Психологические основы управления учебной деятельностью
Управление учащимися на уроке - это управление познавательной деятельностью.
В условиях развивающегося обучения важен не только результат этой деятельности (ЗУН), но и сформированность ее структурных компонентов, способов достижения результатов. Для этого познавательная деятельность должна быть специально организованной с учетом закономерностей тех психических процессов, которые лежат в ее основе.
Важно отметить ряд принципов организации познавательной деятельности на уроке:
§ Активизация познавательных процессов;
§ Развитие умения ребенка управлять собственными познавательными процессами;
§ Развитие познавательных способностей.
Качество урока во многом зависит от того, насколько выражены на уроке эти тенденции.
Для управления вниманием детей учитель сам должен быть поглощен содержанием урока. Необходимо так же уметь распределять внимание между излагаемым материалом и наблюдением за учениками.
Для управления вниманием учащихся необходимо:
1. Уметь определять в каждый момент урока степень сосредоточенности отдельных учащихся в целом;
2. Поддерживать внимание, опираясь на его закономерности;
3. Устранять ситуативные причины снижения концентрации внимания, отвлечения внимания;
4. Формировать внимание учащихся.
Рассмотрим подробнее предложенную схему.
1. Для определения состояния внимания учащихся в каждый момент урока используются продуктивный и поведенческий критерии. Продуктивный критерий основывается на зависимости результата деятельности от состояния внимания. Например, ученик делает ошибки в диктанте, если он не внимателен. Ученик не может повторить сказанное другим, если фраза не входит в его поле внимания.
Поведенческий критерий используется чаще: появление шума в классе, посторонних движений; особая мимика внимания, направление взгляда.
2. Для поддержания внимания используются закономерности всех видов внимания. Непроизвольное внимание возникает в силу свойств объекта или связано с особенностями воспринимающего субъекта. Формально-динамические приемы поддержания внимания основываются на причинах первой группы. Известно, что интенсивность раздражителя, его динамический характер способствуют привлечению внимания. Следовательно, учителю можно порекомендовать изменение силы голоса, темпа речи, паузы во время объяснения материала. Речь при этом должна быть эмоционально насыщенной, выразительной. Важное значение имеет мимико- пластический образ, использования жестов. Считается, например, если учитель делает несколько шагов навстречу классу, внимание усиливается, если отходит к доске- ослабевает.
3. Ситуативные причины отвлечения внимания могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние причины: изложение материала, не соответствующее закономерностям внимания. Например, в начальных классах длительность поддержания продуктивного внимания- 20-25 минут, поэтому в середине урока необходима какая-то форма отдыха, эмоциональная пауза или смена деятельности. Если не учитывать эту закономерность детского внимания, неизбежны трудности продолжения урока.
Внутренние причины отвлечения внимания: функциональное состояние нервной системы (утомление, подавленное настроение), несоответствие педагогических требований индивидуальным особенностям сосредоточенности внимания.
4. Методика формирования внимания учащихся была разработана и опробирована в школьной практике в 1970-е гг. под руководством П.Я Гальперина. В ее основу была положена теория поэтапного формирования умственных действий. В рамках этой теории внимание понимается как особое умственное действие контроля. Формирование его осуществлялось на основе предписаний-рекомендаций, которые первоначально предъявлялись учащимся в материализованной форме, а затем по мере интериоризации,, формирование действия внимания необходимость в таких предписаниях исчезла.
Для управления восприятием необходимо прежде всего четко определить цель восприятия и его объект, выделить объект из общего фона.
Для обеспечения полноты и яркости восприятия, развития наблюдательности на уроках применяются наглядные средства усвоения материала: картины, рисунки, схемы и т. д. Целесообразно применение словесной наглядности: яркое образное словесное описание явлений, событий. Словесное описание актуализирует представления детей, пробуждает творческое воображение.
Управление восприятием учащихся на уроке должно опираться на знание возрастных особенностей этого процесса. Восприятие младших школьников слитное, нерасчлененное. Ребенок воспринимает общий вид объекта, но не видит его структуры. Для развития восприятия важную роль играет сравнение воспринимаемых предметов в каком-либо отношении, определение сходства и различия. Восприятие младших школьников ситуативно. Если изменяются условия восприятия, школьники уже не могут правильно идентифицировать предмет. Важно варьировать условия восприятия, несущественные признаки.
В процессе обучения особая нагрузка ложится на память. От уровня развития памяти зависит успешность учения школьников.
Л.В. Черемошкина считает, что отправной точкой развития памяти являются создаваемые учителем на уроке ситуации, в которых ученик осознает проблемы запоминания, т.е. осознает противоречия между необходимостью что-либо запомнить и трудностями запоминания.
Второе условие, которое на уроке должно иметь место гораздо чаще первого, заключается в том, чтобы придумывать вместе с детьми различные способы запоминания.
Можно использовать также приемы аналогии, перекодирование, построение мнемического плана, мнемотехник, приемы различного рода привнесений в запоминаемый материал.
Учитывая закономерности памяти, не следует давать в середине урока наиболее важный материал, он запомнится хуже всего (эффект выпадения середины). При изложении материала следует начать с наиболее важного материала и повторить его в конце урока.
Одна из важнейших задач школы - развитие мышления учащихся. Мышление начинается с постановки проблемы, задачи и вопроса. Для активизации мышления могут быть использованы: проблемное изложение материала, разрешение проблемных ситуаций, обучение решению различных задач, анализ ситуаций.
Необходимо обеспечить также принятие учениками задачи, сформировать внутреннее побуждение к достижению этой цели, задачи - мотив. Здесь могут быть использованы следующие приемы:
1. способ подачи цели как эмоционально привлекательной, интересной;
2. привлечение учащихся к самостоятельной формулировке цели (например, в конце изложения темы предлагается сформулировать вопросы по теме);
3. выбор учебных задач из числа предложенных;
4. использование стимулов как внешних подкреплений мышления (похвала, отметка);
5. варьировать степень трудности учебных задач.
Другое условие развития мышления школьников - формирование способов решения задач: приемов умственных действий, алгоритмов, логических умений.