Психофизиология профессиональной деятельности
Профессионализм – это эффективность, надежность, ответственность.
На границе естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин, объектом исследования которых является человек в разнообразных видах деятельности. Физиологи, гигиенисты, психологи, специалисты в области эргономики труда детально изучают все стороны трудового процесса. Любой труд протекает в той или иной реальной среде, что составляет условия труда. Условия труда – это факторы, от которых зависит работоспособность человека и его здоровье. Работоспособность – означает потенциальную возможность производить физическую или умственную работу на определённом отрезке времени. Работоспособность зависит от физического и умственного развития, тренированности организма, степени адаптации к физическому или умственному труду, от условий труда, от состояния здоровья. Наиболее часто трудовую деятельность делят на физическую и умственную. При физическом труде нагрузка приходится на мышечную активность, при умственном – на ЦНС, ВНД и психические функции мозга. Тяжесть работы связана с мышечными усилиями и определяется энергетическими затратами организма, мощностью внешней работы, величиной статических усилий, массой и расстоянием перемещения груза, рабочей позой, характером движений, напряжением физиологически функций. За рубежом выделяют три группы тяжести труда – лёгкий (до 2 ккал/мин), средний (до 3 ккал/мин) и тяжёлый) до 4 ккал/мин).
Нервная напряжённость отражает нагрузку на ЦНС, анализаторы, психическую деятельность, на внимание, плотность поступающих сигналов, эмоциональное напряжение, количество умственных операций и т.д. По напряжённости труд делят на четыре группы: ненапряжённый, малонапряжённый, напряжённый, очень напряжённый. Используя определённые критерии можно оценить любой труд по тяжести и напряжённости. Например, труд студентов оценивается как 1 степень тяжести (лёгкий по тяжести труд) и 3-4 степени по напряжённости (напряжённый и очень напряжённый труд).
Все факторы, влияющие на работоспособность, делятся на четыре основные группы.
1. Санитарно-гигиенические: микроклимат (температура, влажность воздуха, скорость движения воздушного потока), освещённость рабочего места, уровень шума, интенсивность загрязнения воздуха пылевыми частицами, наличие ультразвука, УВЧ, радиационные источники и т.п.
2. Психофизиологические: характер режима труда и отдыха, тяжесть и напряжённость труда, рабочие позы, величина нагрузки на мускулатуру, на ЦНС, на высшие отделяя мозга, характер принятия решений, степень риска и т.д.
3. Социально-экономические: социальная защищённость работающего, заработанная плата, покупательные способности, обеспеченность домами отдыха, детскими садами, школами, длительность отпуска и т.п.
4. Эстетические: интерьер рабочего помещения, форма и цвет изделия, с которым приходится работать, фасон рабочей одежды и т.п.
Существует группа методов, которая позволяет интегрально оценить работоспособность индивида: (двухступенчатая проба Мастера или степ-тест, велоэргометрия, пробы на приседания, величина максимального потребления кислорода, задержка дыхания на вдохе или выдохе; методы, оценивающие состояние ЦНС, ВНД, психические процессы; методы, оценивающие состояние нервно-мышечной системы; методы, оценивающие в динамике состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы, системы крови и т.д.; определение динамики технико-экономических показателей; методика САН; метод Деревянко Е.А. – математический способ оценки глубины утомления, возникающий в процессе рабочей смены и другие). Необходимо постоянно поддерживать работоспособность и проводить мероприятия, которые ускоряют процесс врабатывания и отдаляют наступление утомления, повышают эффективность восстановления.
Для современных психофизиологов в анализе физиологических и психических процессов при выполнении индивидом разнообразных видов деятельности свойственен системный подход. Системный подход обеспечивается применением полиэффекторного метода,в который входят:
– регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС);
– электропневмограмма (ЭПГ);
– электромиограмма (ЭМГ);
– электроокулограмма (ЭОГ);
– кожно-гальваническая реакция (КГР).
Эффективность этого метода зависит от того, насколько адекватно данные параметры используются для решения поставленных задач.
Физиологические процессы скрыты от внешнего наблюдения, поэтому долгое время психологи наблюдали лишь те явления, которые доступны для прямого наблюдения в поведении человека. Чтобы выводы психологов не носили чисто умозрительный характер, необходимо изучать нейрофизиологические процессы, которые лежат в основе любой деятельности.
Что же даёт изучение физиологических процессов для оценки работника? Во-первых, физиологические процессы являются объективными, надёжными показателями, при помощи которых описывается поведение человека. Во-вторых, это позволяет психологам наиболее полно, надёжно и точно описать и объяснить психологические явления на органической основе. В-третьих, в современных условиях нет сложностей в применении технических средств для регистрации электрических показателей физиологической активности. Для этого достаточно специальных электродов, универсального усилителя биопотенциалов, компьютера с программным обеспечением.
В систему профотбора, помимо выявления знаний, умений, навыков индивида и его способностей к приобретению новых, специфических для данной деятельности функций, стали включать испытания, оценивающие индивидуально-психологические и личностные качества человека. Одни из этих качеств поддаются целенаправленному воздействию, изменению, воспитанию, а другие являются более стойкими и практически не меняются под влиянием жизненного опыта человека. Такие свойства наиболее тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями индивида. К ним можно отнести такие качества, как эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, переключаемость, объём и распределение внимания, психологическая выносливость. Особенность этой группы качеств заключается в том, что они поддаются экспериментальному изучению и количественной оценке.
При отборе на профпригодность учитывают основные и частные свойства нервной системы, особенности вегетативной регуляции. Немаловажным качеством нервной системы является прочность однажды образованных связей, обеспечивающих процессы запоминания. Определение необходимых качеств может помочь индивиду найти пути и способы компенсации тех качеств, которые нужны для той или иной профессиональной деятельности. Поэтому определение свойств центральной нервной системы имеет вполне практическое значение.