Налаживание контакта: способствующие и препятствующие факторы

СПОСОБСТВУЮТ ПРЕПЯТСТВУЮТ
Приветствие Отсутствие приветствия
Улыбка Мрачность, суровость
Рукопожатие или наклон головы Отсутствие реакции
Обращение по имени-отчеству Избегание имени
Сокращение физической и психической дистанции Игнорирование партнера
Наклон в сторону собеседника Наклон от собеседника
Оптимальное для него расстояние, расположение под углом Слишком большое или слишком близкое расстояние
Отсутствие преграды между партнерами Наличие стола или другой преграды
Открытость позы и жестов Закрытые позы и жесты
Расстегнутый пиджак Полная «застегнутость»
Контакт глаз (около 40% времени, но каждый взгляд не дольше 10 секунд) Избегание контакта глаз или долгий взгляд в упор
Равенство позиции (оба сидя или стоя) Неравенство позиции
Подстройка к партнеру (достижение сходства позы, состояния, стиля речи, ритма дыхания) Рассогласование по позе, стилю, состоянию
Доброжелательный тон голоса Резкий или равнодушный тон
Сосредоточение внимания на партнере, отсутствие внешних помех Отвлечение на других людей, звонки, дела
Готовность к его приходу Неготовность нужных бумаг, беспорядок на столе
Положительная обратная связь Неодобрение, критика
Выражение понимания, сопереживания Непонимание, равнодушие
Готовность честно признать свои промахи «Маска» на лице или обилие реакций
Индивидуальный подход Стереотипность, предубежденность
Уверенность Суетливость, навязчивые движения
Неторопливость Разговор впопыхах, между делом

Коммуникативный барьер – это препятствие на пути адекватной передачи информации между партнёрами по общению. Различают: фонетический, семантический, стилистический, логический, социокультурный барьеры.

1. Семантический барьер (употребляются профессиональные термины неоправданно, без объяснения);

2. Фонетический барьер (имеются дефекты речи, дикции, говорят быстро и невыразительно);

3. Барьер логического непонимания (объясняют происходящее в нелогичной форме и последовательности);

4. Стилистический (допускает несоответствующие формы поведения: фамильярность, жаргон – «бабуля», «дедуля»; не учитываются психологические особенности возраста, пола, темперамента, характера);

5. Социокультурный (восприятие медсестры в условиях низкой авторитетности).

Вопросы для самоподготовки.

Какие бывают каналы общения?

Назовите основные факторы, способствующие налаживанию контакта.

Какую роль в общении играют коммуникативные барьеры? Обоснуйте.

Налаживание контакта: способствующие и препятствующие факторы - student2.ru

Тема 13.: "Социальная перцепция"

Содержание: Понятие социальной перцепции. Особенности восприятия и понимания людьми друг друга. Каузальная атрибуция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

Перцепция социальная (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Каузальная атрибуция

Сам феномен возникает тогда, когда есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходиться процессом приписывания.

В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание происходит:

- на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия;

- на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Возникает целая система такого приписывания, которая называется каузальная атрибуция.

Мера и степень приписывания зависит от степени уникальности или типичности поступка, от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».

Типичное– легче поддается однозначной интерпретации.

Уникальное – много интерпретаций допускает и следовательно простор для приписывания его причин и характеристик.

«Желательное» поведение, соответствующее социальным и культурным нормам, и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое.

При «нежелательном» поведении диапазон расширяется.

Приписывание успеха и неудачи. Участник действий винит в неудаче преимущественно обстоятельства, а наблюдатель – самого исполнителя. Пр.: Играть в команде или наблюдать игру.

Эксперимент: Из детей в детском саду составили группу «любимых» и «нелюбимых». Любимые делали намеренно ошибки. Нелюбимые выполняли задание корректно. Воспринимающие приписывали положительные оценки «любимым», а отрицательные «нелюбимым».

Таким образом, «плохой» человек обладает плохими чертами, «хороший» - хорошими.

Все подобные эксперименты поставили важный вопрос о роли установки в процессе восприятия.

Эксперимент: Двум группам студентов показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости идти до конца в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.

Эффекты восприятия

«Эффект ореола»- влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. – Заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Если в группе или у руководителя сложилось мнение о человеке, что он хороший, то его плохой поступок расценивается как случайность. И, наоборот, если все считают человека плохим, то хороший поступок этого человека также оценивается как случайность. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в данной группе, ибо хорошее не замечается, а плохое утрируется.

«Эффект первичности» и «эффект новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эксперимент: четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й – интроверт, в 3-й, что он экстраверт, а потом, что он интроверт, в 4-й то же в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств личности. В первых двух группах проблем с описанием не было. В 3-й и 4-й впечатление о незнакомце точно соответствовало порядку предъявления информации: предъявленная ранее информация возобладала. (Договорились о встрече в метро сначала у киоска, затем на внизу на станции; при встрече оказались в разных местах; худой и тучный). «Эффект первичности» - когда воспринимается незнакомый человек.

«Эффект новизны» - последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой.

«Эффект последовательности» - на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявленные о нем в первую очередь. Обычно тот кто хочет навредить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив информацию, бежит рассказать начальнику и его ближайшему окружению. Оправдываться и доказывать, что все было не так, на таком неблагоприятном фоне значительно труднее и бес перспективнее.

«Эффект авансирования» - человеку приписывают несуществующие положительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.

Наши рекомендации