Аффектированного состояния общего субъекта
Особый класс психических процессов и состояний образуют эмоции, выполняющие функцию регулирования активности субъекта путем определения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. В психологии к эмоциям принято относить собственно эмоции, чувства и аффекты [32,с.7].
Сильные и кратковременные эмоциональные реакции, сопровождаемые резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, принято называть аффектами.
Такая форма эмоционального реагирования обычно наблюдается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из угрожающих (физически или психологически) или неожиданно возникающих ситуаций, совладать с ними.
Сильное душевное волнение, аффект, характеризуется дезорганизацией сознания, торможением всех зон мозга, кроме гипердоминантного очага, расторможением обширных подкорковых зон, резкой активизацией импульсивных, непроизвольных оборонительных и агрессивных реакций. Осознанные цели и мотивы при аффекте отсутствуют – срабатывает установка на преодоление аффектора. Аффект связан с неспособностью личности выйти из данной острой, критической ситуации социально адаптированным способом.[36, c.118]
Существуют две основные группы факторов, вызывающих аффективные реакции: 1) внезапные и неожиданные воздействия, имеющие индивидуальное эмоциогенное значение (ущемление интересов, дискредитация ценностей и т.д.); 2) конфликтные (чаще служебно-бытовые) ситуации, имеющие повседневно-травмирующий (протрагированный) характер и не обнаруживающие тенденции к своему разрешению, вследствие чего вызывают постоянное эмоциональное напряжение. Отдельные дополнительные воздействия, на фоне причин эмоционального напряжения, приводят к острым аффектированным реакциям, которые по своей выраженности не соответствуют вызвавшему их поводу (эффект «последней капли»). В таком случае речь идет о кумулятивном аффекте.
Состояние аффекта тормозит все не связанные с гипердоминантой психические процессы и навязывает индивиду «аварийный» стереотип поведения (бегство, агрессия, крик, плач, хаотичные движения, сдвиги в функционально-физиологическом состоянии организма). В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, нередко искаженное, представление – происходит так называемое «сужение сознания» (торможение всех зон коры мозга, кроме тех, которые связаны с гипердоминирующей зоной).
Аффект в отдельные моменты ведет к тому, что кора головного мозга перестает руководить поведением человека, перестает регулировать работу нервной системы и она полностью начинает подчиняться подкорковым образованиям. Можно, с известной долей аналогии, сказать, что психическая деятельность человека в состоянии аффекта становиться подобной психической деятельности высших животных. Человек хотя и не теряет сознание и оно продолжает в основном фиксировать изменение внешней среды, но сознания становиться не способным влиять на поведение человека, вследствие как перерыва «обратной связи» мозг реакции, так и неадекватности, искаженности отражения, что проявляется в отрыве от непосредственного объекта воздействия от окружающего мира.
Аффекты от других форм эмоционального реагирования отличаются следующими особенностями: 1) значительной интенсивностью; 2) взрывным характером; 3) кратковременным характером; 4) формированием доминанты; 5) нарушением произвольности контроля поведения; 6) большой экспрессивностью; 7) выраженностью вегетативных проявлений; 8) фазовостью протекания.
Значительная эффективность. Аффекты являются самыми сильными эмоциональными реакциями.
Взрывной характер. Характерным для аффективных реакций является резкое повышение уровня эмоционального возбуждения с последующей разрядкой.
Кратковременный характер. Будучи чрезмерно интенсивным, аффект не может длиться долго и быстро себя изживает.
Формирование доминанты (временно господствующего очага возбуждения в ЦНС на фоне сильного индуктивного торможения других участков коры), вследствие чего аффект способен тормозить другие психические процессы и навязывать определенный, закрепивщийся в эволюции, стереотипный способ аварийного разрешения ситуации (бегство, агрессия). Однако такие способы полностью оправдывают себя лишь в типичных биологических условиях, для социального же мира они не всегда являются походящими. В целом, для аффектов характерны усиленная деятельность подкорковых центров и проявление инстинктивных эмоциональных и поведенческих реакций.
Нарушение произвольности контроля поведения может быть большим или меньшим в зависимости от силы аффекта. Неспособность человека в состоянии аффекта вполне регулировать и сознательно контролировать свои действия из-за нарушения «опережающего отражения действительности» (П.К.Анохин) признается в качестве смягчающего вину обстоятельства.
Большая экспрессивность. Бурное внешнее выражение эмоционального переживания при аффектах («разрядка в действии», по С.Л.Рубинштейну) обусловлено освобождением подкорковых центров от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры головного мозга. Изменение поведения и деятельности в состоянии аффекта может происходить: 1) по типу гиперактивации – хаотичные движения; 2) по типу гипоактивации - торможение, ступор.
