Феномен человека – пути познания и языки описания
Учебно-методическое пособие
Для студентов факультета прикладной психологии
По дисциплине «Общая психология» -
Часть 1 «Введение в общую психологию»
Авторы-составители: доцент, канд. психол.н. Яковлева И.В.,
Старший преподаватель Марковская Г.Г.
Содержание
Глава 1. Общая характеристика психологической науки.
1.1.Психология в системе наук
1.1.1.Феномен человека – пути познания и языки описания
1.1.2.Идеи целостности и системности в науках о человеке
1.1.3. Уровни психологического изучения человека
1.1.4. Место и роль психологии в системе человекознания
1.1.5. Формы и специфика психологического знания
1.2. Структура психологической науки и общая характеристика её методов
1.2.1. Предмет, объект и задачи психологии
1.2.2. Структура психологии
1.2.3.Общее представление о методах психологии
1.3. Предмет психологического изучения и введение в методологические проблемы исследования психики
1.3.1.Понятие о психике и психическом отражении
1.3.2.Функции психики
1.3.3.Основные формы и уровни психических явлений
1.3.4.Специфика психического и сложности его изучения
1.3.5.Психофизическая и психофизиологическая проблемы
1.3.6.Общие принципы научно-психологического познания
Тестовые вопросы для самопроверки к главе 1
Литература к главе 1
Глава 2. Становление психологической науки.
2.1.Развитие представлений о предмете психологии
2.1.1. Душа как предмет психологии
2.1.2. Психология как наука о сознании
2.1.3. Поведение как предмет психологии
2.2. Психика: сознание и неосознаваемое – в основных направлениях современной психологии
2.2.1.Интериоризация и современные представления о сознании
2.2.2. Современные представления о неосознаваемых явлениях
2.2.3.Возвращение к вопросу о структуре и содержании психики
2.2.4. Психоаналитическое направление и психодинамические концепции
2.2.5. Гештальтпсихология
2.2.6. Когнитивная психология
2.2.7. Гуманистическая и экзистенциональная психология
2.2.8. Культурно историческая психология и психология деятельности
2.2.9. Возвращение к вопросу о предмете и методах психологической науки
Тестовые вопросы для самопроверки к главе 2
Литература к главе 2
Глава 3. Психика и мозг - изучение психики в развитии, деятельности и поведении.
3.1.Проблема возникновения и развития психики и сознания
3.1.1. Развитие психики в филогенезе
3.1.2. Возникновение и развитие сознания
3.2. Структура и механизмы психической регуляции деятельности и поведения человека
3.2.1. Деятельностный подход в психологии
3.2.2.Теории и механизмы психической регуляции
3.3. Осознанные и неосознанные процессы психической регуляции
и детерминанты поведения человека (обобщение)
Тестовые вопросы для самопроверки к главе 3
Литература к главе 3
Словарь
Приложения
Глава 1. Общая характеристика психологической науки.
Психология в системе наук
Феномен человека – пути познания и языки описания
Фундаментальным условием существования человека является определенное сознательное представление им окружающего мира и своего места в нем. Интерес к себе и окружающим много тысяч лет побуждает людей интересоваться тайнами духовной жизни и своими связями с мирозданием. Познавая себя, постигая истину и смысл бытия, отвечая на «вечные» для человечества вопросы, люди следуют разными путями, которые могут принципиально различаться. Соответственно разным путям познания существуют и разные языки описания человека как объекта познания, и мы остановимся на них потому, что психология, так или иначе, все их использует.
- Мистический путь познания претендует на очевидность и обосновывается доверием к собственным чувствам. Мистическая истина существует лишь для того, кто нашел (увидел, услышал) её в особом состоянии сознания и непостижима для других, которым остается лишь следовать за «просветлённым». Мистический опыт интересует философов и психологов 21 века как культурно-антропологический феномен.
