Интеркорреляции шкал СПП r

Шкала СПП СФТ СТ СВ СП СС
СФТ 0,72          
СТ 0,73 0,4        
СВ 0,74 0,44 0,46      
СП 0,7 0,34 0,41 0,42    
СС 0,62 0,34 0,31 0,32 0,42  
СЦ 0,66 0,44 0,33 0,28 0,35 0,49

Примечание. N=93: 42 ученика школы № 57, 19 учеников школы № 130, 11 воспитанников детского дома № 17, 21 ученик частной школы. Все показатели превышают табличное значение для p<0,01.

162

Таблица 2.3.5

Показатели коэффициентов корреляции r каждого из
пунктов с общим показателем СПП

                   
r 0,12 –0,32 0,44 –0,31 0,11 –0,32 –0,16 0,37 0,15 –0,44
                   
r –0,11 –0,31 –0,35 0,12 0,29 –0,28 –0,3 0,37 –0,38 –0,15
                   
r –0,39 0,38 –0,35 –0,21 –0,52 0,16 0,35 –0,45 0,24 –0,38
                   
r –0,31 0,31 –0,1 –0,13 –0,25 –0,17 0,55 0,27 –0,37 –0,25
                   
r –0,4 –0,27 –0,38 –0,26 –0,21 0,35 –0,15 0,24 –0,08 –0,41
                   
r –0,17 0,06 –0,17 0,04 0,18 –0,17 0,25 –0,26 –0,37 0,2
                   
r –0,34 0,41 –0,15 –0,12 –0,23 –0,07 –0,34 –0,35 –0,14 –0,14
                   
r –0,54 –0,26 –0,32 –0,09 –0,45 –0,41 –0,4 0,25 –0,44 0,16

Примечание. n=97. Полужирным шрифтом выделены показатели, значимые при p<0,05, подчеркнуты значимые при p<0,01).

Основная часть пунктов коррелирует с общим показателем СПП на значимом уровне; знаки r везде, кроме пункта № 76, совпадали с теоретически предполагаемыми ключевыми ответами. Ключ пункта № 76 был изменен. Утверждения, слабо согласованные с тестом в целом, еще раз отредактировали, чтобы сделать их более ясными и однозначными.

Стандартизация теста. На материале «сырых» данных 201 подростка г. Москвы и Боровского района Калужской области, а также 123 юношей и девушек г. Москвы (студентов МПГУ, МГППУ, Военной Академии и служащих) мы осуществили стандартизацию теста СПП. Для каждой шкалы были вычислены максимальные и минимальные значения, медианы, средние арифметические и стандартные отклонения (Таблица 2.3.6). Далее

163

осуществлена нормализация показателей, перевод сырых баллов в z-единицы и затем посредством преобразования Мак-Колла в стандартные Т-баллы (Приложения 2 и 3). По этим результатам для удобства использования построены стандартные бланки (для двух возрастных групп — 13—16 лет и 17—23 года, с учетом гендерного расщепления — мужской и женский варианты), которые позволяют наглядно представить полученные данные и сравнить показатели шкал между собой. Каждая шкала на этом бланке (аналогично бланкам тестов MMPI, POI) имеет свой масштаб, но среднее значение совпадает с 50 Т-единицами, а стандартное отклонение соответствует 10 Т-баллам. Таким образом, значения от 40 до 60 Т-баллов можно считать средними, выше 60 — высокими, ниже 40 — пониженными.

Таблица 2.3.6

Результаты стандартизации теста СПП (для девочек (n=99,
мальчиков (n=102), девушек (n=76) и юношей (n=47).