Выраженность вегетативных проявлений, таких как: нарушение ритма дыхания, которое становится сильным и прерывистым; чередование усиления и ослабления кровообращения, что проявляется в резких и внезапных переходах от покраснения к побледнению лица; повышение температуры тела и др.
Фазовость протекания. В течении аффекта выделяют три основные фазы:
1) начальную – внезапное или постепенное (кумулятивное) нарастание напряжения;
2) центральную - кульминация, аффективный взрыв на фоне резких изменений нормальной деятельности всего организма: распад высших нервных процессов, связанных с приобретенными социальными и моральными установками личности; нарушение механизмов второй сигнальной системы и, как следствие, расстройство мыслительной деятельности и речи; снижение способности произвольного внимания и контроля поведения; сужение сознания, в котором представлено только то, что связанно с переживанием и др.;
3) заключительную – угасание внешних и внутренних проявлений аффекта, психическая и физическая астения: упадок сил, сонливость, апатия или раскаяние.
Считается, что в первой фазе как бы сильна не была интенсивность переживания человек остается существом социальным. Принципы и убеждения еще преобладают над животными инстинктами, хотя и не столь сильно. Человек еще способен осознавать свое положение в общественной среде, сознание еще продолжает контролировать его действия. Возможно, даже если человек имеет достаточно сильную волю, он еще способен, оценив обстановку, одуматься и остановиться. В случаях, если человек не нашел в себе силы подавить гнев и ярость, эмоциональная напряженность перерастает в «аффект», в основную и решительную стадию. Происходит резкое торможение сознательной деятельности и чем интенсивнее аффект, тем большее. В отдельные моменты это состояние приобретает черты патологического, т.е. невменяемого характера.
Динамические элементы начинают преобладать на смысловым содержанием и изобретательной направленностью действий. Человек принимает решение, которое в обычном состоянии он посчитал бы диким. Заторможенность сознательной деятельности в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения приводит к тому, что происходит концентрация внимания субъекта на эмоционально значимых переживаниях, восприятие действительности становится неадекватной самой действительности. Существенно затрудняется, а иногда, в зависимости от силы аффекта, исключается правильный выбор поведения.
В обычном состоянии человек отчетливо представляет общественную опасность и наказуемость убийства или причинения телесных повреждений. При аффекте же осознание правовых моментов большей частью исключается.
В аффективном состоянии психика расстроена и личность, вследствие отсутствия, контролирующего и координирующего действия коры головного мозга, больше не представляет собой единого целого.
Третья фаза аффекта – спад эмоциональной напряженности. Данная фаза характеризуется настроением, безразличным до полной отрешенности, новым переживанием.
Правильное установление признаков последней фазы может показать вид аффекта, его силу и интенсивность. Если у лица совершившего преступление установилось резкое и стойкое истощение сил, физических и психических, сопровождающееся вегетативными резкими нарушениями после бурного аффективного разряда, то можно говорить о патологическом аффекте, исключающим вменяемость.
Внезапно возникшее сильное душевное волнение - объективная категория. Его наличие, продолжительность и сила могут быть установлены по специфическим физиологическим и психологическим показателям.
Внешне состояние аффекта по наблюдениям психиатров и психологов проявляется по-разному в зависимости от многих условий, в том числе индивидуальных особенностей человека. [36,с.89].
В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадаю только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.
Было бы неверно думать, что в состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, не может правильно оценивать все происходящее. Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями и поступками, а другие – нет. Это происходит из-за разных причин, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости, т.е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых характеристик человека. Следует отметить, что данная характеристика является весьма показательной в отношении поведенческой регуляции людей. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями организма конкретного человека, а с другой стороны – с особенностями его воспитания.
Закон признает «сильное душевное волнение» смягчающим ответственность обстоятельством. При этом обычно учитывается, что сильное душевное волнение возникает внезапно как импульсивная, непосредственная реакция на сверхсильный раздражитель, при котором и преступный умысел возникает также внезапно, а преступное деяние совершается сразу за действиями потерпевшего. Аффект может возникнуть и в результате обнаружения впоследствии результатов неправомочных действий потерпевшего, наносящих урон достоинству личности или ее здоровью.
В действиях, совершаемых в состоянии сильного душевного волнения, цель не конкретизирована, действие имеет лишь общую направленность. Преступление, совершаемое в состоянии аффекта, имеет неопределенный и косвенный умысел. [36,с. 90].