Развитие фонематического слуха

По мнению методистов русского языка, работе по развитию фонематического слуха у первоклассников с нарушением речи должно предшествовать формирование у них умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. На экскурсии, во время прогулки учитель - логопед предлагает ученикам послушать шуршание листьев под ногами, шелест падающей листвы, передать его звуками: « ш-ш-ш...». Необходимо учить детей слушать и различать голоса некоторых птиц, животных, например кошки («мяу»), собаки («ав, ав»), петуха («ку-ка-ре-ку») и других, а в условиях города различать звуки транспорта (трамвая, машин). Можно провести игру «Кто услышит больше звуков?», или «О чем говорит улица?», или «О чем говорит коридор?», вспомнить, как звенит звонок, передать его голосом («з-з-з»), сказать, где слышали звонки (в школе, в кинотеатре, в трамвае, телефонный звонок, звонок в дверь и т. д.).

Развитию внимания к звукам окружающей действительности способствует чтение учителем - логопедом стихотворений, загадок, потешек, в которых передаются голоса животных.

Следующий этап — членение высказывания на слова. Вследствие того, что у детей с нарушением речи к моменту обучения грамоте, еще недостаточно сформирована связная речь, основой которой является словарный запас, работа по усвоению термина «слово» начинается с называния отдельных предметов, когда слова выступают изолированно, вне предложения. Прежде всего учитель - логопед предлагает рассмотреть предметы, которые выставлены на столе (игрушки, учебные вещи), назвать, подсчитать, сколько их. Далее уточняется, сколько предметов назвали и сколько сказали слов. Повторяется первое, второе, третье слово, как правило, не более трех, т. е. столько, сколько дети могут сосчитать.

С этого момента вводится условно-графическая запись слов, затем предложений, слога, звука, т. е. своеобразная форма материализации, при которой моделируется фонемная структура слова (Д.Б. Эльконин), речевое высказывание (М.Ф. Гнездилов). Запись осуществляется полосками бумаги разной длины и цвета, а также кружочками — для обозначения звуков.

На доске учитель - логопед (у себя на парте — каждый ученик) выкладывает столько полосок, сколько названо слов.

Затем вместо натуральных предметов используют их изображения: называют нарисованные предметы, слова условно-графически записывают.

Только после такой предварительной работы можно предлагать любые слова (пока только названия предметов) без наглядного подкрепления. Учитель говорит слова, уточняет, понимают ли дети их значение, и просит их записать.

Усвоению термина «слово» способствует работа над семантикой слов, которая в пропедевтический период проводится путем различения на слух и в произношении слов, сходных по звуковому составу, различающихся лишь одним или двумя звуками (слов-паронимов). Предлагается назвать предметы, нарисованные на картинке (стол, стул), показать картинки, где изображены мышка, миска, четко произнести названия. Для различения могут быть рекомендованы следующие слова: дом—дым, бочка—почка, сок—сук, кот—кит, кот—крот, коза—коса, лежка—лодка и др.

Далее дети учатся строить предложения на основе непосредственно производимого ими действия, или действия, изображенного на рисунке («ситуативные» картинки), или на тему, данную учителем.

 
  Развитие фонематического слуха - student2.ru

Учитель объясняет, что сейчас сказали предложение. Предложение записывают одной длинной чертой, указывая его начало и конец:

 
  Развитие фонематического слуха - student2.ru

Предложение состоит из слов. Уточнив, сколько слов в составленном предложении, называют их и делают соответствующую запись:

 
  Развитие фонематического слуха - student2.ru

Таким образом, продолжая формировать представление учащихся о слове, необходимо учить их относить к словам названия не только предметов, но и действий. Предложения сначала составляются из двух, затем из трех и более слов. Можно включить в предложение предлог, обратив внимание детей на то, что это маленькое, но отдельное слово и записывать его надо тоже отдельно.

