Развитие ребёнка в младенчестве
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, который удовлетворяет как органические потребности ребёнка, так и растущую потребность в разнообразных впечатлениях.
В «комплексе оживления» – положительное эмоциональное отношение ребёнка к взрослому. Нарастает на протяжении всего младенчества. Эмоциональное общение с взрослым - залог хорошего настроения ребёнка. 4-5 месяцев – общение обретает избирательный характер. Знакомым – радуется, незнакомец – может вызвать испуг. Кроме огромного положительного значения потребность в эмоциональном общении может приводить к отрицательным результатам. В норме – общение ради общения (характерное для начала младенчества) скоро уступает место общению по поводу предметов, перерастающему в совместную деятельность. Взрослый: - вводит ребёнка в предметный мир; - привлекает внимание к предметам; - демонстрирует способы действий; - направляет движения. Большое значение на данном этапе играет способность подражать (развивается на протяжении младенческого возраста). Подражание открывает все раскрывающиеся возможности обучения.
7 – 9 месяцев – ребёнок внимательно следит за речью и движениями взрослого. Часто повторяет показанное действие не сразу, а спустя некоторое время, иногда подражание возникает после многократного повторения (показа). Это – основа развития ребёнка на данном этапе.
Для младенцев характерна нужда в избирательном наборе средств общения. Потребность вступает в противоречие с возможностями. Голосовые реакции – уже у новорождённых (хныкание). 3-4 недели – отрывистые звуки, зачатки лепета. 3 месяца - ребёнок, услышав голос, начинает глазами искать взрослого (первые зачатки речевого общения). В это время возникает гуление (малыш издаёт звуки и прислушивается к ним). 4 месяца – выразительно подражает ритму звуков. Хорошо реагирует на эмоциональный тон речи. Это поднимает его активность. 2-е полугодие – лепечет, повторяет слоги, подражает взрослым.
Лепет – выражение готовности к общению + ребёнок совершенствует управление губами, языком, дыханием. К стремлению общаться присоединяется способность что-то сообщить.
Понимание речи определяет интонация. Образуется связь между названием и предметом (заключается в поиске предмета и нахождении его) – к концу 1 года.
Психосоциальное развитие – процесс постоянного физического, психического и социального роста, освоения социального пространства, определение в нём собственного места и положения Социальная ситуация развития младенца – ситуация социального комфорта, единства с взрослым. В жизни маленького человека эмоции играют особую роль. Это – первая форма связи с внешним миром, выражение отношений к предметному миру, толчок к познанию (способствуют всестороннему развитию), одно из средств общения ребёнка и взрослого.
Ведущий вид деятельности – непосредственное эмоциональное общение с окружающими. «Комплекс оживления» - показатель своевременного развития, он сопровождается позитивным эмоциональным настроем. Ребёнок не просто улыбается, а реагирует всем телом. Мотивационная роль эмоции заключается в том, что улыбка ребёнка вызывает ответную улыбку матери, что способствует формированию положительной эмоциональной привязанности. Впечатления младенца лишены предметности и речь идёт пока только о различении впечатлений, а не о восприятии предметов и их свойств. Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений. Признаки предметного восприятия – 2-4 месяца. 1-й год жизни – успехи в передвижении в пространстве и овладении простейшими действиями с предметами. Для познавательного развития важное значение имеет развитие восприятия и тонких ручных движений. От 4-х до 8-ми месяцев – система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. 5-6 месяцев – хватает целенаправленно, что требует сложной зрительно-моторной координации. Значение этого этапа развития велико: хватание – первое целенаправленное действие и обязательное условие, основа освоения манипуляций с предметами. Младенец начинает смотреть и получать впечатления раньше, чем действовать. Знакомство с предметами и их свойствами приводит к возникновению образов восприятия, отнесённых к внешнему миру. Приспособление движений и действий к свойствам пространства и находящихся в нём предметов. В последние месяцы 1-го года жизни дети способны выполнять действия, основанные на установлении простейших связей и отношений между предметами и их свойствами, т.е. мыслительные действия. Предпосылки – в манипулировании. увеличивается опыт взаимодействия с предметами, что способствует формированию представлений о себе как о деятеле. Возникновение и формирование «Я» у ребёнка происходит в результате активного взаимодействия с окружающими. Роль взрослого – способствовать развитию активного самовыражения, помогать проявлять желания, индивидуальность. Последовательность формирования «Я» концепции: До 2-х месяцев нет грани между собой и миром.Осознание тела приходит в 3-8 месяцев. Воздействие на окружение – с 3-х месяцев. Выражение отношения к другим – 7-8 месяцев. Умение откладывать осуществление «своих планов» на короткое время – с 8-ми месяцев. Кризис 1-го года характеризуется: - становлением ходьбы (первое основное новообразование) - латентным периодом в становлении речи- особенностями проявления аффектов и воли.