Психологическая защита в ходе игры
Непосредственно в день игры основная направленность регулирующих воздействий — создание спокойной боевой уверенности. При этом воздействия в основном перемещаются из сферы сознания спортсмена в сферу бессознательного, т.е. нередко средства регуляции только обозначаются условными знаками и как бы не замечаются.
Психологическая работа начинается с создания чувства уверенности в успехе. При этом могут использоваться следующие формулы самовнушения:
1. Я полностью контролирую свое поведение.
2. Я вижу трудности сегодняшней игры и знаю, как их преодолеть.
3. Я контролирую свои мысли и эмоции — я этому научился.
4. В последнее время я с каждым днем чувствовал себя все лучше и лучше.
5. Я в состоянии достигнуть своей цели и сыграть успешно.
6. Мы в состоянии достигнуть своей цели и выиграть сегодня.
7. Мое сильное тело и мозг — едины.
8. Моя команда — едина.
9. Я представляю себя счастливьм и успешным.
10. Я представляю нашу команду счастливой и успешной. Игроки и команды используют разные ритуалы, причем тренер должен неназойливо поддерживать это и уметь находить объяснение в каждом конкретном случае, когда ритуал «не сработал» и команда проиграла. Исследования показали, что больше помогают индивидуальные, интимные ритуалы. Командные ритуалы эффективны только тогда, когда стали устойчивой традицией и связаны с большими спортивными победами.
Игроки используют мысленно произносимое слово, которое является как бы ключом к началу успешных действий. Например, перед первым свистком судьи: «Пошли!, «Началось!», «Вперед!» и другие такого рода слова. Полезно добавлять про себя на первых минутах игры:
«Я контролирую ситуацию». Последняя формула помогает формировать чувство уверенности в своих силах и способствует психическому самоконтролю. Ключевое слово может постоянно использоваться и в ходе игры. Перед подачей противника это может быть команда «Концентрация!». При собственной подаче: «Сильно и точно!»
После каждого ошибочного действия, в первой же паузе, рекомендуют применять средства психической защиты. Например, подача сорвана, мяч отдают сопернику. Можно сделать несколько энергичных шагов и сказать про себя ключевое слово, при этом голова слегка наклонена вниз, взгляд устремлен вперед — вниз. Главное здесь — привычное ключевое слово.
Ключевое слово, но уже другое, произносится и перед подачей (например, «Сильно!» или «Точно!»), может быть и другая команда, если спортсмен принял какое-то тактическое решение, например, «На четвертый номер!» Важно, чтобы с момента начала выполнения подачи никаких самоприказов уже не подавалось.
В паузах игры в качестве средства переключения используются такие приемы, как спокойный анализ своих технических ошибок (желательно незначительных), а также так называемых «меню», когда спортсмен быстро перебирает в памяти эпизоды игры и кратко останавливается на наиболее удачных, расставляя их как бы по рангам: «Вот здесь я сыграл хорошо, а здесь — еще лучше».
Регулирующий эффект имеют и замечания тренера по ходу игры. Известный бельгийский специалист АЛефевр писал, что замечания тренера, которые направлены лучшим игрокам команды, должны отличаться по содержанию и тону от замечаний, которые делаются другим игрокам. Как правило, замечания лидерам более сдержанны, в них должна звучать надежда, что они не подведут. Нельзя делать резких замечаний маргиналам, иначе они потеряют веру в свои возможности. Болезненно реагируют на резкие замечания игроки мнительные, неуравновешенные, психически быстро утомляемые.
Варианты индивидуализации психологической подготовки
Психическое состояние волейболиста, особенно перед игрой, во многом определяется индивидуальными особенностями свойств нервной системы.
Спортсмены с неуравновешенной нервной системой могут быстро переходить из состояния повышенного возбуждения в заторможенное. Они то уверены в своих силах, то впадают в пессимизм.
Такие спортсмены должны разминаться долго и интенсивно, В первой части разминки — спокойные, размашистые, широкие движения, которые снимают чувство скованности, во второй — преимущественно прыжковые упражнения. В паузах — дыхательные упражнения (полное дыхание). Важно упражнения с мячом начинать с точных, тщательно контролируемых движений: небрежность перед игрой таким спортсменам противопоказана. Также тщательно выполняются идеомоторные действия.
По-иному должна выглядеть предыгровая подготовка спортсмена с инертной нервной системой, из-за чего они медленно «врабатываются», долго достигают оптимального уровня возбуждения. У них часто бывает, что эмоциональная и интеллектуальная готовность отстают по времени от моторной. Поэтому таким спортсменам особенно необходимы ментальные воздействия за час-полтора до начала игры. Вызываются образы собственных не только удачных, но и неудачных действий; важно, чтобы ментальный тренинг закончился образами эффективной игры. В разминке мимика должна отражать бодрое и даже несколько агрессивное настроение. При упражнениях с мячом полезно выполнить несколько рискованных уверенных действий. Такие действия чередуются со спокойными действиями с установкой на максимальную точность.
Известно, что определенному складу людей соответствуют определенные реакции на ту или иную напряженную обстановку. Это относится и к темпераменту, и к характеру. В волейболе при выборе средств психического воздействия необходимо учитывать не только тип темперамента или характера спортсмена, но и специфику игрового амплуа.
Выполнено исследование (А.В.Родионов, А.А.Беляев) с целью выявления зависимости успешности действий в волейболе от свойств личности волейболистов. Оно позволило определить типы спортсменов и подобрать им адекватные средства психологической подготовки.
Рассмотрим наиболее характерные варианты.
Связующие игроки.
Первый тип: выраженная сила процессов возбуждения, экстравертированность, независимость, сильное «Я».
