Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития

  Синдромы несформированности
1. Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.
2. Функциональная несформированность левой височной доли.
3. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).
4. Функциональная несформированность правого полушария.
  Синдромы дефицитарности
5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга.
6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.
7. Атипия психического развития.

Литература:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное

пособие / Под ред. Л.С. Цветковой.- М., 2001.

2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.

Дополнительная литература:

1.Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М., 1997.

2. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.

Семинар 8.

Тема 8.Дифференциальная нейропсихология детского возраста.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Раскрыть задачи дифференциальной нейропсихологии детского возраста.

2. Рассмотреть принципы дифференциальной нейропсихологии детей.

3. Дать характеристику вариантов непатологического развития.

Вопросы для самостоятельной работы:

1.Рассмотреть левшество как один из вариантов индивидуального развития.

2. Рассмотреть нейропсихологические аспекты причин школьной неуспеваемости

Методический материал

Задачи дифференциальной нейропсихологии детского возраста

1. Выявление индивидуальных особенностей психического развития детей, обусловленных индивидуальной спецификой их мозговой организации
2. Выявление детей с субклиническими формами отклонений в психическом развитии, которые нуждаются в профилактике или специальной помощи для предотвращения перехода этих отклонений в клинические формы
3. Разработка типологии непатологических форм отклонений в развитии и поиск основных факторов, лежащих за этими отклонениями


Литература:

1. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.

2.Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста. // Вопросы психологии – 2002. - №4.

Дополнительная литература:

1.Хрестоматия по нейропсихологии /Отв. ред. Е.Д. Хомская.М.: РПО, 1998.

2.Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия / Под ред. Е.Ю.Балашовой, М.С.Ковязиной. – М – Воронеж, 2009.

Семинар 9.

Тема 9.Нарушения психических функций при органических поражениях головного мозга у детей.

Вопросы к семинарским занятиям:

1.Назвать основные причины повреждения нервной системы в детском возрасте.

2.Дать характеристику нарушения речевых функций в онтогенезе.

3.Рассмотреть нарушения перцептивных процессов в онтогенезе.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Охарактеризовать органические поражения мозга у детей.

2. Рассмотреть нарушения речевой сферы при поражении левого и правого полушарий мозга и поражении срединных структкр.

Методический материал

Виды поражений нервной системы (Бадалян Л.О., Петрухин А.С.)

1. Перинатальные поражения
2. Наследственные заболевания
3. Инфекционные заболевания
4. Черепно-мозговые травмы
5. Опухоли головного мозга
6. Эпилепсия

Литература:

1. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная литература:

1.Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия / Под ред. Е.Ю.Балашовой, М.С.Ковязиной. – М – Воронеж, 2009.

2.Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.

Семинар 10.

Тема 10.Направления коррекционно-развивающего обучения.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Раскрыть особенности коррекционно-развивающих программ Т.В. Ахутиной и Н.М.Пылаевой.

2. Дать характеристику программ коррекции мнестических нарушений у детей.

3. Охарактеризовать коррекционно-развивающую программу Н.Я.Семаго и М.М.Семаго.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Рассмотреть теоретические предпосылки и методическую организацию формирующего обучения по Л.С.Цветковой.

2. Рассмотреть методику сенсомоторной коррекции Т.Г.Горячевой, А.С.Султановой.

Методический материал

Направления коррекционно-развивающего обучения.

1. Коррекционно-развивающие программы Т.В.Ахутиной и Н.М.Пылаевой
2. Программы коррекции мнестических нарушений у детей ( Э.Г.Симерницкая; и Ю.В. Микадзе, Н.К.Корсакова)
3. Коррекционно-развивающая программа А.В.Семенович
4. Интегративные подходы: программа Н.Я.Семаго и М.М.Семаго
5. Интегративные подходы: методика «сенсомоторной коррекции» Т.Г.Горячевой, А.С. Султановой
6. Методическая организация формирующего обучения по Л.С.Цветковой.

Литература:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное

пособие / Под ред. Л.С. Цветковой.- М., 2001.

2. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная литература:

1. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.

2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагности­ческой и коррекционной работы психолога. М., 2000.

Семинар 11.

Тема 11. Метод замещающего онтогенеза по А.В.Семенович.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Раскрыть теоретические предпосылки метода замещающего онтогенеза.

2. В чем современные особенности онтогенеза речи ребенка.

3. Охарактеризовать уровни комплексной методики нейропсихологической коррекции.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Рассмотреть комплексную трехуровневую методику нейропсихологической коррекции А.В.Семенович.

2. Рассмотреть психотехники, используемые в психомоторной коррекции.

Литература:

1.Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.

2.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М., 2007.

Дополнительная литература:

1. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.

Наши рекомендации