Понимание себя и других.
• Я-концепция представлена в начале раннего детства, она становится более сложной и отточенной с возрастом.
• Я-концепция частично приобретается через сравнение себя с другими; маленькие дети чаще определяют себя в терминах физических характеристик при сравнении с другими, а старшие — через свою деятельность.
• Тендерные различия появляются в результате взаимодействия генетических предпосылок и действия окружающей среды; ранние тендерные раз-
412 Часть II. Детство
личия обычно незначительны, существует сильное наложение друг на друга мужских и женских черт.
• Гендерно-специфические модели поведения и тендерные стереотипы появляются в раннем детстве; многие из них усваиваются так же, как и агрессивное или просоциальное поведение.
• Сначала развивается половая идентичность; затем, ближе к концу раннего детства — постоянство пола. J
• Люди с андрогинной личностью демонстрируют как маскулинные, так и фемининные желательные черты.
• Социальные понятия и правила интернализуются в результате моделирования и подражания, а также как следствие активных усилий ребенка, направленных на их усвоение.
• Понимание дружбы начинается в раннем детстве, но не завершается до среднего детства или еще более позднего периода.
Семейная динамика
• Взаимодействие родительских контроля и теплоты определяет четыре стиля родительского поведения: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный; каждый оказывает значимо различающиеся эффекты на детей, хотя они существенно варьируют в разных культурах и нельзя утверждать, что один из них является оптимальным.
• Переговоры и разделенные цели родителей и детей обычно считаются позитивным процессом.
• И физически, и психологически жестокое обращение разрушительно действует на ребенка, может иметь продолжительные последствия; психологическое насилие над детьми принимает шесть различных форм.
• Существуют психиатрические, социологические и ситуативные факторы, повышающие риск жестокого обращения с детьми; факты насилия над ребенком имеют место во всех слоях общества.
• Исторически подходы к воспитанию менялись; рекомендуемый сейчас подход — сочетание теплоты, акцентирование желательных форм поведения вместо борьбы с нежелательными, последовательность требований, сведение к минимуму применения силы, помощь ребенку в обретении умения контролировать себя и использование индукции.
• Соперничество сиблингов менее вероятно, чем дружба; они могут спорить, но в целом склонны вырабатывать сильную привязанность друг к другу.
• Не обнаружилось значимого влияния статуса сиблинга, или порядка рождения, на личность, хотя первенцы и единственные дети в семье в среднем имеют несколько более высокие коэффициенты интеллекта; последствия порядка рождения существенно различаются в разных культурах.
ГЛАВА 9
ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕМ ДЕТСТВЕ
Предварительный обзор
Знаете ли вы?
Что мозг в среднем детстве демонстрирует начальное резкое ускорение роста и к концу периода достигает размера мозга взрослого человека?
Что в течение среднего детства сила и моторные способности мальчиков и девочек сопоставимы?
Почему большинство американских детей в течение этого периода бывают тучными? Что в то время, как тучность детей в США повышается, их физическая подготовленность постоянно ухудшается?
Что в этот период несчастные случаи вызывают больше смертей детей, чем все семь остальных главных причин вместе?
Какие существуют различия между дооперациональным и наглядно-действенным мышлением и как они оцениваются? Как применяется теория Пиаже в начальном образовании? Что в течение среднего детства происходит ряд значительных улучшений навыков памяти и появляется метапознание?
Какие отношения связывают грамотность и культуральный контекст? Каковы различия между критериально-ориентированными тестами и тестами, ориентированными на статистическую норму?
Как начиналось тестирование интеллекта и какое положение оно занимает сегодня? Что существует много различных, зачастую конфликтующих, теорий, объясняющих природу интеллекта?
Какими навыками должны обладать дети при поступлении в школу? Какие факторы дома и в школе определяют академические успехи ребенка? Что школы иногда содействуют различиям навыков в результате гендерных стереотипов? Что такое умственная отсталость и что могут достичь люди при разной степени ее выраженности?
Что такое нарушение способностей к обучению, с какими трудностями в школе и других местах сталкиваются дети, страдающие такими расстройствами? Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), как он лечится? Это главные темы главы.
414 Часть II. Детство
Среднее детство — в западных странах период жизни детей от 6 до 12 лет, важный период, когда они усваивают и усовершенствуют различные навыки: от чтения и арифметики до игры в мяч и танцев. Это время испытания ребенком своих сил, решения сложных задач, возникающих как результат вызова самому себе, как следствие взаимодействия с окружающей средой. Те, кому удается справиться с этими задачами, становятся более умелыми и уверенными в себе; у тех, чьи попытки заканчиваются неудачей, возможно развитие чувства неполноценности или более слабого чувства Я. Эриксон, стремясь передать дух этого этапа жизни, назвал детство периодом созидания (industry).
В данной главе мы приведем несколько примеров того, с каким прилежанием дети развивают и совершенствуют свои физические и когнитивные умения. Мы также рассмотрим задачи и проблемы школы, связанные со средним детством, включая способы проведения и интерпретации результатов тестов интеллекта и достижений, а также современные подходы к пониманию неспособности к обучению и умственной отсталости.
Необходимо помнить, что индивидуальное развитие человека определяется взаимодействием физических, когнитивных и психосоциальных факторов. Частично благодаря улучшению функционирования нервной системы (происходит миелинизация ретикулярной формации) дети теперь могут концентрировать свое внимание в течение более длительного временного интервала. Более развитые когнитивные навыки позволяют им предвидеть действия других людей и планировать стратегии своих действий. Эти и другие изменения влияют на выбор ребенком занятий и деятельности, на вероятность достижения им успеха или неудачи.