    Med μ Max Min σ
СПП Девочки / Мальчики 24 / 10 22,1 / 12,0 66 / 62 –20 / –44 18,3 / 22
  Девушки / Юноши 35 / 30 29,4 / 28,5 62 / 60 –28 / –24 22,6 / 19,9
СФТ Девочки / Мальчики 4 / 2 4,2 / 2,0 12 / 12 –10 / –10 4,8 / 5,4
  Девушки / Юноши 6 / 4 4,9 / 4,6 14 / 14 –12 / –4 5 / 4,5
СТ Девочки / Мальчики 4 / 2 3,2 / 2,4 12 / 14 –8 / –8 4,9 / 5
  Девушки / Юноши 4 / 6 4,9 / 4,6 14 / 12 –6 / –8 4,6 / 4,6
СВ Девочки / Мальчики 3 / 1 3,5 / 2,2 17 / 17 –9 / –13 5,5 / 5,9
  Девушки / Юноши 7 / 5 4,9 / 4,4 15 / 13 –7 / –9 5,5 / 5,1
СП Девочки / Мальчики 5 / 1 4,0 / 1,1 13 / 11 –7 / –11 3,9 / 4,7
  Девушки / Юноши 7 / 5 5,5 / 5,2 13 / 13 –7 / –5 5 / 4,2

164

СС Девочки / Мальчики 3 / 1 2,0 / 1,2 7 / 7 –7 / –5 2,5 / 3
  Девушки / Юноши 3 / 5 5,5 / 3,5 7 / 7 –3 / –1 2,4 / 2,4
СЦ Девочки / Мальчики 7 / 4 5,7 / 3,3 13 / 13 –7 / –9 4,6 / 5, 4
  Девушки / Юноши 7 / 7 2,6 / 5,5 15 / 15 –11 / –5 6,5 / 5,5

Итак, разработанные нами методы позволяют адекватно отразить всю специфику феноменологии психологического пространства личности. В различных модулях нашего исследования в зависимости от поставленных целей они использовались в сочетании с другими, давно апробированными и авторитетными методами.

165

Глава 3
Эмпирическое исследование
генезиса и феноменологии
психологического пространства
личности

Для эмпирического подтверждения положений нашего подхода нами был проведен цикл частных исследований, изучающих различные аспекты проявления и динамики психологического пространства. Необходимость этих исследований диктовалась не только научными требованиями строгого исследования, но и прикладными задачами диагностики, прогноза, развития личности и уточнения стратегий психотерапевтической работы с человеком. Количественные данные позволяют подтвердить реальность предлагаемого подхода статистически, а установление связей уровня суверенности с индивидуально-типологическими и мировоззренческими характеристиками дает возможность составить представление о тех психологических механизмах, посредством которых человек стремится поддержать свою автономию. Поэтому на всех этапах работы мы не оставляли без внимания прикладной аспект полученных данных, связанный с развитием личности и психотерапией.

Стремление довести до исследователей и практикующих психологов наши результаты не всегда позволяло в заданных временных рамках достигнуть высокого уровня достоверности, однако в силу того, что исследование продолжается, расширяясь количественно и обогащаясь методически, мы сочли необходимым ввести в обсуждение даже те данные, которые пока носят дискуссионный характер: исследования всегда цикличны, и тенденции, которые отмечались нами несколько лет назад на крайне скудном материале, со временем подтвердились на более солидных выборках.

166

Исследования осуществлялись в основном по модульному плану: каждый из них отвечал собственной научной задаче, и выборки участников не всегда пересекались: группы респондентов различались по полу, возрасту и социальному положению, будучи приглашенными исходя из цели исследования. Частично привлекались также психологи-эксперты с опытом исследовательской и практической работы в области психологии развития.

Всего в нашей работе, проводимой в течение десяти лет, приняло участие около 400 респондентов из Москвы и других регионов, в основном подросткового и юношеского возраста, разного социального положения и интеллектуального уровня.

Основная цель эмпирического исследования — изучение генезиса и феноменологии психологического пространства.

Задачи работы состояли в том, чтобы:

• изучить динамику границ психологического пространства в онтогенезе;

• установить связь уровня суверенности личностных границ с индивидуально-психологическими, гендерными, социальными характеристиками личности и особенностями самосознания;

• изучить клинику нарушений психологического пространства и типы компенсаций;

• сформулировать предположения о механизмах регулирования и поддержания личностной автономии.

Основные гипотезы исследования.

1. Психологическое пространство развивается в онтогенезе, проходя через сензитивные к его измерениям периоды.

2. Целостность границ психологического пространства определяет благополучие и продуктивность личности в различных сферах жизнедеятельности.