- Логический путь познания ориентирован на формальную правильность, непротиворечивость и последовательные умозрительные преобразования. Один из известных современных психологов, профессор ф-та психологии СПбГУ В.М.Аллахвердов предлагает для изучения психики и сознания логическую парадигму и называет новое психологическое направление «психологикой». Психическое логично, и, следовательно, для его познания необходимы исходные самоочевидные аксиомы – убеждает В.М.Аллахвердов своими блестящими научными трудами.
- Практический путь познания направлен на достижение результата и доказывает свою правоту эффективностью. Одной из форм психологического знания является практическая психология. Практические психологи часто не могут объяснить, почему эффективно то или иное их действие или технология. Они не ставят перед собой задачу выявить истину или поступить логично, главное – помочь человеку, добиться результата. Иногда они принимают решение интуитивно, основываясь на личном опыте, не опираясь на какую-либо теоретическую концепцию. Практическая психология и в 21 веке лишь отчасти базируется на научных данных, временами напоминая скорее искусство или мистические практики. В тоже время давно известно, что нет ничего практичнее хорошей теории, которая помогает увидеть реальность под новым углом зрения и найти новые способы взаимодействия с ней.
- Естественные науки пытаются найти истину или хотя бы приблизиться к ней, опираясь на соответствие логики и опыта. Рационалистический подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания и может быть исследована опытным (эмпирическим, экспериментальным) путём, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с естественнонаучных позиций. Психология отделилась от философии и превратилась в самостоятельную науку во второй половине 19 века, когда стала применять экспериментальные методы, следуя естественнонаучным стратегиям. Однако именно психологи фиксировали наличие у человека некой субъективной реальности (эмоций, мыслей, снов, иллюзий), которая отличается от объективной и не всегда осознается, и показали, что человеческое поведение обусловлено не только психикой, но физиологией, физикой внешней и внутренней среды и т.п. Соответственно человек и его психика изучается не только психологией, но и другими науками. А психология использует методы физиологии, языкознания, культурологии, математики и т.д.
- Гуманитарные науки, в отличие от естественных, заняты не поиском истины, а осмыслением всего познанного и опираются на традиции и идеалы. В психологической науке также издавна развивается гуманитарная стратегия познания
Естественно-научный подход к человеку предполагает рассмотрение его как «вещи», объекта, тогда как гуманитарный ориентирован на изучение человека как «личности». Это означает, что в первом случае игнорируется субъектность человека. Он рассматривается как объект исследования, который можно изучать, не вступая с ним во взаимодействие и желательно устранить любое влияние на испытуемого в процессе его изучения, выявляющие общие законы существования объекта (уникальная неповторимость его существования игнорируется).
Напротив, гуманитарная стратегия предполагает, что познать другого человека можно только диалогическим путем. В центре внимания психолога стоит не столько то, что роднит одного человека с другим (общее), сколько уникальное и неповторимое в личности.
В естественно-научной стратегии преобладает объяснение (подведение наблюдаемого факта под общий закон), в гуманитарной — как метод познания субъекта — предлагается понимание (не понятийное, рациональное понимание, а – эмпатийное вчувствование в ходе диалога, интуитивное схватывание уникального душевного склада другого человека).
Если для естественно-научной психологии более характерен принцип элементаризма (стремление членить изучаемую реальность на элементы как части целого), то для гуманитарно- ориентированной психологии более характерен целостный поход, направленный на понимание и описание душевной жизни во всей ее полноте — так, как это представлено у великих писателей и философов.
В истории культуры и искусства – философских, морально-этических текстах, художественном творчестве – содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа. Для искусства характерно воплощение в художественных образах не объективно-беспристрастного взгляда на мир, а отношения художника к миру, его переживаний, чувств или смыслов жизнедеятельности человека.
Научная психология, конечно, не всегда достигает изобразительной яркости «художественной психологии», однако обладает присущей науке последовательностью, приемственностью и поступательностью развития. В отличие от искусства, освещающего словно вспышками молнии, отдельные элементы психической жизни, психологическая наука постоянно увеличивает освещенную площадь, переходя к постановке более глубоких проблем, и не только отвечает на вопросы художественной литературы, но и опережает их.