Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями знания и практики
Отмечая интегральный характер дисциплины и нередко нечеткость границ между собственно психологией труда и другими смежными дисциплинами, Е.А. Климов выделяет три категории наук, характеризующихся разной степенью взаимосвязи с психологией:
1) экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда, области медицины, связанные с изучением профессиональных заболеваний и экспертизой трудоспособности, профессиональная педагогика.
2) технические дисциплины, предметом которых являются теория, расчет и конструирование машин и приборов, иначе - орудийное оснащение трудовых процессов;
3) области объектов человеческой деятельности - биологические, технические, знаковые, социальные системы, искусство.
Особенности понимания и изучения труда и его субъекта в разных науках отражаются в их понятийном аппарате. Приведем несколько примеров.
Философия и политическая экономия: субъект труда, объект труда, орудия труда, процесс труда, необходимый труд, овеществленный труд и т. п.
Социология труда: труд как процесс, формирующий человека и общество, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.
Экономика труда: трудовые ресурсы, производительность, организация труда, нормирование, оплата, планирование труда и т. д.
Законодательство о труде: трудовой договор, продолжительность рабочего дня, отпуск, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров.
Физиология, гигиена труда, производственная санитария: режим труда и отдыха, работоспособность.
Таким образом, анализ содержания смысловых категорий и рабочих понятий отражает определенную односторонность отображения в разных науках феноменов человеческого труда, оперируя при этом обезличенным субъектом. Человек как активный субъект деятельности (труда) в совокупности своих социальных, психологических, физиологических, анатомических особенностей наиболее полно представлен лишь в психологии труда, активно интегрирующей достижения естественных и гуманитарных наук.
Основные проблемы психологии труда
У истоков отечественной психологии труда и разработке ее методологических основ стояла малоизвестный, в силу своей природной скромности, советский психолог Ю.В. Котелова. Именно ей принадлежит широко используемая схема основных проблем психологии труда (Схема 1), которую мы будем использовать при освоении данного курса.
Рис. 1. Схема основных проблем психологии труда (Ю.В. Котелова)
В соответствии с представленным выше пониманием предмета и метода психологии труда можно условно выделить различные концептуальные уровни помощи человеку (развивающемуся субъекту труда) в профессиональном и личностном самоопределении.
Само выделение уровней важно для того, чтобы лучше понять следующие вопросы, возникающие перед психологом труда:
Ø Чем Вы как психолог можете помочь данному человеку-работнику?
Ø Что Вы реально делаете (какую именно и на каком уровне оказываете помощь)?
Ø Готовы ли Вы вообще выйти на более интересный (сложный) уровень помощи?
Ø Готов ли Ваш клиент воспринять помощь на более сложном уровне (нужно ли это ему)?
Сами уровни выглядят следующим образом (Рис. 2):
Рис. 2. Схема концептуальных уровней помощи человеку (по Н.С. Пряжникову)
Адаптационно-производственный (адаптационно-технологический) уровень. Главная цель - помочь человеку «вписаться» в данную производственную структуру для повышения ее эффективности. При этом часто интересы самого человека находятся на втором плане (хотя учитываются его способности и другие психологические характеристики).
Социально-адаптационный уровень. Цель - помочь человеку построить привлекательный образ жизни (добиться жизненного «успеха») с помощью удачного выбора профессии или места работы. Интересы самого человека учитываются в большей степени, хотя пути к «успеху» могут быть и сомнительными в этическом плане. При этом часто остается проблема смысла стараний на пути к успеху (извечный вопрос профессионального самоопределения: «ради чего?» - это вопрос о смысле затраченных усилий или растраченных талантов).
Ценностно-смысловой уровень. Цель - помочь человеку обрести смысл в профессиональном и личностном самоопределении (профессиональное самоопределение неизбежно рассматривается в контексте жизненного и личностного самоопределения). По сути, именно здесь учитываются самые важные, жизнеопределяющие устремления человека, поэтому именно данный уровень с полным правом можно считать личностно-ориентированным.
Выделение уровней помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении неизбежно порождает практические трудности при реализации сложных уровней помощи (прежде всего - ценностно-смыслового уровня), в частности:
Ø не каждый человек (клиент) готов рассматривать свои проблемы на сложном (ценностно-нравственном, смысловом) уровне;
Ø не каждый психолог-профконсультант готов (и стремится) выходить на сложные (прежде всего, нравственные) проблемы профессионального самоопределения;
Ø наконец, начальство, заказчики психолога труда (от которых во многом зависит его карьерное и финансовое благополучие) скорее всего будут поощрять психолога на реализацию первого уровня, и наоборот, не очень-то приветствовать рассмотрение проблем труда, связанных со смыслом и ценностями, выходящими за рамки конкретной профессиональной деятельности в конкретной организации.
В итоге выделение данных уровней позволяет самому психологу труда использовать их в профессиональной рефлексии, а значит, превращает его в подлинного субъекта своей профессиональной деятельности.