Ценностное влияние в группе

• Есть ли школьники, обладающие выраженным ценностным влиянием?

• Носителями каких ценных для группы качеств и умений они являются?

• Можно ли предположить, что в определенной ситуации реальным лидером класса станет школьник с асоциальными ценностями?

• Как соотносятся между собой социометрические и референтометрические статусы отдельных школьников?

Еще несколько слов о том, почему изгои временами обладают большим ценностным влиянием в классе. Ребенок или подросток может попасть в группу отверженных из-за того, что является носителем качеств или ценностей асоциального или нетривиального содержания. В эмоциональную структуру эти качества включаются со знаком «минус». Но в ценностном плане его поступки, интересы, особенности могут оказаться привлекательными (хотелось бы попробовать так, как он), хотя и неприемлемыми. Так, иногда конвенциональный, воспитанный ребенок предпочитает социально приемлемые и традиционные формы поведения, хотя его тайные ценностные устремления лежат в иной плоскости. Он выбирает в ценностные ориентиры одноклассника, которого на сознательном уровне отвергает.

Частные рекомендации

Если психологу удастся проанализировать отношения в классе по всем вышеуказанным параметрам, он получит неоценимую информацию, которую затем можно использовать при работе с классом в целом, классным руководителем и педагогами-предметниками, а также в индивидуальной коррекционной, консультативной работе со школьниками. Основная трудность состоит в том, как «выудить» из результатов опроса всю эту информацию. По этому поводу — несколько личных замечаний.

Социометрия не относится к числу методов, которым «все возрасты покорны». Ее имеет смысл включать в плановые диагностические обследования и вообще применять, начиная с четвертого класса, в крайнем случае — с третьего. Причина тому — неустойчивость эмоциональных связей маленьких детей, сложность самой процедуры, предполагающей определенный уровень интеллектуальной зрелости. В начальной школе временные затраты психолога на социометрию не окупаются. Иногда достаточно просто спросить педагога, кого у него в классе любят, а кого нет. Он это знает хорошо, так как сам, своим осознанным и неосознанным отношением формирует эмоциональные связи в группе. Наибольшую диагностическую ценность данные комплексного социально-психологического обследования приобретают в средней школе.

Для того чтобы «выудить» из социометрии максимум информации, ее надо «почувствовать», с ней надо «пожить». Любые компьютерные вкрапления в процесс обработки разрушают его. А компьютеризация этапа социограммы делает качественную интерпретацию практически невозможной. «Ручная» обработка, она, и только она делает вас сопричастным внутренним, интимным процессам, происходящим в группе. И это дает бесценное для практика знание. Вы сможете опереться на него в своей тренинговой, коррекционной работе. А разве не это основное назначение диагностики в школе? Да, социограмму никогда не удается вычертить с первого раза. Иногда бывает и так, что все линии как будто легли правильно, но общей картины не возникает. Значит, надо искать другую картинку. Хорошая социограмма, как проективный рисуночный тест, несет основную информацию в гармонии или дисгармонии ее как целого.

Наконец, последнее. Как применить новое знание о классе и конкретных детях так, чтобы не навредить и в то же время максимально воспользоваться им? Это большая тема, к которой мы обязательно вернёмся. Обсудим для начала один важный вопрос.

Психологи — люди сердобольные, привычно откликающиеся на любые сигналы психологического неблагополучия человека, особенно — ребенка. Срабатывает этакий новоприобретенный условный рефлекс профессионала: проблема — коррекция, тревожность — психотерапия, низкий социальный статус — помощь в его повышении. Но всегда ли низкий социальный статус, изолированность, отверженность являются показанием для коррекционного воздействия? Всегда ли это психологическая проблема человека? Не всегда. Изоляция в каком-то коллективе может быть сознательным выбором, стилем социального поведения, семейного сценария. Отверженность — единственным способом сохранить в данный момент свои ценности и идеалы, которые не разделяются группой. Прежде чем будет принято решение о психологическом воздействии на школьника с непопулярным статусом, необходимо дополнить данные социометрии другой информацией: об уровне тревожности и эмоциональном благополучии вообще, продуктивности учебной и неучебной деятельности, семье, круге общения, интересах. В конце концов, можно просто спросить подростка, каково ему в классе (иногда это абсолютно оправданно). Вполне возможно, вы в результате согласитесь с тем, что у него есть право и основания быть тем, кто он есть.

В данной разработке мы рассмотрели комплексную социально-психологическую методику, ядром которой является старая добрая социометрия. Будем надеяться, что у читателя сложилось достаточно ясное представление о реальных возможностях этого метода, его преимуществах и ограничениях. Очень хочется, чтобы он пополнил золотую копилку вашего профессионального опыта. Потратьте на общение с ним, взаимную адаптацию некоторое время — не пожалеете. Он послужит вам верой и правдой, сделает вас более «тонкими» и прозорливыми социальными психологами и . более умелыми диагностами. А заодно мы все вместе восстановим его былое доброе имя и заслуженное уважение.

Наши рекомендации