Ненужное соперничество
С этого же класса началось мое соперничество с Шишкой. Я не соперничал, как и он. Мы не соперничали. Скорее всего, соперничали наши родители. Учителя немножко нас стравливали. Шишкой его прозвали ребята за то, что какое-то время он был старостой. Это соперничество нам, собственно, навязали и вот как. Шишка был сыном маминой подруги, а точнее, приятельницы. Он был наполовину русский, наполовину еврей. Прически у нас были одинаковые, как «смушки каракуля» волосы, а носы смотрели в разные стороны — мой вниз, его — вверх. Он был скорее сангвинического, а я, пожалуй, меланхолического темперамента. Меня считали усидчивым, а его талантливым. Почему-то считалось, что я все беру задом, хотя собственно на учебу я времени почти не тратил. А в последующем приспособился домашние задания» особенно по математике, делать на переменках. Правда, я много читал, но, насколько помню, много размышлял. Скорее всего, это была умственная жвачка несколько хронически депрессивного, недовольного и неуверенного в себе ребенка. В общем, скорее всего я жил своим внутренним миром.
В пятом классе выявились мои способности к декламации, и я стал участвовать в художественной самодеятельности. Читал всякие стихи, выступал на конкурсах, но дальше городского не проходил. Репертуар у меня был небольшой. Всего два стихотворения. Одна басня С.Михалкова. Что-то про рубль и доллар. Я до сих пор помню ее почти наизусть. Воспроизвожу по памяти:
Американский доллар важный,
Который нынче лезет к всем в заем,
Однажды с советским встретился рублем.
И ну куражиться,
И ну во всю хвалиться:
Передо мной открыты все двери, все границы.
Там было еще что-то. Доводы рубля я не запомнил. Но конец басни помню хорошо, В общем, в басне он победил. Доллар смутился. А Рубль гордо сказал:
А ну, посторонись, советский рубль идет!
Это стихотворение ставила мне преподаватель литературы из соседней женской школы. Особенно долго репетировали последнюю строчку. При этом я еще что-то делал руками.
Второе стихотворение было очень длинное и смешное, как два неудачливых приятеля пытались мнемотехническими приемами запомнить номер телефона. У них ничего не получалось, так как они забывали первое число, так повторялось несколько раз, но все-таки каждый раз они телефон забывали и другу своему в конечном итоге не звонили. На районном смотре язапутался сам, что-то подзабыл, и больше с этим стихотворением не выступал. А вот с долларом и рублем я попал на городской смотр. Но дальше меня уже не пускали. Артистичности во мне не было. Продвигался, наверное, за счет политического репертуара.
Шел 1949 год. Страна готовилась отметить 70-летний юбилей И.В.Сталина, И тут меня взяли в оборот. Репетировали мы по вечерам и за счет уроков физкультуры. Я стал солистом монтажа. Таких солистов было 10 человек: 5 мальчиков и пять девочек. Мы выстраивались в ряд на сцене, а междурядами было еще очень много пионеров. В театре сидели наши мамы и папы и слушали доклад, концерт и наше приветствие и жутко нами гордились, особенно теми детьми, которые пролезли в солисты. Думаю, что родители отэтого дружней между собой не становились. Мы по очереди читали четверостишия, а пионеры, которые были в междурядьях, стояли и периодически по команде, а, может быть, и все время держали правую руку между своих глаз. Это был пионерский салют. Все это делалось с серьезным выражением лица. Сталина мы все очень любили и к поручению относились серьезно. Вообще я свято верил в идею коммунизма, Жизнь потихоньку налаживалась. Ежегодно снижались цены. Мы все знали, что всем этим мы обязаны нашему вождю и отцу И.В.Сталину, и не представляли, как мы будем жить без него.
