В 1889 г. в Париже проходит первый психологический конгресс
В конце XIX столетия немецкий психологГерман Эббингауз (1850—1909) создает лабораторию изучения памяти, открывает ряд закономерностей памяти (кривая забывания Эббингауза). Американский психологЭдуард Торндайк (1874—1949) разрабатывает объективные методы исследования процесса формирования навыков у животных и человека, закладывает основы для возникновения бихевиоризма.
В начале XX в. ученик ВундтаОсвальд Кюльпе (1862—1915) создает Вюрцбургскую психологическую школу (г. Вюрцбург — Бавария). На основе проведенных исследований интеллектуальной сферы психики человека в этой школе было установлено наличие в мышлении несенсорных компонентов — умственных действий и наличие в сознании несенсорных системообразующих компонентов — смыслов и значений.
На рубеже веков большую известность приобретает американский психолог и философУильям Джемс (1842—1910). В отличие от Вундта, выделявшего в сознании отдельные структурные элементы (ощущение, образ, чувство), Джеме исходил из идеи целостности и динамичности сознания, ввел термин поток сознания, объясняя его направленность нуждами индивида. В человеке Джеме различал три сферы: материальную, социальную и духовную, предложил поуровневую трактовку личности и систему ее анализа с позиций внешних и внутренних проявлений. Джемсу принадлежит заслуга разработки теории эмоций (одновременно с датским анатомом К.Ланге) как функции физиологических изменений в организме, положившей начало учению о телесных механизмах эмоций.
Под влиянием эмоциональной теории Джемса дальнейшее осмысление этой проблемы содержится в работах профессора Гарвардской медицинской школыУолтера Кеннона (1871—1945). Он выявил роль адреналинового фактора в повышении энергетики человека в эмоционально напряженных ситуациях. Кеннон создает нейрогуморальную теорию эмоций. Он установил, что эмоции
являются функцией подкоркового центра — таламуса и сформулировал основной принцип саморегуляции организма — принцип гомеостаза, объясняющий механизм поддержания постоянства, устойчивого равновесия внутренней среды организма («Мудрость тела», 1932).
В первой половинеXX столетия в Европе и США возникает ряд самостоятельных психологических школ со своим пониманием предмета психологии, методов исследования, имеющих свои системы основных понятий.
Наибольшую известность в Европе получили психоанализ (3. Фрейд (1856-1939), А. Адлер (1870-1937), К. Юнг (1875-1961), Э. Фромм (1900—1980)); гештальтпсихология (М. Вертгеймер (1880—1943), В.Келер (1887-1967), К.Кофка (1886-1941)); в США— бихевиоризм (Дж.Уотсон (1878-1958), Э.Торндайк (1874-1949), Э. Толмен (1886-1959), К.Халл (1884-1952)); школа К.Левина (1890-1947). В начале XX в. формируется новая отрасль психологии — социальная психология (В.Вундт (1832-1920), Г.Тард (1843-1904), Г.Лебон (1841-1931), Э.Дюркгейм (1858-1917), У. Мак-Даугалл (1871-1938), Дж.Мид (1863-1931), В.М.Бехтерев (1857-1927)).
В конце XIX — начале XX в. психология выделяется в самостоятельную отрасль в России. В своем идейном и содержательном отношении она не была единым образованием и включала ряд самостоятельных течений, направлений.
Первое направление было идеалистическим, описательным и представляло собой психологическую науку, развивающуюся преимущественно на историко-философских и филологических факультетах университетов, а также в духовных академиях (Г. В. Флоровский, Н.А.Бердяев, С.Ф.Франк, С.Н.Трубецкой и др.).
Развитие естествознания, успехи в развитии физиологической мысли в России создали научную базу для второго направления — опытного и объективного изучения психологии, становления экспериментальной психологии.
Третье, эмпирическое направление в понимании психического ориентировалось на идеи В. Вундта, Дж. Локка и других представителей эмпиризма в мировой психологии. Оно было представлено такими известными учеными, как М.И.Владимиров, М.М.Троицкий, Н. Я. Грот, Г.И.Челпанов, А.П.Нечаев и др.