Методы исследования включали в себя клинический метод (case-method), квазиэкспериментальное сравнительное исследование, моделирование, а также методы качественной и количественной обработки полученных данных (корреляционный анализ — подсчет r Пирсона и Спирмена, непараметрического критерия значимости различий U Манна — Уитни). Статистическая обработка осуществлялась на персональном компьютере посредством программ Excel и Statistica-6. В батарею основных используемых методик вошли авторские методы моделирования конфликтных

167

ситуаций, опросник «Суверенность психологического пространства», методика моделирования конфликтных ситуаций, а также, в зависимости от частных задач отдельных модулей исследования авторитетные диагностические методики 12PF Кеттелла, ЛОД С. Айзенк, «Акцентуации характера» К. Леонгарда, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Дж. Грамбо в адаптации Д. А. Леонтьева, тест Т. Лири, «Индикатор coping-стратегий» Д. Амирхана, методика самоописания.

Основные направления формулирования частных гипотез исследований были подсказаны результатами пилотажных серий, проведенных преимущественно в рамках подготовки дипломных и диссертационных исследований под нашим руководством.

3.1. Онтогенез психологического
пространства личности

Теоретическую базу для изучения онтогенеза психологического пространства составили положения учения С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской, В. Э. Чудновского о развитии субъекта, и их эмпирическое подтверждение [148, 3, 189]. Развитие личности, по С. Л. Рубинштейну, это способность становиться субъектом, достигая в процессе этого становления высшего уровня субъектности.

В. Э. Чудновский для демонстрации психологических механизмов развития личности предлагает использовать понятие « ядро субъективности» — своеобразный сплав различных по своей психологической сути проявлений субъективного, которые объединены главным свойством, высоким «зарядом» субъективной (а не реактивной) активности [148]. Становление ядра субъективности выражается в постепенном изменении соотношения между внешним и внутренним: от преимущественной направленности «внешнее через внутреннее» ко все большему доминированию тенденции «внутреннее через внешнее».

На значительном эмпирическом материале показано, что в процессе жизненного пути вклад биографических событий, связанных с собственной активностью человека, неуклонно растет. В ходе онтогенеза, отмечает В. Э. Чудновский, происходит эмансипация ядра субъективности от породивших его внешних и внутренних условий. Оно приобретает устойчивость, инертность,

168

сопротивляемость по отношению к непосредственным воздействиям и наконец, на некотором уровне развития внутренний мир начинает функционировать на основе самоорганизации, позволяя менять структуру психологической организации индивида, придавать ей не только «гибкость», но и «упругость», то есть личность укрепляется в своей автономии.

Психологическое пространство как форма субъектности обладает онтогенетической динамикой, которая следует закону дифференциации: по мере взросления появляются новые измерения и таким образом область субъектности расширяется. Демонстрируя также свою способность самокомпенсации, оно изменяется и при прохождении через ненормативные личностные кризисы (так, сама феноменология приватности включает в себя ее динамику в зависимости от стадии жизненного цикла или биографического события).

Исследования онтогенеза приватности
за рубежом

К настоящему времени за рубежом получен некоторый эмпирический материал о становлении приватности в онтогенезе. М. Вольфе (в понимании которой приватность подразумевает возможность субъекта регулировать взаимодействие и информацию) одной из первых обратила внимание на то, что приватность меняется на протяжении жизненного цикла, а ее качество и количество нельзя привязать к какой-либо стадии, так как меняются и потребности, и притязания человека [286]. Качество и количество приватности она пыталась объяснить социальным контекстом и задачами каждой возрастной стадии. А. Зиммель полагал, что жизненный цикл — это череда конфликтов и примирений с обществом, и каждый индивид возводит и разрушает границы между собой и миром, чередуя приватность и взаимодействие; ребенок располагает приватностью постольку, поскольку признается личностью [273].

Приватность в США является очень важным понятием: основная мысль наук о детстве состоит в том, что ребенок, который вырастает в здорового взрослого, должен для своего взросления располагать автономией, чувством компетентности и поддержкой окружающих. Поскольку слово «приватность» раньше не использовалось

169

в науке, бытовало мнение, что она обязательно сопровождается одиночеством. Но уже в раннем детстве сепарация не является негативным опытом: в самом ее предпочтении заключена добровольность этого выбора, ведь одиночество и уединение экологически синонимичны, а психологически очень различны.