Только после этого можно приступить к членению предложения, данного учителем, без предварительного его составления. Произносить его следует с паузами между словами. Условно-графическая запись помогает учащимся более наглядно осознать состав предложения, сделать его анализ. Следующий этап работы — деление слов на слоги, выделение слога как части слова. Сложность заключается в том, что вначале понятие «слог» и «слово» в силу их созвучия учащимися слабо дифференцируются. Поэтому на первых порах термин «слог» не дается, о нем говорится как о «части слова». Учитель может прочитать рассказ или передать содержание сюжетной картинки, так чтобы некоторые слова, в данном случае имена детей, звучали в послоговой разбивке.

 
  Развитие фонематического слуха - student2.ru

Внимание учеников акцентируется на том, что слова произносятся по частям, каждое слово состоит из нескольких частей. После этого уточняется, какая часть первая, какая вторая. Условно-графической записью моделируется слоговая структура слова:

В дальнейшем вводится понятие «слог», становясь единственным термином в речи учителя и учащихся.

Последним этапом подготовительных занятий является выделение звуков речи (а, у, м), с которых начинается овладение грамотой.

В современной методике подготовки детей к обучению в школе этап формирования звукового анализа рассматривается как начальный этап ориентировки в фонемной системе языка (Д. Б. Эльконин, Л. Е. Жукова). Основное в этот период — научить способу выделения в слове звуков независимо от их артикуляционной характеристики. Однако вся работа по обучению умениям выделять любой звук, определять его место в слове, подбирать слова, «в состав которых входит определенный звук, предполагает уже сформированное отношение к формальной, звуковой стороне слова, с отвлечением от смысловой его характеристики».

Дети с проблемами в речевом развитии могут овладеть указанными умениями только в ходе всего периода обучения грамоте. В данный период обучения на занятиях ставится задача именно отвлечения от конкретного содержания слова, от его смысла. Внимание учащихся к звуковой структуре слова только формируется.

Знакомство - детей со звуком начинается с выделения слога, состоящего из одного звука, гласного а, который находится в начале слова под ударением, так как в этой позиции гласный легче выделить. Можно предложить детям игровую ситуацию: «К нам в гости пришла кукла. Как звать ее, знаю только я. Давайте называть имена. Может быть, кто-нибудь угадает, как зовут куклу?» Если в классе есть девочка Аня или мальчик Алик, то проще будет соотнести имена детей и куклы. Дальше работа идет уже по знакомому пути: слово делится на слоги, выделяется первый слог. Учитель объясняет, что этот слог состоит из одного звука. Интонационным подчеркиванием он помогает учащимся услышать нужный звук в слове, а затем произнести его изолированно.

Условно-графическая запись звука оформляется в виде квадратика.

Уже на данном этапе некоторые методисты рекомендуют гласные звуки обозначать квадратиком красного цвета, а согласные — синего. Эти обозначения можно будет вводить в ходе постепенного формирования у учащихся умения различать гласные и согласные звуки на слух и в собственном произношении в течение всего процесса обучения грамоте.

Следующие задания направлены на выделение звуков, находящихся в позициях разной сложности (для гласных — это ударность и безударность). Однако в добукварный период эти звуки должны стоять только в начале слова, и их звучание следует интонационно подчеркивать в произношении (Ааалла, ааастра, аааист, ааарбуз и др.). Условно-графическая запись представлена на страницах букваря и азбуки.

Таким образом, подготовив слуховое внимание детей с ОНР к восприятию звуков речи, мы можем продолжать формирование навыка звукового анализа в процессе обучения грамоте.

Несомненно, в ходе подготовительных занятий выделятся дети, у которых трудности в различении звуков проявятся в большей степени, чем у других. Коррекционная работа с ними в до-букварный и букварный периоды поможет им в овладении чтением и письмом. Однако эти ученики должны быть в поле зрения педагога в течение всех лет обучения в школе.

Развитие у учащихся умения слышать и выделять звуки речи в разных позициях, дифференцировать сходные, устанавливать их количество и последовательность в слове способствует предупреждению грубых нарушений чтения и письма.

Наши рекомендации