Формированиенаучной психологии в России было связано со становлением и развитием отечественной нейрофизиологической школы, с научными работами И.М.Сеченова (1829—1905), И.П.Павлова (1849-1936), А.И.Введенского (1856-1925), А.А.Ухтомского (1875-1942), В.М.Бехтерева (1857-1927).
Основы естественно-научного (опытного), материалистического направления в отечественной психологии заложил выдающийся русский ученыйИ. М. Сеченов. В 1863 г. он публикует свой фундаментальный труд «Рефлексы головного мозга», а затем и ряд других работ: «Кому и как разрабатывать психологию?» (1872), «Психологические этюды» (1873), «Элементы мысли» (1878). И. М. Сеченов делает сенсационное открытие центрального торможения(до этого физиологам был известен лишь процесс возбуждения). Возникает ряд проблем нейрофизиологии, связанных с отношением возбуждения и торможения. И.М.Сеченов стремится разобраться в механизме протекания психического процесса. И он вновь обращается к проблеме рефлекса. И. М. Сеченов рассматривает любое психическое явление как процесс, имеющий свою структуру: начало, течение и конец. Начало процесса определяется внешними влияниями, и потому, по мнению Сеченова, внутреннее психическое детерминируется внешними воздействиями. Внешнее влияние превращается в чувствование. При этом психика избирательно относится к сигналам внешней среды, вычленяя в ней значимое и второстепенное — и это стало рассматриваться в качестве одной из основных функций психики. Заключительный акт психического процесса состоит в двигательном ответе на воздействие внешнего раздражителя — приспо-собительное действие. Сеченов считал, что мозг получает и обрабатывает два ряда сигналов: идущих от значимых предметов, событий через те или иные средства чувств и от результатов действий.
Психическое, по мнению И.М.Сеченова, включает в себя не только то, что выступает в сознании человека в виде образов, представлений, мыслей (как это было принято в психологии). Он считал большим заблуждением мнение о том, что психические процессы начинаются и заканчиваются в сознании. Наряду с отражательной функцией психики И.М.Сеченов выделяет и обосновывает ее регулятивную функцию. Психика выступает и как регулятор деятельности, возникающей в ответ на раздражения, действующие и в данный момент (ощущения, восприятия), и в прошлом (память, представления). Она производит анализ и обобщение этих воздействий и предвидение результатов их последствий (мышление, воображение), на основе чего происходит активизация или, наоборот, торможение деятельности (чувства, воля), выявляются различия в поведении и деятельности людей (темперамент, опыт, характер). И. М. Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы», а психические явления — это регуляторы деятельности, возникающие и срабатывающие на сигнальные воздействия внешней среды. Сеченов стал основателем одного из направлений экспериментальной психологии — рефлексологии.
Дальнейшее развитие учения И.М.Сеченова осуществил выдающийся русский физиологИ.П.Павлов, которому принадлежит заслуга создания целостного учения о высшей нервной деятельности как основы деятельности психической. Он открыл основные закономерности высшей нервной деятельности, определяющие механизмы уравновешивания организма со средой. И. П. Павлов рассматривал поведение как систему условных рефлексов, открыл и сформулировал закономерности их формирования. Он использовал рефлекс не только как концепцию понимания высшей нервной деятельности, но и как метод нейрофизио-логического исследования.
И. П. Павлову принадлежит заслуга в создании учения об анализаторах. Он исследовал и показал связи органов чувств с соответствующими корковыми центрами, осуществляющими анализ и синтез поступающей туда информации.
И. П. Павлов показывает, что под влиянием стабильных условий жизни и деятельности человека у него складывается достаточно устойчивая система условных (и безусловных) рефлексов, обеспечивающих устойчивую систему реакций — динамический стереотип.
Опираясь на данные проведенных исследований, И.П.Павлов создает учение о двух сигнальных системах человека: сенсорные сигналы — первая сигнальная система и речевые сигналы — основанная на первой вторая сигнальная система. Животные в своем поведении руководствуются сигналами первой сигнальной системы. У человека эта сигнальная система также играет большую роль. При этом управляют поведением не сами по себе сигнальные раздражители, а их образы-сигналы в мозгу, которые возникают как следствие условно-рефлекторных связей, содержат в себе определенный смысл и, сигнализируя о ситуации вне человека, регулируют его поведение.
