Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития
Синдромы несформированности | |
1. | Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга. |
2. | Функциональная несформированность левой височной доли. |
3. | Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела). |
4. | Функциональная несформированность правого полушария. |
Синдромы дефицитарности | |
5. | Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга. |
6. | Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром. |
7. | Атипия психического развития. |
Литература:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное
пособие / Под ред. Л.С. Цветковой.- М., 2001.
2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
Дополнительная литература:
1.Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М., 1997.
2. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.
Семинар 8.
Тема 8.Дифференциальная нейропсихология детского возраста.
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Раскрыть задачи дифференциальной нейропсихологии детского возраста.
2. Рассмотреть принципы дифференциальной нейропсихологии детей.
3. Дать характеристику вариантов непатологического развития.
Вопросы для самостоятельной работы:
1.Рассмотреть левшество как один из вариантов индивидуального развития.
2. Рассмотреть нейропсихологические аспекты причин школьной неуспеваемости
Методический материал
Задачи дифференциальной нейропсихологии детского возраста
1. | Выявление индивидуальных особенностей психического развития детей, обусловленных индивидуальной спецификой их мозговой организации |
2. | Выявление детей с субклиническими формами отклонений в психическом развитии, которые нуждаются в профилактике или специальной помощи для предотвращения перехода этих отклонений в клинические формы |
3. | Разработка типологии непатологических форм отклонений в развитии и поиск основных факторов, лежащих за этими отклонениями |
Литература:
1. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.
2.Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста. // Вопросы психологии – 2002. - №4.
Дополнительная литература:
1.Хрестоматия по нейропсихологии /Отв. ред. Е.Д. Хомская.М.: РПО, 1998.
2.Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия / Под ред. Е.Ю.Балашовой, М.С.Ковязиной. – М – Воронеж, 2009.
Семинар 9.
Тема 9.Нарушения психических функций при органических поражениях головного мозга у детей.
Вопросы к семинарским занятиям:
1.Назвать основные причины повреждения нервной системы в детском возрасте.
2.Дать характеристику нарушения речевых функций в онтогенезе.
3.Рассмотреть нарушения перцептивных процессов в онтогенезе.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Охарактеризовать органические поражения мозга у детей.
2. Рассмотреть нарушения речевой сферы при поражении левого и правого полушарий мозга и поражении срединных структкр.
Методический материал
Виды поражений нервной системы (Бадалян Л.О., Петрухин А.С.)
1. | Перинатальные поражения |
2. | Наследственные заболевания |
3. | Инфекционные заболевания |
4. | Черепно-мозговые травмы |
5. | Опухоли головного мозга |
6. | Эпилепсия |
Литература:
1. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.
Дополнительная литература:
1.Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия / Под ред. Е.Ю.Балашовой, М.С.Ковязиной. – М – Воронеж, 2009.
2.Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.
Семинар 10.
Тема 10.Направления коррекционно-развивающего обучения.
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Раскрыть особенности коррекционно-развивающих программ Т.В. Ахутиной и Н.М.Пылаевой.
2. Дать характеристику программ коррекции мнестических нарушений у детей.
3. Охарактеризовать коррекционно-развивающую программу Н.Я.Семаго и М.М.Семаго.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Рассмотреть теоретические предпосылки и методическую организацию формирующего обучения по Л.С.Цветковой.
2. Рассмотреть методику сенсомоторной коррекции Т.Г.Горячевой, А.С.Султановой.
Методический материал
Направления коррекционно-развивающего обучения.
1. | Коррекционно-развивающие программы Т.В.Ахутиной и Н.М.Пылаевой |
2. | Программы коррекции мнестических нарушений у детей ( Э.Г.Симерницкая; и Ю.В. Микадзе, Н.К.Корсакова) |
3. | Коррекционно-развивающая программа А.В.Семенович |
4. | Интегративные подходы: программа Н.Я.Семаго и М.М.Семаго |
5. | Интегративные подходы: методика «сенсомоторной коррекции» Т.Г.Горячевой, А.С. Султановой |
6. | Методическая организация формирующего обучения по Л.С.Цветковой. |
Литература:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное
пособие / Под ред. Л.С. Цветковой.- М., 2001.
2. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.
Дополнительная литература:
1. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.
Семинар 11.
Тема 11. Метод замещающего онтогенеза по А.В.Семенович.
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Раскрыть теоретические предпосылки метода замещающего онтогенеза.
2. В чем современные особенности онтогенеза речи ребенка.
3. Охарактеризовать уровни комплексной методики нейропсихологической коррекции.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Рассмотреть комплексную трехуровневую методику нейропсихологической коррекции А.В.Семенович.
2. Рассмотреть психотехники, используемые в психомоторной коррекции.
Литература:
1.Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.
2.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.