В раннем детстве у ребенка, по мнению М. Вольфе, нет выбора ситуаций приватности: и время, и пространство его существования контролируются взрослыми. Когда ребенок получает возможность «быть навязчивым», ходить и говорить, взрослые начинают его ограничивать, а лимиты зависят от понимания и прегрешений ребенка [195].

Наблюдая возрастную динамику личного пространства, И. Альтман отмечал его недостаточность в раннем и дошкольном возрасте, в силу чего маленькие дети часто подходят слишком близко и не могут закрыться (защититься) от воздействия других [206—206]. Возможно, это выражает их недостаточную потребность в сепарации, их пока еще неизжитое стремление к симбиотическим отношениям. По мере взросления от шести до двенадцати лет дети начинают предпочитать отдельное место месту в круге, то есть потребность в личном пространстве начинает оформляться и выражать себя.

Ребенок вторгается, в его пространство тоже начинают вторгаться. Способность быть «вездесущим» у ребенка, согласно Ж. Пиаже, стимулируется в первую очередь стремлением к информации. Маленькие дети верят, что даже если их действия никто не видит, их могут наказать, что их внутренние помыслы «прозрачны» для окружающих. Примерно с 7—8 лет дети сами контролируют дальность перемещений, а взрослые ограничивают активность детей, задавая им вопросы о том, где они были, когда их не видно. Одиночество вне надзора — очень важный опыт: первая успешная ложь или скрытое поведение дают знание об установлении собственного контроля над мыслями и поведением [277]. Возможность выбирать приватность варьирует и природу межличностных отношений. Если размер групп возрастает, коллективные нормы начинают определять сверх меры выбор, форму и сущность информации и взаимодействия. Поднимаясь от межличностного уровня к институциональному (например, школе), человек меняет свою способность совершать выбор в зависимости

170

от позиции по отношению к социальной структуре [286].

Взрослея, между приходом в школу и подростковым возрастом, дети больше сосредоточиваются на отношениях со сверстниками. Способность устанавливать отношения в разных группах содействует адекватному поведению, если между двумя группами осуществлена сепарация и проведены психологические барьеры, разделяющие информацию, которая может быть использована. Согласно Э. Эриксону, дети могут нуждаться в том, чтобы: 1) сознательно отказываться от требований других, будь то сверстники или родители, 2) контролировать стимуляцию из социальных или физических источников, 3) устанавливать аспекты поведения, которые должны быть включены в социальное взаимодействие, а также использовать роли и фантазии как способы проверки природы взаимодействия [195].

Когда дети превращаются в подростков, взрослые относятся к ним как «почти взрослым» (near-adults). Достигнув подросткового возраста, дети обретают больше независимости, чем их семьи; они требуют закрытых дверей, личного дневника, претендуют на личные тайны и секреты. Дети много времени проводят вне дома, чтобы: 1) наладить взаимоотношения между членами семьи, которые могут ссориться по вине подростков, 2) ограничить доступность для семьи информации о себе, 3) создать условия для общения со сверстниками. В критической фазе становления идентичности приватность рассматривается как важнейший аспект социализации.

М. Вольфе эмпирически изучала представление о приватности посредством интервью 900 детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет, которым задавали вопрос о том, что это такое. Затем ответы детей классифицировали на группы по полу, возрасту, социоэкономическому статусу, расе и этнической группе. Уточняющие вопросы состояли в том, что ребенок делает, когда он занят своим самым личным делом, что такое «личное дело», «личная вещь», «личная беседа». Опрос проводился по 5 параметрам: что такое приватность, переживание приватности, нарушения приватности, личное место и частная беседа. Признаки приватности оказались разнородными и включали в себя как территориальные маркеры, так и проявления субъектности.

171

В целом же анализ полученных данных привел к выделению 36 ключевых категорий, которые описывали смысл переживания приватности (Таблица 3.1.1).

Таблица 3.1.1

Наши рекомендации