Тема 1. Роль конфликта в системе социальных процессов. Становление теории конфликта

Предпосылки выделения конфликтологии в область научного знания. Объект и предмет изучения конфликтологии. Принципы исследования конфликтов. Системная концепция конфликтов. Анализ основных социальных процессов: приспособление, сотрудничество, соперничество, конфликт. Характеристики концепций социального конфликта: социально-биологической, социально-психологической, теории насилия, структурного функционализма, иалектической.

Комплексная диагностика и экспертиза социального конфликта

Целью изучения данной темы является систематизация знаний студента об основных типах социальных процессов в общественных системах: приспособлении, сотрудничестве, соперничестве и конфликте; формирование представлений об основных концепциях социального конфликта.

В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации различных авторов.

К основным концепциям социального конфликта относятся: социально-биологическая, утверждающая, что конфликт присущ человеку, как и всем животным (Ч. Дарвин, Г. Спенсер, У. Самнер); социально-психологическая, объясняющая конфликт посредством теории напряженности (З. Фрейд, К. Лоренц, К. Левин); теория насилия,или классовая теория, утверждающая, что социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Мао Цзедун, Г. Маркузе, Ч.Р. Миллс); теория структурного функционализма, рассматривающая конфликт как искажение, аномалию социальной действительности (Т. Парсонс, Э. Мэйо); диалектическая концепция, утверждающая, что конфликт функционален для социальных систем, созидателен (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг).

Комплексная диагностика социального конфликта включает в себя следующие моменты: а) возможно более полное описание условий конфликта, его участников; б) непосредственный повод конфликта; в) симптомы его проявления и содержание; г) предварительная оценка социальной напряженности и конфликтогенности диагностируемого случая. Производится также сравнительный анализ схожих случаев и дается их характеристика. Методики диагностики социального конфликта строятся по общей схеме, но всякий раз применительно к конкретному явлению.

Экспертиза социального конфликта состоит в оценке достоверности полученной информации и данных о конфликте, в анализе причин и оснований конфликта, возможных направлений протекания и последствий конфликта, способов регулирования и разрешения конфликта. Существуют различные процедуры экспертизы конфликта.

При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:

Социальные процессы– это единые серии изменений в социальных системах;

Приспособление– социальный процесс, проявляющийся всегда, когда индивид или группа оказываются в новой среде, в которой признаваемые ими ранее способы поведения, критерии оценок не приводят к удовлетворению потребностей и не дают возможности участвовать в общественной жизни.

Сотрудничество– социальный процесс, сопутствующий разделению труда, основанный на согласованной деятельности и выполнении частичных задач в достижении общей цели.

Соперничество– противоположные стремления к получению предметов или достижению целей, существующих в недостаточном количестве. Однако соперничество не обязательно должно приводить к конфликту, не всегда связано с враждебным воздействием на конкурента.

Конфликт– это социальный процесс, в котором индивид или группа стремятся к достижению собственных целей путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или групп, стремящихся к сходным целям.

Фрустрация– социальная подоплека напряженности, проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния личности на социальные препятствия к достижению цели.

Объект конфликта– материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Предмет конфликта– это основное противоречие в конфликте, представляющее собой конкретизацию объекта.

Изучив данную тему, студент должен:

знать – основные социальные процессы, происходящие в общественных системах; природу социальных конфликтов;

уметь распознавать особенности приспособления сотрудничества, соперничества, конфликта.

Необходимо уметь отличать конфликт, представляющий собой столкновение людей, в котором они стремятся оттеснить или даже уничтожить друг друга, от простого отсутствия соглашения или соперничества.

овладеть компетенциями: ОК-7, ОК-11,

Задание для самостоятельной работы

Заполнить таблицу «История развития теории конфликтологии»

Период Основная тематика работ ученых Ф.И.О. ученого
       

Тема 2. Причины социальных конфликтов, их типология.

Наши рекомендации