Психокоррекционная работа с детьми
Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная четкость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный практический характер. Поведенческая интервенция хорошо сочетается с фармакотерапией. Среди других ее достоинств: широкий спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность.
Эффективность воздействия определяется его целями, которые, в свою очередь, формулируются на основе изучения ведущих механизмов и причин нежелательного явления. С момента зарождения бихевиоризма и до наших дней поведение личности преимущественно ассоциируется с внешними действиями, а поведенческие методы — с условными рефлексами. Тогда как современная поведенческая психология выходит далеко за рамки внешне наблюдаемого поведения. В настоящее время она является синтезом нескольких направлений, таких, как классическая поведенческая теория, необихевиоризм, когнитивный подход, теория социального научения, нейропсихология, копинг-теория. Более того, поведенческая психология широко использует данные, полученные в других областях психологической науки, например в психоанализе.
Интеграция психологических знаний закономерно привела к углублению самого понятия «поведение». Сегодня в структуре поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:
· мотивация, побуждающая к поведению; эмоциональные процессы, сопровождающие поведение;
· саморегуляция поведения; когнитивная переработка информации;
· внешне наблюдаемые проявления и действия.
Нарушения в данных подсистемах выступают причинами отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия.
Основные подсистемы отклоняющегося поведения.
Девиантная мотивация — это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы - все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности. Человеческие потребности - нормальные, например, в комфорте или безопасности - становятся причинами отклоняющегося поведения в тех случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения. Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Наконец, мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов.
Другую группу причин составляют эмоциональные проблемыи тесно с ними связанные трудности саморегуляции. Отклоняющееся поведение, как правило, сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении девиантного поведения играет тревога. Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации (расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий - целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль. Саморегуляция, в свою очередь, может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка.
Следующая группа причин отклоняющегося поведения включает негативно-девиантный социальный опыт. Это дезадаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки), когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями. Это также элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий дефицит), составляющих основу дезадаптивности личности.
Рассмотренные причины девиантного поведения позволяют сформулировать стратегические цели психологической помощи личности с отклоняющимся поведением:
· формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение);
· интеграция индивидуального опыта;
· совершенствование саморегуляции;
· повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности;
· выработка жизненно важных умений;
· устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;
· расширение социальных связей и позитивного социального
опыта личности;
повышение уровня социальной адаптации.
Более частными и конкретными задачами психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности могут выступать:
· устранение дефицита в поведенческих репертуарах;
· усиление адаптивного поведения;
· ослабление или устранение неадекватного поведения;
· устранение изнурительных реакций тревоги;
· развитие способности расслабляться;
· развитие способности самоутверждаться;
· развитие эффективных социальных навыков;
· достижение адекватного сексуального функционирования;
· развитие способности к саморегулированию.
Ведущую цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях. Психологическая интервенция может осуществляться в форме консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии.
Также она может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы. Во всех случаях, независимо от формы и условий, должны соблюдаться основные принципы поведенческой коррекции.
Методы коррекции
В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов:
· стимулирование мотивации изменения поведения;
· методы коррекции эмоциональных состояний,
· методы саморегуляции;
· методы когнитивного переструктурирования;
· методы угашения нежелательного поведения;
· методы формирования позитивного поведения.