Организация интегрированного обучения детей с нарушением слуха в общеобразовательной школе
4.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ
Две ученицы (Лиза А. и Кристина С.) были переведены в общеобразовательную школу - гимназию № 56. Лиза А. после года обучения в диагностическом классе школы для слабослышащих № 20, Кристина С. после детского сада.
Решение о переводе детей в гимназию было принято педсоветом образовательных учреждений и психолого-медико-педагогической комиссией. При этом учитывалось желание родителей. Следует отметить, что особую заинтересованность проявили родители Лизы А., меньшую заинтересованность родители Кристины С., т.к. родители последней - глухие. На обучение Кристины С. в гимназии настояла слышащая бабушка.
По успеваемости и потенциальным возможностям к обучению у Кристины отмечаются высокие данные, а у Лизы А. - значительно ниже. Поэтому принятие решения об обучении в гимназии зависело от ряда условий, из которых важнейшим послужило желание родителей.
При этом педсоветом и психолого-медико-педагогической комиссией принималось во внимание, что диагностический класс для Лизы А. послужил подготовительным этапом к обучению в общеобразовательном учреждении.
Планирование перехода сопровождалось психолого-медико-педагогическим исследованием у Лизы А. и других детей, обучающихся на протяжении года обучения, наблюдением учителя, сурдопедагогом, психологом, администрацией школы за процессом обучения в диагностическом классе. В течение года проводился контроль знаний как у Лизы А., так и у всех учащихся класса, его результаты анализировались и были доведены доя сведения педсовета школы в конце учебного года. Исходя из желания родителей, педсовет школы рекомендовал обучение Лизы А. в массовой школе с большими оговорками, т.к. год обучения в диагностическом классе показал у нее невысокий уровень обучаемости, но обещание помощи в учебе родителей Лизы А. и организация сопровождения специальной школы и ПМС-центра школы-гимназии № 56 сыграли свою положительную роль. Таким образом, решением педсовета специальной школы был рекомендован переход Лизы в гимназию № 56 с организацией сопровождения от специальной школы, помощи от родителей и организацией дополнительных занятий с учителем класса.
4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕХОДА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ
Для перехода детей в гимназию № 56 была проделана следующая работа:
- взаимодоговоренность директоров образовательных учреждений;
- договоренность с районным отделом управления образования;
- встречи администрации школы слабослышащих № 20 с родителями Лизы А.;
- консультации администрации школы родителей Лизы А.;
- встречи с администрацией гимназии № 56 преподавателей школы слабослышащих № 20, родителей и детей — встречи с учителем 1 класса гимназии № 56;
- посещение уроков и наблюдение за детьми в течение первого года обучения в гимназии № 56 научным руководителем специальной школы, завучем, сурдопедагогом, психологом;
- организация психолого-медико-социального сопровождения обучающихся детей в гимназии.
Специальной школой для слабослышащих детей № 20 был предложен следующий план подготовки для учителей общеобразовательного учреждения:
- посещение педсовета специальной школы по обсуждению индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка;
-посещение занятий в специальной школе в конце учебного года с целью наблюдения за детьми, которые будут в дальнейшем обучаться в гимназии №56, организации преемственности в работе с этими детьми и выявления готовности этих детей к обучению в гимназии;- знакомство с личными делами, медицинскими и психологическими картами детей;
- знакомство с учителями и родителями детей и беседы с ними о детях, их сильных и слабых сторонах деятельности, состоянии здоровья, психического развития;
- организация кратковременных курсов для ознакомления с коррекционной работой с детьми, имеющими нарушение слуха, с основными направлениями психолого-педагогической коррекционной работы, с обучением учащихся начальных классов;
- консультации по психолого-педагогическим особенностям обучения;
- организация взаимопосещений учителей, логопеда, сурдопедагога, завучей, ответственных за опытно-экспериментальную работу;
- совместные педсоветы, семинары, научно-практические конференции по обсуждению проблем интеграции слабослышащих учащихся в общеобразовательные учреждения;
- совместные выпуски бюллетеней, статей, научно-исследовательских работ по проблемам интеграции слабослышащих и другие формы работы.
Слабослышащие дети были приняты в первый класс гимназии, причем не в обычный, а компенсирующего обучения или особой педагогической поддержки (так эти классы называют в гимназии). Поскольку дети с нарушением слуха влились в класс, где все остальные дети слышащие начали обучение впервые, то специальной подготовки класса не проводилось. В процессе обучения слышащим детям объяснили, почему два человека из класса не все слышат и нечетко говорят, эта работа проводилась учителем класса, очень тактично, поэтому отношения слышащих со слабослышащими сложились хорошие. Наблюдения за поведением детей свидетельствуют о полном взаимопонимании. Причем, слабослышащие дети были более организованы из-за того, что ранее посещали детский сад, школу, и играли важную организующую роль, выполняя дисциплинарную функцию в ходе урока, на перемене. Слышащие дети выполняли просьбы слабослышащих (вытри доску, помочи тряпку, положи книгу, дай мел и др.) и старались им помогать в различных ситуациях.
Для подготовки детей общеобразовательного класса к совместному обучению с ними детей с проблемами можно рекомендовать следующее:
- беседы с детьми и родителями о необычности (слабослышащих) новеньких детей;
- организация совместных игр во время перемен и после уроков;
- организация совместной деятельности на уроке, после уроков;
- организация взаимопомощи слышащих слабослышащим;
- более частое поощрение слабослышащих за положительные поступки, виды деятельности;
- отказ от наказаний слабослышащих детей, замечаний в некорректной форме и т.д.
В зависимости от возраста детей, класса, где будут обучаться дети с нарушением слуха, будут, очевидно, меняться и формы работы с ними, готовящие к совместной деятельности слышащих и слабослышащих детей.
4.3. КЛАССЫ ОСОБОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАБОТЫ И УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ В НИХ
Для детей с трудностями в обучении и поведении в гимназии № 56 созданы классы особой педагогической заботы. В эти классы направляются учащиеся, имеющие затруднения в учебе из-за проблем психофизического развития ребенка, ослабленности здоровья, плохой подготовки к школе, слабо сформированной мотивации, сложных семейных и социальных проблем, а также интегрированные учащиеся с проблемами в развитии. Хотя дети этих классов обучаются по обычной цензовой программе для массовых школ, однако для них создаются специальные условия, помогающие им в обучении. Это следующие условия:
- меньшее число учащихся в классе (не более 20 человек);
- увеличение срока начального обучения (4 года вместо 3-х);
- коррекционно-развивающие занятия логопеда в малых группах и индивидуально;
- помощь классному учителю со стороны специального педагога в адаптации учебных программ для учащихся, нуждающихся в специальной помощи.
Для успешного функционирования таких классов, помощи в работе учителей и поддержки детей была разработана эффективная комплексная система психолого-педагогического медико-социального сопровождения.
Для организации работы этой системы в 1994 г. педагогами школы № 56 при поддержке специалистов из Бельгии (Фландрии) была создана специальная служба педагогического сопровождения «Ученик». Эта служба включает в себя два объединения:
- Объединение классных руководителей;
- Психолого-педагогический медико-социальный центр (ППМС-центр).
4.4. МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ
ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