Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения науки К. в Древнейший период и Средневековье
Древнейшие времена.
1. Мы говорили – конфликт – постоянный спутник человечества. Древнейшее упоминание конфликтов – известные людям - содержалось в своде законов вавилонского царя Хаммурапи (Жак де Морган, 1901 г.)- 18 в. до н.э.(около 4 тысячелетий назад) – изложенных клинописью на базальтовом столбе, обнаруженном в начале 20 века законов около 280, прочтено было, правда, меньше). В этих законах прогнозировались возможные конфликтные ситуации, связанные в основном с земельным правом, защитой собственности, с семейным правом – и определялись наказания.
2. Китай В этом периоде заслуживают внимания воззрения древнекитайских мыслителей. В основе построения ими философской системы мирозданиялежит вечный конфликт. Весь мир соткан из противоречий.. Противоборство присуще любой материи, живой и неживой. В мире нет ничего, кроме отрицательных сил (инь) и положительных сил (ян), символизирующих соответственно: женское и мужское, свет и тьму, день и ночь, солнце и луну, небо и землю, жару и холод, четное и нечетное и т. д.
Особое место принадлежит Конфуцию (6 - 5 века до н.э.), одному из первых философов Китая. В основе конфликтов он видел образованность, благородство, воспитанность одних людей и необразованность, грубость других (в основе его философской системы лежат мораль и этика). – Причины всех конфликтов ищем в людях.
3. Позднее конфликтологические вопросы обсуждались древнегреческими философами. В их взглядах на эту проблему не наблюдалось единства.
Некоторые считали, что конфликт органически присущ всем предметам и явлениям, а потому неизбежен и в силу этого - не может получить отрицательной или положительной оценки. Такого принципа придерживались Анаксимандр - автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 7 – 6 вв. до н.э.).
Гераклиту (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.) принадлежит следующее изречение: «…Из несогласного появляется самая прекрасная гармония». – Начало диалектики: противоречия – толчок движения и развития. (Автор известной фразы «Всё течёт, всё меняется». Точная формулировка, более правильная: «Все течет и движется, и ничего не пребывает» - почти Закон сохранения энергии. Труд «О природе»)
Однако Право конфликта на творение истории переносилась Гераклитом на такое социальное явление как войны: «Война – отец всего и всего царь.».
Отрицательно оценивали конфликты (в основном социальные, чаще - войны) философы Платон (5-4 вв. до н.э.), Геродот (ок. 5-4 вв. до н. э.),Эпикур, Демокрит. Последний полагал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру». Однако во времена, когда войны, в отдельные периоды, были более продолжительными, чем мирные передышки, в философские воззрения древнегреческих «пацифистов» закрадывались противоречия: Платон, например, создал модель идеального государства, необходимым атрибутом которого была армия, хорошо подготовленные воины. «Государство».
Римлянин Цицерон,политик, философ, блистательный оратор (1 в. до н.э.) в трактате «О государстве» предложил разделять насилие на «справедливое» и «несправедливое» и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне».
Таким образом, в Древнейшие временаконфликт рассматривался:
· в контексте развития мировоззренческих идей,
· создания и объяснения картины мироздания,
· а также для толкования такого частого для того времени социального явления-конфликта как войны.
В Средние века, когда история стран была историей религиозных войн, потрясений в форме народных бунтов и гражданских войн, идеи конфликтов тоже выливались в рассуждения, главным образом, о социальных конфликтах.
Аврелий Августин Блаженный (Северная Африка, христианский теолог) (4 – 5 вв.) в работе «О граде божьем» высказался вполне современно: «...Те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям». То есть гипотетически, в случае удовлетворения всех потребностей индивида, он не должен конфликтовать. То есть, конфликт – не только противоположные позиции и точки зрения, но – и это важно! – столкновение интересов и мотивов.
В Средние века Фома Аквинский (1225-1274) (родился в Аквине, близ Рима, христианский теолог, член ордена доминиканцев, сформулировал 5 доказательств существования бога, выдвинул тезис о необходимости «авторизованной компетенции», т.е. санкции государства для ведения войны: попытка ограничения военного насилия и произвола. Так как насилие для него - всегда грех.
Попытку системного анализа конфликтов (преимущественно социальных) сделал итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527) в трактате «Государь»:
1. - конфликт – это естественное состояние общества
2. - причина К. – несовершенство людей, стремящихся постоянно к материальному благополучию
3. - богатые – источник конфликтов, т. к. у них власть и им доступны блага
4. - конфликт – имеет положительную, созидательную сторону (!), он может оздоровить общество
5. – вместе с тем отрицательные последствия неизбежны, и государство обязано их минимизировать.
Эразм Роттердамский (1469-1536), Нидерланды, философ-гуманист эпохи Возрождения, мыслитель, который создавал свои трактаты, сидя в кресле, практически отказавшись от деятельной жизни, - справедливо, видимо, отмечал, что «война сладка для тех, кто ее не знает».
Он указывал на то, что конфликт имеет собственную логику развития, его трудно остановить. Начавшись, он разрастается и втягивает в свою орбиту все новые жертвы.
Мишель Монтень в своих «Опытах» - и это было новым в анализе конфликта! - обращался к изучению внутриличностного конфликта (начало психологии конфликта) и указывал на важность выхода накопившейся в процессе раздражения внутренней энергии.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626), английский философ (16-17 вв.), впервые представил анализ системы причин социальных конфликтов:
- материальные (бедность, материальное неравенство)
- политические (неразумные действия государственных деятелей, глав государств, ошибки в правлении)
- психологические (неумение власти и людей строить отношения: ложь – с одной стороны, недоверие с другой)
Бэкон считал возможным и необходимым предотвращение конфликтов и разработал программу предотвращения конфликтов:
1. - улучшение материальных условий жизни всего населения !!!
2. - высокий уровень, как сегодня бы мы сказали, политической культуры глав государства, которые должны быть в первую очередь мудрыми политиками
3. - и неожиданный, практически «силовой» метод: препятствование всеми средствами, включая насилие, появлению лидеров у недовольных.