Мой отец был тоже ярый ленинец и приверженец советской власти. Он даже полагал, что доживет до коммунизма. Он не раз говорил, что если бы не революция, то он никогда бы не стал врачом. Он даже мне разрисовал, как будет все это происходить. Постепенно будут снижаться цены. Потом некоторые товары будут продаваться бесплатно: спички, соль, газ, вода. Станет бесплатным общественный транспорт. Далее он уже не мог рисовать картины. Но я могу четко сказать, что в тот период я ему верил, И не настораживало меня то, что почти ежедневно родителя мне говорили, что в школе я должен быть осторожным и ничего не говорить против советской власти и вообще не говорить о политике, так мне ничего не будет, а их могут посадить, а без них прожить мне будет трудно. Может быть, еще и поэтому в школе и на улице я больше молчал. Здесь получилась, наверное, та же картина, как с употреблением матерных выражений. Я не мог, наверное, говорить неискренне. То есть в одном месте говорить одно, а в другом месте говорить другое. Вот почему, я и в школе был молчаливым. Затем, когда стало можно говорить, то мне кажется, что ястал чрезмерно болтливым. Это была компенсация за многолетнее молчание или просто вылезла на божий свет моя натура. Говорить-то я начал больше, но пугливость у меня осталась, что было источником многих переживаний. Об этом несколько позже.
С папой я общался гораздо меньше, с мамой очень часто. Сколько я помню, она всегда спрашивала, кого я люблю больше, ее или папу. Я говорил, что одинаково. Она все-таки добивалась от меня, чтобы я сказал, что ее люблю все-таки чуть-чуть больше. Я ей эти говорил, я соглашался со всеми ее доводами. В действительности она поступала не всегда мудро, может быть даже глупо. Если честно сказать, к отцу, несмотря на все ее старания, я все же относился лучше. Сейчас я понимаю, что это работа моей мамы. Не знала она принципа сперматозоида.
Обстановка в семье в принципе, как я сейчас понимаю, была спокойная. Отец не пил и вообще сидел на диете. С работы приходил домой вовремя, и если бы мама мне все не рассказывала, то я бы и не знал этого. Может быть, я и не обратил бы внимание на то, что на улице они никогда не шли под руку, и нередко отец шел впереди нее. Я ни разу не видел, чтобы они хоть раз поцеловались даже при прощании. Отец довольно часто придирался, а может быть, и по делу (не любила мама особенно заниматься хозяйством), что в доме нет должного порядка, вспоминал, какой порядок был в немецких семьях, который он наблюдал во время службы в Германии. Кстати, помню, что и я как-то в таком же плане на нее подгавкивал. Отец как язвенник ежегодно ездил в санаторий. На службе его довольно быстро повысили, и он стал доверенным врачом градообразующего завода. Подчинялся ЦК профсоюза. Потом эту должность ликвидировали. Я только знаю, что в его функции входило распределение путевок. Он их настолько честно распределял (рабочие получали всегда свою долю), что входил в конфликт с председателем месткома завода. Его пытались ублажать, но он отказывался от всех благ, чтобы «не быть обязанным». Мама его осуждала и говорила это мне. Материально мы жили еле-еле. Мясо было не каждый день, но он, как коммунист в кинофильмах, мучился, но не пользовался своими возможностями.
И я вслед за ним вел себя точно так же. Я считал, что пионер не должен давать списывать, а должен разъяснить отстающему ученику смысл задачи. Теперь-то я понимаю, что мне надо было дать списать хотя бы одному, а потом необходимо было, чтобы переписали у него. Поскольку нередко было так, что только я один в классе решал задачу, то понятно, что меня учителя хвалили, и теперь мне уже понятно, почему меня, мягко выражаясь, не любили ребята. И лишь в старших классах я внял увещеваниям матери, которая советовала дать мне списывать им без всяких разъяснений.
Делал я и определенную карьеру как пионер. Ни старостой, ни председателем совета отряда я не был. Но после пятого класса мне поручили вести районный слет пионеров. Он всегда проходил в конце учебного года очень торжественно. Выстраивались в парке на площади пионерские дружины всех школ, все отдавали рапорта, потом переходили в летний кинотеатр. Там читались какие-то доклады. Вот председателем этого слета я и был, точнее, куклой. Рядом сидел кто-то из взрослых и всё мне подсказывал. Я в точности все выполнял. По-моему, накладок не было. Что такое ведение собраний, тогда я не понял. Это пришло уже намного позже. То, что я был на виду, мне нравилось, а особенно моему отцу. Он мною гордился. Кстати, на следующий год ведущим слета был назначен Шишка.
