Раннее детство (1-3 года)
Вэтом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная.У девочек на основе речевой деятельности - коммуникативная.
Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с челове-ческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у муж-чин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.
Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики челове-ческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого - общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.
Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологи-ческими и физиологическими причинами, сколько характером их социаль-ного общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятель-ности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем разли-чий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки раз-виваются параллельно и проходят одинаковые этапы.
Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следую-щие новообразования возраста:начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90 % работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.
Первые представления о себевозникают у ребенка к году. Это пред-ставления о частях своего тела, которые обобщить малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внеш-ности.
К трем годам возникает новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.
Начиная с этого времени, ребенок ищет различные способы подтвер-ждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.
Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, те-нью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.
Половая идентификация.К трем годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведе-нием родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.
Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчи-ков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ро-лей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подро-стковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособ-лении к женской роли при общении с представителями другого пола.
Возникновение самосознания.К трем годам ребенок проявляет на-чатки самосознания, у него развивается притязание на признание со сто-роны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях жела-ние заслужить похвалу, признание.
Усвоение языка.Словарный запас детей полутора лет обычно содер-жит около 10 слов, в год и восемь месяцев - 50 слов, в два года - примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900-000 слов. Установ-лена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в до-машнем окружении и развитием речи ребенка в три года.
Стратегия родителей |
При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односостав-ных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.
Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.
Умственное развитие.Главным стимулом совершенствования умст-венной деятельности у «ходячих» детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. Пер-вые 4 из них ребенок проходит до года (см. выше), пятую и шестую - по-сле года.
5 стадия- третичные круговые реакции (1-1,5лет) - экспериментирова-
ние с предметами. Цель экспериментов - в них самих: малыши любят на-
блюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлектор-
ному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок
ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
6 стадия(1,5-2 года). Появление символического мышления, то есть
способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (симво-
лам предметов) воспринимать их втот или иной момент. Теперь ребенок
может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предмета-
ми. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не
прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют
успешной работе мышления.
Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм.Ребенок 1,5-2 лет уже осознает свою обособлен-ность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Од-нако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: «Я центр вселенной», «Весь мир вращается вокруг меня».
Стратегия родителей |
Страхи здоровых детей.У детей от 1 до 3 лет больший диапазон стра-хов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способно-стей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопровод-ных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воз-душный шарик - все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.
Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетер-пимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способст-
вовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная роди-тельская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.
Э. Эриксон о раннем детстве.Э. Эриксон, характеризуя период ранне-го детства, рассматривает его в психоаналитической традиции как аналь-ную фазу, когда удовольствие ребенка связано с овладением произвольно-стью: удерживать/отпускать содержимое кишечника, а также владеть мышцами. Осваивая этот модус, ребенок делает выбор между автономией (свободной волей, независимостью, самостоятельностью) и сомнением (стыдом). Автономия развивается у тех детей, чьи родители автономны.
Кризис трех лет
На подходе к кризису присутствует когнитивная симптоматика:
- острый интерес к своему изображению в зеркале;
- ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он
выглядит в глазах других. У девочек проявляется интерес к нарядам; маль-
чики демонстрируют озабоченность своей эффективностью, например, в
конструировании. Остро реагируют на неудачу.
Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впада-ет в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы кризиса по их количе-ству называют семизвездием кризиса 3 лет.
- негативизм- реакция не на содержание предложения взрослых, а на
то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки
собственному желанию;
- упрямство.Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а
потому, что онэтого потребовал, он связан своим первоначальным ре-
шением;
- строптивость.Она безлична, направлена против норм воспитания,
образа жизни, который сложился до трех лет;
- своеволие.Стремится все делать сам;
- протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружаю-
щими;
- симптом обесцениванияпроявляется в том, что ребенок начинает
ругаться, дразнить и обзывать родителей;
- деспотизм.Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.
По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как
ревность.
Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со ста-новлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам».Ребенок познает различие между «должен» и «хочу». |
Стратегия родителей |
Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффек-тивной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э. Эриксон назвал автономией (см. выше). Дети перестают нуж-даться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чув-ство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда ро-дители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении «могу»: он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять само-стоятельность.
Эта сфера деятельности - в игре. Игра с ее особыми правилами и нор-мами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою неза-висимость, самостоятельность» (Э. Эриксон).