У человека в отличие от животных есть еще и вторая сигнальная система, сигналы которой — слова (произносимые, услышанные, прочитанные) выполняют сигнальную, регулятивную функцию. Слово может замещать, обобщать сигналы первой сигнальной системы и выступает как «сигнал сигналов». Важно различать слова-сигналы как раздражители, идущие извне, и сигналы как представленность этих раздражителей в мозгу в виде смысла и значения этих слов. Регулятивную функцию выполняют те воспринимаемые человеком слова-сигналы, смысл которых он понимает.
Учение И. П. Павлова дает основания рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в головном мозге, как функционально предназначенную для осуществления регуляции взаимодействия человека с окружающим миром.
Дальнейшее развитие научно-естественных основ психологии содержится в исследованиях и трудахА.А.Ухтомского. В 1923 г. в «Русском физиологическом журнале» публикуется его работа «Доминанта как рабочий принцип нервных центров». Он выдвинул идею преобразования и упорядочения системы регуляции поведения человека под влиянием доминанты — устойчивого и господствующего очага возбуждения, организующего регуляционные процессы до тех пор, пока поведение человека не завершится соответствующим необходимым или ожидаемым результатом.
Большую роль в развитии психологических знаний в России в первых десятилетиях XX столетия сыграли отечественные ученые А.Ф.Лазурский, Г.И.Челпанов, К.Н.Корнилов, А.П.Нечаев и др.
Исключительно большой вклад в развитие отечественной и мировой психологии внесВ.М.Бехтерев. Он является основателем первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885), Санк-Петербургской психологической лаборатории (1894), переименованной вскоре в первый в мире человековедческий институт — Психоневрологический институт. Бехтерев является основателем ряда научных обществ и научных журналов. Всемирную известность получили его фундаментальные труды: «Основы учения о функциях мозга», «Объективная психология», «Психика и жизнь», «Внушение и его роль в общественной жизни» и др. В 1922 г. В. М. Бехтерев издает труд «Коллективная рефлексология», в котором представлены проблемы социальной психологии и их объяснение с позиции рефлексологии. Особую роль в утверждении рефлексологии как отрасли знаний сыграла публикация работы В. М. Бехтерева «Основы общей рефлексологии» (1923, 1926). Рефлексология, возникнув в сфере психологии, проникает в педагогику, психиатрию, социологию, военное дело.
В дальнейшем в развитие отечественной, советской психологии большой вклад внесли Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, П. К. Анохин, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов, А.Р.Лурия, А. В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин, Г. М.Андреева и др.
Л.С.Выготский (1896—1934) разработал теорию происхождения и развития высших психических функций, с позиции которой он объясняет возникновение сознания человека. Выготский утверждал, что развитие человеческой психики, сознания осуществляется через усвоение общечеловеческого опыта. По мнению Выготского, сознание является динамической смысловой системой, функционирующей в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. Фундаментальная идея Выготского — представление об опосредованном характере психической деятельности человека. Особое внимание Выготский уделял второй сигнальной системе как знаковой системе, выступающей орудием формирования психики. По его мнению, психическое отражение действительности человеком детерминируется социальным опытом людей, закрепленным в слове.Он подчеркивал, что сознание человека в своем развитии обусловлено социальным взаимодействием. Выготский создал новое направление в детской психологии, выдвинув и обосновав концепцию о зонах ближайшего развития ребенка.Л. С. Выготский создает одно из направлений (школу) в отечественной психологии. Его идеи сыграли большую роль в формировании советской теории психического развития (А. Н. Леонтьев) и педагогической психологии (П.Я.Гальперин, Д.Б.Элько-нин, В.В.Давыдов, И.А. Зимняя и др.).
Одно из направлений советской психологии возникло в Грузии. Под руководствомД.Н.Узнадзе грузинские психологи успешно разрабатывали проблему установки. В 1979 г. в Тбилиси проходил первый в СССР Международный симпозиум по проблемам бессознательного, на котором школа Узнадзе получила высокую оценку.