Такие спортсмены обычно играют эффективно, но любят сыграть и эффектно. В тактическом отношении они склонны к импровизации. На фоне хорошего эмоционального состояния способны увлечь за собой всю команду. Вторая передача у них стабильная, с высоким качеством и точно соответствует возможностям партнера.
Таким игрокам необходимо активно настраивать себя на игру. Все действия перед началом игры должны быть завершенными и несколько замедленными, речь — спокойной, размеренной. В разминке основное внимание надо уделять качеству выполнения каждого элемента. Любой неудачный прием мяча анализируется с вводом необходимых технических коррекций.
В сложной, фрустрирующей ситуации, после 2-3 ошибок, нередко начинается «поиск виноватых», предъявляются претензии к партнерам,
апелляции к тренеру. Если ошибки повторяются, такой игрок может совсем опустить руки. Надеяться на самостоятельный выход из срыва нет оснований.
В таком случае со стороны тренера больше всего подходят эмоционально окрашенные реплики сугубо тактического характера. Бесполезно говорить: «Соберитесь!», «Внимательней!» Лучше давать конкретное задание типа: «В первом розыгрыше сыграй «крест», во втором-«впрыжку». В таких репликах должен быть оценочный элемент, который направлен не на игрока, а на соперников. Например: «Подача сложная. Не торопись с выходом». Нельзя сдерживать такого игрокам не давать ему возможности выплеснуть эмоции. При повторных однотипных ошибках игрока лучше заменить и посоветовать спокойно посмотреть на игру со стороны. При этом сразу замечания не делают, и лишь после паузы наступает краткий аргументированный разбор ошибок. Обратная замена в этом случае должна произойти достаточно быстро.
Второй тип: спортсмены с уравновешенной нервной системой, интравертированные, со слабо выраженным собственным «Я», с сильной зависимостью от группы.
Таких связующих не так много, но, как правило, это не только одаренные, но и добросовестные игроки. Они нуждаются в поддержке со стороны тренера и лидеров команды (сами они лидерами практически не бывают).
В напряженных ситуациях игры стабильность передач снижается, появляются, казалось бы, изжитые ошибки. Чрезмерная мнительность резко снижает уверенность в своих возможностях. Реплики тренера в таком случае должны носить оценочно-экспрессивный характер: «Обрати внимание на такого-то партнера», «Встань ближе (дальше) к сетке», «Не получилось, но задумано хорошо». У таких спортсменов редко бывают конфликты с другими игроками, но если они возникли, ставить на игру такого игрока нельзя.
Для отвлечения перед ответственными соревнованиями необходимо формировать определенные доминантные установки: или подолгу отрабатывать технический прием, если в этом и нет необходимости, или выполнить достаточно большой объем сложных прыжковых упражнений (важно установить достаточный объем). Рядом с таким спортсменом постоянно должен быть человек, который может формировать «внутренние психические опоры», лучше всего партнер — оптимистичный, эмоциональный, реактивный. Одно дело — поддержка со стороны тренера, которая иногда воспринимается как искусственная, другое дело — искренняя реакция партнера.
Нападающие.
Первый тип: выраженная сила тормозных процессов, инертность, интравертированность личности, зависимость от группы, трудолюбие, упорство.
По некоторым признакам такой тип похож на второй тип связующего игрока. Однако у нападающих, как правило, интравертированность, зависимость от группы, инертность выражены более сильно, чем у связующих.
Для нападающих такого типа характерна довольно однообразная игра. Когда ситуация требует гибкости игровых действий, эффективность снижается. У таких игроков нет лидерских наклонностей, и игра целиком зависит от игры партнеров. При относительно простой игре они обычно стержень нападения. Но если попадают в полосу кризиса, выходят из него трудно, и в таком случае лучше сразу сделать замену. Вся программа психических воздействий в подобной ситуации больше направлена на подготовку к следующей игре. Большинство приемов регуляции похожи на те, которые рекомендованы второму типу связующих игроков: искренняя поддержка со стороны тренера и партнеров, аргументированный разбор прошедшей игры с исключением упреков. Подходит прием, который в психологии называется «снятие запрета на ошибку». Схема убеждения примерно такая: «Вчера спад в игре был случайным, сегодня ты можешь не только сыграть хорошо, но и решить исход игры. Не бойся ошибиться. Ты сильный нападающий и пробьешь любой блок».
Второй тип: преобладание возбудительных процессов над тормозными, неуравновешенность, слабый самоконтроль на фоне сильной мотивационной установки.
Такие игроки, как правило, талантливы, но трудноуправляемы. Их игра не поддается никаким видимым закономерностям, а потому ненадежна. Большинство технических ошибок — из-за сильного перевозбуждения и неадекватной оценки ситуации. Поэтому средства психической регуляции должны быть примитивными, т.е. применяться до появления признаков перевозбуждения.
Особую роль должна играть та часть специальной разминки, которая связана с имитацией игры: перемещения в низкой стойке, упражнения с элементами акробатики, имитация действий в защите. В перерыве между такими упражнениями — приемы концентрации. В качестве объекта концентрации подходит сетка. Полезно также при перемещениях по площадке четко контролировать свое место на ней. Например, выполнив падение, сразу оценить, что сзади на расстоянии одного метра — лицевая линия.
Чрезмерно возбудимые игрока должны перед игрой выговориться, дать выход эмоциям. Различные ритуальные действия для них играют особую роль.
Все эти методические рекомендации являются лишь канвой, которая обозначает практические пути индивидуализации психологической подготовки волейболистов. Реально должно быть так: сколько есть спортсменов, столько должно быть индивидуализированных систем подготовки. Для этого необходимо изучение психологических особенностей
волейболистов и средств психорегуляции, наиболее соответствующих специфике игровой деятельности волейболистов. Пока таких исследований явно недостаточно.