Билет 37. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
Общ. Хар-ка творч. Деят-ти:
Творч.деят. - поиск и открытие существенно нового, рнее не существовавшего. Объект.критерием новизны явл.: опыт чел-ка, субъект.критерием – личный опыт творца. Выделяют научное и худож-е творчество. Результатом научного тв-ва явл. Открытие законамерностей, результатом худож. - создание эстетич. Ценностей, образов. Научное творчество ограничено жест.рамками логики и языка, худ-е – законами восприятия. В худ.тв-ве личность творца проявл-ся полнее. Но принципальных различий здесь нет. Другое дело – практическое тв-во! Тв-во возм. Не только в духовн.сфере,но и в практической. Вряд-ли кто-то будет отрицать рль тв-ва в деят-ти вононач-ка,президента,дипломата,учителя,врача..причем,практич.тв-во гораздо сложнее. Практик не имеет возм-ти экспериментировать,он несет ответственность,он сталкивается с уникальными ситуациями,он ограничен в своих дейсвиях объективной реальностью(временем,ресурсами..)
Фазы творч.деят-ти:
1.Подготовка. На этой фазе идет сознательная поисковая активность,логический анализ,актуализация знаний. Генерируются гипотезы,варианты,версии. Если на этой фазе результат не достигается,то процесс переходит на след.фазу.
2.Созревание. Прекращаются безуспешные попытки на уровне сонания решить проблему. Творец занят дру.делами.Тем неменее,активный поиск не прекращ-ся.Предыдущая фаза запустила работу бессознателього.Спит,ест,умывается – что бы творец не делал – бессознательное ищет ответ!
3.И рано или поздно наступает «инсайт», т.е. Озарение! Та фаза наз.вдохновением.В этот момент бессонат.продукт переходит в сознание. Иногда это происходит благодаря внешнему толчку (яблоко упало,вода из ванны вылилась) Часто творец чувствует,что нашел,но не может объяснить как.
4.Сон.деят-ть. Идея доводится «до ума»:до уровня публикации, научной логики.
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Пусковым механизмом любой деят-ти явл.мотивы и потребности,т.е.ядерная подструктура личности.Что же представляет собой творч.личность?Разные исследователи указали на важность самых разных качеств.Для одних – это способность удивляться,для других это 99% труда +1% вдохновения(Томас Эдисон),для третьих – это внимание(Ж.Кювье),отсутствие защитных тенденций,непривязанность к общепринятым нормам,культуре.
Наибольший вклад в исследование творч.личности внесла гуманистическач психология.Так, А.Маслау,исследовав личностные особенности Нобелевских лауреатов,пришел к след.хар-кам личности:
– развитое чувство юмора
– естественность поведения
– принимает себя и др.как есть
– нонконформизм в отношении моды (в одежде, критериях оценок..)
– отсутсвие чрезмерного самоанализа,»самокопания»
– способность к глубоким привязанностям
– потребность в самореализации (своего потециала)
– развитое нрвственное чувство
– Если обобщить результаты всех исследований,то творч.личность проявляется и в мотивации и в мышлении и поведении.
Билет 38. НАВЫК И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ
Навык – это формируемое путем многократного повторения, частично автоматизированное действие с минимальным контролем со стороны сознания,в основе которого лежит динамический стереотип.
Умение – освоенный субъектом способ выполнения неавтоматизированногодействия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.Умения в отличие от навыков,обеспечивают выполнение действий в изменяющихся условиях (навык- - в првычных).
Виды умений и навыков:сенсорно-перцептивные (навыки восприятия), интеллектуальные (умения и навыки решения задач),моторные (например, спортивные)
Этапы формирования навыков:
1.Ознакомительный (субъект получает знания о составе действия и условиях его реализации. Например,осваивая технич.прием,спортсмен сначала наблюдает за выполнением действия тренером,затем подробно зазбиврается состав действия и осуществляются медленные пробные попытки.
2.Подготовительный (включает аналитическую и синтетическую стадию). Сначала осавиваются отдельные элементы действия,а затем они объединяются в единое целое. Так,начинающий пловец осваивает сначала движения рук,потом движения ног,технику дыхания,и после соединяет все в единую систему движений.
3.Стандартизирующий. На этом этапе путем многократного повторения достигается автоматизация действия. Внимание субъекта деятельности переключается с самого действия на результат.
4.Варьирующий. На этом этапе начинается деавтоматизация действия, отклонения от заданных параметров, ошибки выполнения ( в спорте такое состояние наз.»перетренировался»)
Навыки взаимодействуют друг с другом.Если навыки способствуют более легкому формированию других навыков, это явление называется переносом (напр.конькобежные навыки облегчают формирование горнолыжных) Если навыки мешают формированию новых навыков или разрушают другие навыки,такое явл-е наз. Интерференцией.