Трудные бытийные ситуации
Ситуации неизвестности характерны для человека, попавшего в неизвестную обстановку или обстоятельства бытового плана, в которых индивид не знает, как ему поступить.
Ситуации опасности сопровождаются возникновением непосредственной угрозы (действительной или мнимой) здоровью или жизни человека.
Ситуации потери отличаются от предыдущего типа тем, что личность переживает понесенный ущерб, пытается не допустить увеличения потерь.
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Типы конфликтных личностей (по С. М. Емельянову)
Тип конфликтной личности | Поведенческие характеристики |
Демонстративный | Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо |
Ригидный | Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям |
Неуправляемый | Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков |
Сверхточный | Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям.Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе |
«Бесконфликтный» | Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков. как своих, так и окружающих |
Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций
Существуют различные подходы как к описанию типологии конфликтных личностей, так и к описанию их поведения в конфликтах. Тем не менее общим является признание наличия особенностей в проявлениях определенных типов личности в трудных межличностных ситуациях и непосредственно в ситуациях конфликтного взаимодействия.
Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов является наличие у человека акцентуаций характера, которые проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт или их сочетания и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
Другой, не менее частой личностной причиной конфликтов является тип темперамента. В частности, холерический тип темперамента человека может приводить к разрешению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик отличается неустойчивым, подвижным типом нервной системы. В то же время он быстрее остывает и переходит к неконфликтному типу взаимодействия.
Завышенный или заниженный уровень притязанийтакже способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная перспективная цель); во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате успеха или неудачи прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности. Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их удовлетворения. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т. д.
Представленные выше характеристики встречаются наиболее часто. Однако они не дают полного представления обо всех возможных типах конфликтной личности.
Психологом В. В. Синеоком исследовано влияние акцентуации характера на конфликтность курсантов-летчиков. Установлено, что выраженной формой акцентуации характера конфликтной личности курсанта является эксплозивная форма. Для бесконфликтных курсантов характерна психастеническая форма акцентуации личности. Психастеникам свойственна высокая тревожность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, фиксация на неудачах.
Интересные результаты получены после сравнения стратегий поведения конфликтных и бесконфликтных курсантов-летчиков в ситуациях противодействия. У конфликтных курсантов нет ярко выраженной стратегии поведения в трудных ситуациях социального взаимодействия. Наблюдается некоторое преобладание компромиссной стратегии и относительно редкое поведение, связанное с уходом от конфликта.
Для бесконфликтных курсантов характерны типы поведения, основанные на уступках, в ущерб своим интересам. Преобладают стратегии приспосабливающегося и сотрудничающего поведения. Заметно реже других ими используется стратегия соперничества. Такое поведение в предконфликтных ситуациях, очевидно, обеспечивает этим индивидам лучшее взаимодействие с окружающими.
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Поведение человека в трудной ситуации
ПОВЕДЕНИЕ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ
АКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ
ПАССИВНАЯ СТРАТЕГИЯ
КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕСТРУКТИВНАЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
УХОД
Поведение психологически устойчивой и неустойчивой личности в трудной ситуации
i. |
МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧА | ||
1 1 | ||
~Ъ | ||
ОСОЗНАНИЕ ТРУДНОСТИ | ||
1 1 | ||
НЕГАТИВНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ
![]() |
Психологически устойчивая личность |
Психологически неустойчивая личность |
ПОИСК СПОСОБА ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ |
ПОНИЖЕНИЕ СИЛЫ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
УСУГУБЛЕНИЕ ОСОЗНАВАЕМЫХ ТРУДНОСТЕЙ
ВОЗРАСТАНИЕ СИЛЫ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ
УЛУЧШЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
УХУДШЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ОПТИМИЗАЦИЯ УРОВНЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ
ПОНИЖЕНИЕ МОТИВАЦИИ (ИЛИ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ)
Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций
Можно выделить основные стратегии и составляющие их компоненты различных способов реагирования человека на трудные ситуации.
Активная стратегияреагирования на трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразование среды. Однако эта активность может носить различный характер:
□ конструктивный — повышение уровня поисковой деятельности, расширение спектра возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи — в целом повышение эффективности деятельности и общения;
□ деструктивный — дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшение функционирования и т. д., нервные вспышки, истерические реакции.
Пассивная стратегияповедения, деятельности и общения в трудной ситуации может быть реализована также в двух формах:
□ приспособление — рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям, и др.;
□ уход от ситуации — реализуется в таких поведенческих проявлениях, как избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т. д.
С проблемой поведения личности в трудной ситуациисвязана такая категория, как психическая напряженность, характеризующая психическое состояние личности в трудной ситуации. Это состояние позволяет осуществить переход от одного уровня регуляции к другому, более адекватному сложившейся обстановке. Психическая напряженность характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.
В структуре психической напряженности выделяют следующие компоненты:
□ побудительно-регуляционный (мотивационный, эмоциональный и волевой);
□ исполнительно-регуляционный (познавательный и моторный).
В зависимости от характера влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы (Б. Я. Шведин):
□ перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии);
□ интеллектуальную (когда человек затрудняется решить стоящую перед ним задачу);
□ эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
□ волевую (когда человек не может управлять собой);
□ мотивационную (связанную с борьбой мотивов).
Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активации и значительные эмоциональные затраты. Воздействие напряженности в наибольшей степени сказывается на интеллектуальных и вербальных функциях личности.
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Влияние психологической устойчивости и профессионального мастерства на эффективность деятельности в трудных ситуациях