Основные идеи психоанализа
Структура человеческой психики — выделяют две сферы: сознательное и бессознательное проявление психики (теория Зигмунда Фрейда).
Бессознательное — представляет собой биологическую природу человека и управляется инстинктами, которые регулируют чувственную сферу естественных потребностей.
Сознательное — контролирует бессознательное, определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Бывает, что между сознательным и бессознательным возникает конфликт, тогда равновесие, между двумя сферами психики нарушается. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.
Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики:
1. Эго («Я»)
2. Суперэго («Сверх-Я»)
3. Ид («Оно»)
Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики:
1. Замещение
2. Обратная реакция
3. Компенсация
4. Вытеснение
5. Отрицание реальности
6. Проекция
7. Сублимация
8. Рационализация
9. Регрессия
Комплексы:
1. Эдипов комплекс
2. Кастрационный комплекс
3. Комплекс Электры
4. Комплекс неполноценности
Глубинная психология (нем. Tiefenpsychologie), обозначение ряда направлений современной зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования так называемые глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на "поверхности" сознания. Границы глубинной психологии не поддаются чёткому определению; она охватывает разнообразные течения и школы (учения З. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, эгопсихология, неофрейдизм и т.д.). В трактовке мотивов поведения человека активную динамическую роль глубинная психология отводит бессознательным мотивациям, которые изучаются специфическими для глубинной психологии методами (приёмы психоанализа, метод свободных ассоциаций, прожективные тесты, метод психодрамы). Возникнув из потребностей психотерапии, глубинная психология сохраняет связи с медицинской психологией. Со своей стороны, она стимулировала развитие новой отрасли медицины, рассматривающей значение психологических факторов в соматических заболеваниях (т. н. психосоматическое направление в медицине). Однако патологические состояния психики трактуются в глубинной психологии не как болезни в обычном понимании, а как выражение общечеловеческих трудностей и психических конфликтов, принявших лишь резко выраженную открытую форму. Так, Фрейд, исходя из клинической практики, выдвинул представление о бессознательных психических механизмах, лежащих в основе неврозов, сновидений, ошибочных действий и т.д. Эти феномены он объяснял как "компромиссное образование", отражающее конфликт между бессознательными влечениями и установками сознательного "Я" (или как результат столкновения двух принципов психической деятельности – "принципа удовольствия" и "принципа реальности"). Фрейд сформулировал основную систему понятий глубинной психологией (вытеснение, символизация, фиксация, регрессия и др.). Адлер выделяет в качестве главного мотива стремление индивида к самоутверждению ("воле к власти"). Система Адлера стала одним из источников позднейших "культурно-социологических" течений глубинной психологии (главным образом в США – К. Хорни, Э. Фромм, Х. Салливан и др.). С другой стороны, Юнг расширяет представление о структуре и функциях бессознательного, которое у него включает также коллективное бессознательное. Учения Фрейда и Юнга получили довольно широкое распространение и за пределами собственно психологии, в истории культуры, в частности юнговское истолкование мифов, символов, религиозно-магических обрядов как образов коллективного бессознательного (архетипов). Реакция на преувеличенный интерес к бессознательному проявилась в т. н. эгопсихологии (получила развитие с 1940-х годов прежде всего в США – Х. Хартман, П. Федерн и др.), выдвигающей на первый план значение сознательное "Я" (Эго). В последнее время особенно развились новые направления глубинной психологии, находящиеся под прямым воздействием философских концепций феноменологии и экзистенциализма (главным образом в Швейцарии и ФРГ, например "экзистенциальный анализ" Л. Бинсвангера, Швейцария и др.). Наряду с тенденцией к интеграции глубинная психология с философской антропологией (например, в медицинской антропологии немецкого физиолога В. Вайцзеккера) характерны истолкования глубинной психологии в духе неотомизма ("новая венская школа") и др. Течения глубинной психологии в США в значительной степени находятся под влиянием неопозитивизма и бихевиоризма; попытки синтеза различных течений глубинной психологии (Р. Манро и др.) не увенчались успехом. При оценке глубинной психологии как неоднородного и сложного комплекса следует отличать выдвинутые ею методы терапии, некоторые установленные новые факты из области психологии бессознательного от их философско-теоретических истолкований, которые часто имеют иррационалистический или механистический характер.
Бихевиоризм
Одно из направлений в психологии, программу которого провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон, который считал, что надо изучать не сознание, а поведение. Изучая непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), бихевиоризм привлёк внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта; противостоял ассоцианизму, психоанализу.
Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения — проведение экспериментов в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение за субъектами в естественной для них среде обитания.
Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотри, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. Однако, отрицая роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (целей, мотивов, представлений, мышления, самосознания, психической саморегуляции и т. д.) в поведении и деятельности человека, бихевиоризм, несмотря на высокую экспериментальную культуру исследования навыков, привычек, «стимулов-реакций», не смог непротиворечиво объяснить все проявления поведения, оказался уязвимым в методологическом и теоретическом отношении, но не утратил своего влияния.
Впоследствии положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ (необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия, НЛП и другие). Существует множество практических приложений основных положений бихевиористской психологической теории.
В бывшем СССР бихевиоризм рассматривался как буржуазное извращение психологии, особенно активно критиковал этот подход А. Н. Леонтьев. К бихевиоризму были близки существовавшие в СССР в 1920 – 1930-е гг. «объективная психология» П. П. Блонского и «рефлексология» В. М. Бехтерева.
Необихевиоризм — направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в.
Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии — объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, необихевиоризм полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя.
Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.