Сравнительная характеристика воображения ребенка и взрослого. Общие черты. Характеристика воображения человека переходного воображения
Творческое воображение принимает различный вид на каждой степени развития.
Оно развивается и полностью созревает в период зрелости человека.
Сравнительную характеристику воображения ребенка и воображения взрослого человека отражает таблица.
Таблица 6.1
Сравнительная характеристика воображения ребенка и взрослого
Особенности воображения | У ребенка | У взрослого человека |
1. 1. Степень богатства «строительного материала» для развития воображения | Низкая | Высокая |
2. Объем воображения | Сравнительно небольшой | Сравнительно большой |
3. Доверие к продуктам воображения | От почти полного до полного (часто) | От неполного до почти полного иногда полного |
4. Самоконтроль продуктов воображения | Отсутствует или почти отсутствует | Имеет место всегда или иногда |
5. Соответствие характера, качества и разнообразия комбинаций требованиям к созданию продуктов созревшей фантазии | Не соответствует или в должной степени не соответствует | Соответствует |
К общим чертам воображения взрослого человека и ребенка относятся:
1) структура механизма творческого воображения: диссоциация (выделение отдельных элементов); изменение диссоциированных элементов (преувеличение, преуменьшение); ассоциация (объединение диссоциированных и измененных элементов); комбинация, кристаллизация, приведение в систему отдельных образов.
2) наличие первой формы связи воображения с действительностью (реальность элементов продукта воображения), то есть фантастические создания как результат воображения - новые комбинации элементов, имеющие место в реальности, в прежнем опыте человека.Например, сказочные, фантастические, мифические образы: избушка на курьих ножках и др.
3) наличие эмоциональной связи между реальностью и воображением, то есть ІІІ форма связи - эмоциональная связь:
П р я м а я с в я з ь – чувства влияют на воображение согласно закона общего эмоционального закона:
О б р а т н а я с в я з ь – воображение влияет на эмоции в соответствии с законам эмоциональной реальности воображения.
Другие формы (всего 4) связи воображение с действительностью развиваются у ребенка постепенно, с годами.
Воображению человека переходного возраста (10-13 лет) свойственны процессы разрушения, перелома, поиска нового равновесия. У большинства подростков пропадает интерес к рисованию.
Критическое отношение подростков к своему творчеству(чаще всего литературному) со временем вызывает не только подъем воображения, но и ее качественное преобразование.
Именно в подростковом возрасте появляются два качественно различных типа воображения:
Ø пластическое (внешнее, объективное), «берет» свой строительный материал извне (он – данные внешних впечатлений);
Ø эмоциональное (внутренне, субъективное) «берет» свой строительный материал из сферы субъективных переживаний.
Пластическое и эмоциональное воображение развивают тип представлений, которым оперирует человек (зрительные, двигательные т.д.)(примеры).
Характер воображения обусловлен:
Ø направлением одаренности,
Ø опытом человека,
Ø знаниями,
Ø подкрепляется способностями,
Ø стимулируется целеустремленностью,
Ø сопровождается эмоциональным тоном, жизненными впечатлениями, хранимыми памятью, поэтому воображение и связано с памятью, мышлением, восприятием.
Творческие задания (5 заданийвыполнить каждому студенту-магистру с целью закрепления данной темы):
Задание 1. По мотивам народных сказок придумайте для детей 6 – 7 лет:
- 3 упражнения в диссоциации;
- 3 упражнения в изменении диссоциированных элементов;
- 2 упражнения в ассоциации.
Задание 2. Составьте для детей младшего, школьного возраста вариант задания, связанный с описанием неизвестного науке обитателя неоткрытого уголка Земли. В качестве «подсказки» предложите детям ряд особенностей портрета этого существа.
Например, «он был бы птицей, если бы не …», «хвост, как у рыбы, но …».
Задание 3. Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события.
Например: событие– «Охотник выстрелил в воздух».
Следствия этого события:
- из-за сотрясения воздуха в горах случился обвал;
- ружьё дало отдачу в плечо, и охотник упал;
- пуля попала в пролетавшую утку;
- и.т.д.
События:
Девочка уронила карандаш на пол…
Садовник из шланга стал поливать клумбу…
На улице кто-то разбил банку варенья…
Мальчик чиркнул спичкой…
Задание 4. Представьте, что вы можете стать высотой 3 метра…
Какое бы у вас было любимое занятие?
Что бы вам не понравилось?
С кем бы вам хотелось встретиться и с кем бы не хотелось встречаться?
Через какое время вы бы захотели снова стать нормальным?
Задание 5. Продолжите предложения:
В горах нельзя громко кричать потому, что …
Ласточки начали летать низко над землёй потому, что …
Зимой у деревьев образуется более плотная древесина, чем летом, потому, что …