Но вернемся к взаимоотношениям к семье. Отец часто приносил бумаги домой и нередко дома работал. Иногда мы по вечерам играли в карты в довольно сложные игры. И как мама ни старалась, чтобы я любил ее больше, мне представляется, что к папе я относился с большей теплотой.
Рассказы матери все-таки иногда на меня как-то действовали. Помню, что на одном из уроков английского языка я думал не об уроке, а о семье, и у меня на глаза навернулись слезы. Проницательная учительница спросила, не случилось ли что в семье. Помню, что я на провокацию не поддался и ничего ей не рассказал. К этому времени мама вынуждена была устроиться на работу. Хотя отец и занимал очень высокую должность, но он никогда не пользовался ею для получения дополнительных прямых или косвенных доходов по принципиальным соображениям и чтобы не быть обязанным.
Так вот, мама устроилась на работу. Зарплата у нее была почти втрое ниже зарплаты отца, но ей удалось ее повысить разными способами, но такими, что посадить ее не могли. Она была начальником отдела доставки. Довольно часто она разносила по квартирам переводы и получала определенные чаевые, помогала в оформлении подписок нужным людям. Здесь действовал бартер. Ей удавалось по государственной цене приобретать продукты, что оборачивалось существенной экономией. Были и еще какие-то хитрости, при помощи которых она увеличивала реальную заработную плату до зарплаты отца, а может быть, и больше. Отца же она считала поэтому недальновидным. В чем-то она была права. Можно было и не восхищаться его принципиальностью. Все равно, кто-то за это что-то имел.
Я вырос таким же идейным. Уже позже в моей практике был такой случай. Меня попросил один коллега полечить амбулаторно его знакомого. Я согласился. Дела у больного пошли на лад, и после 4-го свидания с ним он предложил мне оплачивать и договариваться о встречах напрямую, без посредников. Но я все-таки унаследовал идеологию отца. Я не знаю, следовал ли я из страха, или из принципиальных соображений. Иногда мне кажется, что из страха. (Уверен, что репутация о нем как о дураке, в крайнем случае, как о человеке не от мира сего, была точна. И зря сомневается Вечный Принц. Из страха он благодарности не брал. — М.Л.)
Меня остро мучило чувство несправедливости. Особенно запомнился мне такой случай. Кто-то из учеников плохо отвечал на уроке русского языка. Я ему попытался подсказать, но поскольку все незаконные вещи мне плохо удавались, я попался, и учительница мне поставила по русскому языку два. На следующем уроке по литературе она меня спросила, и я получил пять. На следующем уроке я тоже получил пять. Итак, в дневнике у меня был одна двойка и две пятерки. Я считал, что это несправедливо. Я бы понял, если бы мне поставили двойку по поведению, а не русскому. Тогда я вряд ли бы залил этот лист чернилами, так что оценок разобрать не было возможности. Родители мне этот лист заклеили. Конечно, все вскрылось. Вызвали родителей. Англичанка потребовала принести ей дневник. Я так ине принес. Она пошла, взяла его сама и выставила двойку и две пятерки. (По школьным правилам того времени дневник всегда лежал на парте.) В общем, сейчас все это выглядит мелочью, но здоровья все это не прибавляет. Думаю, что этот эпизод не способствовал развитию моей личности. Думаю, что и для общества он вряд ли был полезен. Как на все это реагировали ученики, я не помню.
Здесь же начал меня преследовать учитель физкультуры, который называл меня колбасой (я был полноват). Лет до 10—11 я был таким же худым, как все мальчики. Осталась фотография из пионерского лагеря, где у меня, как и положено, торчали все кости. А полноватым я стал вот при каких обстоятельствах. Я почему-то считался очень болезненным мальчиком, хотя, насколько я себя помню, я никогда больным себя не чувствовал. Когда начинались репетиции, то снимали меня всегда с урока физкультуры. Я испытывал облегчение и охотно ходил на репетиции, когда они были. Что-то было не в порядке с этим учителем. Когда я не мог подтянуться, то он кричал примерно следующее: «Уйди с урока! Уйди с урока! Уйди с урока, колбаса! Видеть все это не могу!» Начинал он тихо, а потом тон голоса постепенно повышался. По-видимому, я не очень быстро уходил с урока.
Комментарий: