа «человек-человек» («человек-человек», «человек-социальная контактная группа», «человек-социальные группы» и др.), так как они часто предполагают разные трудовые функции субъектов. Другая представительная группа - руководители разного иерархического уровня и руководители, исполняющие разные функциональные обязанности. Третий возможный критерий различий - руководители-менеджеры и руководители-предприниматели. Четвертый - руководители-управленцы и руководители-воспитатели.

Также и в профессии «психолог» весьма различаются требования к ПВК психолога-исследователя, преподавателя, тренера (фасилитатора), внешнего оргконсультанта, внутреннего оргконсультанта (психолога в организации), психотерапевта и др.

Контрольные вопросы и задания к модулю 4

1. Сравните требования профессий типа «человек-человек» и типа «человек-образ».

2. Опишите требования профессии типа «человек-техника» и типа «человек-природа».

3. Опишите требования профессии типа «человек-знак».

4. Опишите характер возможных различий требований к специалисту на разных рабочих постах в рамках одной профессии. Приведите примеры из практики.

Литература к модулю 4

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер, 2007.

2. Айдинян Р. Проблемы определения целей и миссии организации // Управление в России. 2003. №6. С.7-18.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.

4. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003.

5. Бандурин А. В. Стратегический менеджмент в организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. №2. С.21-29.

6. Быкова А.А. Организационные структуры управления. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест: Институт экономических стратегий, 2003.

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Изд-во МГУ, 1995.

8. Дафт Р.Л. Введение в менеджмент. СПб.: Питер, 2001.

9. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

10. Ельмеев В.Я. Отношение к труду и некоторые вопросы его конкретно социологического исследования // Человек и общество / Под ред. Б.Г. Ананьева. Л.: Изд. ЛГУ, 1967.

11. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. М.: АРМАДА. 1998.

12. Замфир К. Удовлетворенность трудом. М.: Политиздат, 1983.

13. Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2002.

14. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.

15. Катц Д., Канн Р. Социальная психология организации. Киев, 1993.

16. Кушелевич Е.И. Развитие и изменение организации в парадигме жизненных циклов. М., 1999.

17. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.,1971.

18. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологические описания: Учеб. пособие. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.

19. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.

20. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1993.

21. Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1999.

22. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2002.

23. Молл Е. Мотивирование персонала современной компании. // Топ-менеджер. № 12 (22). 2002. http://www.top-manager.ru/?a=1&id=779

24. О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. http://e2000.kyiv.org

25. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М.: Наука, 1984.

26. Платонов Ю.П. Социальная психология трудовой деятельности. СПб., 1992.

27. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Уч. пос. СПб.: Речь, 2002.

28. Пригожин А.И. Цели организаций: стереотипы и проблемы. // Общественные науки и современность. № 2. 2002. С. 5-19.

29. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. / Сост. сборника Н.А. Литвинцева. М.: АОЗТ Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.

30. Психология менеджмента: Учебник / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000.

31. Пью Д., Хиксон Д. Исследователи об организациях. Хрестоматия. М., 1997.

32. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.

33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

34. Савеленок Е. Идеология компании и изменения в организации. // Проблемы теории и практики управления. 1998. №6.

35. Смирнов А. К вопросу о миссии // Менеджмент в России и за рубежом. 2002, №4. С.15-24.

36. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. М.: Инфра-М, 2002.

37. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб: Питер, 2001.

38. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2002.

39. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. / Под ред. проф. В.В. Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.

40. Файоль А. Общее промышленное управление. М., 1992.

41. Человек и его работа / Под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина, В.А. Ядова. М.: Мысль, 1967.

42. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. СПб: Питер, 2002.

Модуль 5. профессиональная диагностика и развитие ЛЕКЦИЯ 15. Адаптация человека к профессиональной деятельности

Наши рекомендации