Относительно самостоятельное направление (школу) создает С.Л.Рубинштейн, осуществлявший в свое время руководство научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Он произвел систематизацию и концептуализацию категорий психологии в своем фундаментальном труде «Основы общей психологии» (1935, 1940, 1947, 1989), в который вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической теории. Одной из центральных идей его работы является деятельностная концепция психики, отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. При этом С. Л. Рубинштейн показывает, что внешние воздействия проявляют себя через внутренние, психологические факторы: содержание и состояние психики индивида. Рубинштейн утверждал, что психика и деятельность едины и что психика формируется только в деятельности. В работе «Бытие и сознание» (1957) он раскрывает идею психологического детерминизма и показывает, что внешние причины действуют через внутренние условия, среди которых наряду с психическими образами, мышлением, системами операций особую роль играют личностная мотивация, цели и способности индивида.
Большой вклад в разработку деятельностного подхода к пониманию и исследованию психики человека внес советский психологА. Н.Леонтьев (1903— 1979). В его фундаментальных трудах («Проблемы развития психики», 1959; «Деятельность, сознание, личность», 1975) раскрывается психологическая структура деятельности, показано взаимодействие ее основных компонентов:
мотивов, целей и условий. В структуре сознания А. Н.Леонтьев выделяет его системообразующие компоненты — систему значений и смыслов. Иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев рассматривает как базовое структурное образование личности. Им была разработана теория, названная психологической теорией деятельности.
С. Л. Рубинштейн и А. Н.Леонтьев сыграли большую организаторскую роль в создании отделения и факультета психологии (1964) в Московском государственном университете.
Аналогичную роль в создании факультета психологии в Ленинградском государственном университете (1964) сыгралБ.Г.Ананьев (1907—1972). Его заслуга и в том, что под его руководством подготовлена плеяда известных в нашей стране ученых — создана ленинградская психолого-педагогическая школа. Он внес большой вклад в разработку интегральных проблем человекознания, вопросов педагогической психологии, восприятия и др.
Особое внимание к развитию отечественной психологии и подготовке психологов проявляется в поствоенный период. Наряду с факультетами психологии в Московском и Ленинградском университетах в 1964 г. факультеты психологии открывают в Тбилисском, а позже в Ярославском и других университетах. Начинается преподавание психологии в юридических вузах, во всех высших военных учебных заведениях, организуются кафедры психологии, юридической психологии, военной психологии.
В Институте философии АН СССР создается сектор психологии, в 1971 г. — Институт психологии АН СССР, директором которого становится один из ведущих советских психологов Б.Ф.Ломов. В трудах сотрудников этих институтов С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, В.Н.Мясищева, К.А.Абдульхановой-Славской, Б.Ф.Ломова, Е. В. Шороховой, А. В. Брушлинского, К. К. Платонова и др. решаются задачи разработки теоретико-методологических основ психологии и разрабатывается система методологических принципов психологии, определяется предмет психологии как самостоятельной научной дисциплины.
Проблемы психологии активно обсуждаются на страницах журналов «Вопросы психологии» (издавался с 1955 г.), «Вестник МГУ», «Вопросы философии» и др. С 1980 г. выходит в свет «Психологический журнал».
Активизируются исследования в области теории сознания, его взаимосвязи с подсознанием.
С начала 60-х годов активно разрабатываются теоретические и прикладные проблемы социальной психологии, проводятся исследования по инженерной психологии, психологии обучения и воспитания, судебной психологии, военной психологии. В ряде сфер жизнедеятельности людей разрабатываются и используются методики и процедуры профессионального психологического отбора (военное дело, спорт, авиация и др.).
Начинает формироваться психологическая служба в сфере народного образования, спорта, производства, военного дела, транспорта, здравоохранения, семьи и брака и т.д.
Психология становится неотъемлемым элементом культуры нашего общества.
Значительный вклад в разработку отдельных отраслей и проблем психологии внесли А. В. Запорожец и Д.Б.Эльконин (заложили основы детской психологии), В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, И. А. Зимняя (педагогическая психология), В.С.Мухина (возрастная психология), А.В.Петровский, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин, Г.М.Андреева (социальная психология), А. В. Барабанщиков, Н.Ф.Феденко, М.И.Дьяченко, А.Д.Глоточкин, А. М. Столяренко (военная психология), Б.Ф.Ломов, Б.Л.По-номаренко, А.А.Крылов (инженерная психология), Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалев, А. Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов (теория личности в психологии), Б.М.Теплов (психология способностей), Н. Д. Левитов (психические состояния) и др.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