II. 2 Методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в

В.П. ГЛУХОВ

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

(ПРАКТИКУМ)

________________________________

Учебно-методическое пособие

Для педагогических и

гуманитарных вузов

Москва 2012

УДК 371

ББК 74.37

Глу 55

Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Практикум: Учебно-методическое пособие для пед. и гуманит. вузов. / В.П. Глухов.‒М.: В. Секачев, 2011. – 347 с.

Рецензенты: Баскакова И.Л., проф., док. психол. наук,

МПСУ (г. Москва)

Шаховская С.Н., проф., МПГУ (г. Москва)

Контрактова Т.И., директор МДОУ № 50

(комбинированного вида) «Дефектолог»

(г. Люберцы Московской обл.)

Пособие содержит методические рекомендации к проведению практических занятий по учебной дисциплинам «Основы специальной педагогики и психологии» и «Коррекционная педагогика c основами специальной психологии». Они включают: тематическое планирование занятий, перечень учебных вопросов и учебно-методи- ческую литературу по каждой теме, виды и описание выполняемых студентами практических заданий.

В пособии представлены различные инструктивно-методические материалы по организации коррекционной педагогической работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии. Приведенный в пособии методический материал предназначен для использования на учебных занятиях в педагогических и гуманитарных вузах, а также адресован педагогам и психологам образовательных учреждений для использования в их профессиональной деятельности в процессе коррекционной работы.

© - Глухов В.П., 2012

© - Секачев В.Ю., 2012

Оглавление

Введение. 5

Часть I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ..13

Часть II. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ………………63

Раздел I. Организационные мероприятия в отношении детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии, поступающих в образовательные учреждения общего типа….......................................................63

Раздел II. Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с проблемами в развитии……………………………………

II. 1 Ведущие принципы психолого-педагогической диагностики нарушенного развития…………………………………………………………67

II. 2 Методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в

развитии………………………………………………………………….....69

II. 3. Педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями……………………………………… ………..80

II. 4 Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии……………………………………………….84

II. 5 Примерная карта-схема психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями развития, поступающего в учреждение общего образования. 89

II. 6 Примерная схема психолого-педагогического заключения по данным психологического обследования 94

II. 7 Содержание педагогической характеристики ребенка, имеющего отклонения в развитии 98

II. 8 Примерная схема педагогической характеристики ребенка-выпускника детского дошкольного учреждения 100

Раздел III. Определение степени готовности ребенка к предстоящему школьному обучению……………………………………………………101

III. 1 Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по педагогическому изучению детей с проблемами в развитии………………………………………………………………….101

III. 2 Программа психолого-педагогического обследования детей 5-6 лет 106

III. 3 Система заданий для психолого-педагогического изучения детей старшего дошкольного возраста 113

III. 4 Критерии качественной оценки выполнения заданий психолого-педагогического обследования. Примерная схема психологического анализа деятельности обследуемого ребенка. 122

Раздел IV. Методические материалы к проведению мероприятий по выявлению детей с ограниченными возможностями развития среди учащихся (воспитанников) образовательных учреждений общего типа………………………………………………………………………. ….124

IV. I Тестовая методика обследования для определения уровня интеллектуального развития детей 7-9 лет 125

IV. 2 Карточка учета детей, имеющих отклонения в развитии. 129

IV. 3 Индивидуальная карта сведений о ребенке, имеющем отклонения в развитии 130

IV. 4 Карточка учета физического развития. 131

Раздел V. Методические материалы к проведению кор рекционно-педагогической работы с детьми, имеющими сенсорные нарушения (нарушения слуха и зрения) 133

IV. 1 Примерная карта-схема психолого-педагогической характеристики ребенка, имеющего сенсорные нарушения 133

V. 2 Основные мероприятия по индивидуальному подходу к детям с сенсорными нарушениями 137

V. 3 Профилактика нарушений слуха и зрения. 141

3.1 Профилактика нарушений слуха. 141

3.2 Профилактика нарушений зрения у детей. 143

Раздел VI. Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития. 145

VI. 1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.. 145

VI. 2 Основные критерии отграничения задержки психического развития и нарушений интеллекта 153

VI. 3 Коррекционно-педагогическая работа по преодолению задержки психического развития у детей и подростков 157

VI. 3.1 Диагностико-эволюционная карта ребенка с задержкой психического развития………………………………………………… 158

VI. 3 .2 Содержание психолого-педагогической характеристики ребенка с задержкой психического развития 163

VI. 3.3. Специальные образовательные учреждения VII вида. 166

VII. 4 Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР в образовательных учреждениях общего типа. Концепция коррекционно-разивающего обучения. 166

VI. 4. 1 Основные организационные мероприятия в отношении детей с задержками в развитии (ЗПР легкой и средней степени тяжести) в учреждениях общего образования. 179

VI. 4. 2 Примерная программа комплексной коррекционной работы с ребенком с задержкой психического развития 181

VI. 5 Рекомендации по индивидуальному педагогическому подходу к ребенку с ЗПР в образовательном учреждении общего типа. 183

Раздел VII. Основные организационные и педагогические мероприятия, проводимые с детьми с недостатками речи в образовательных учреждениях общего типа. 185

VII. 1 Речевой материал для обследования словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 190

VII.2 Комплексный подход к диагностике и устранению заикания у детей и подростков…………………………………………………….196

Раздел VIII. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ... 212

VIII. 1 Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 212

VIII. 2 Задачи и основные направления психолого-педагогической помощи детям с церебральным параличом…………………………. 217

Раздел IX. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ... 237

IX. 1 Психолого-педагогическая характеристика детей и

подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы.. 237

IX. 2 Основное содержание комплексной коррекционной работы с детьми, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами…. ………………………………………………………………………………250

IX. 3 Основные формы и методы психологической коррекции эмоционально-волевых расстройств………………………………………254

Раздел X. Психолого-педагогическое консультирование в системе коррекционной работы 274

Часть III. Учебно-методическое обеспечение изучаемых дисциплин. …………………………………………………………………………… 277

III. 1 Виды учебно-практических заданий для самостоятельной работы при изучении учебных курсов «Основы специальной педагогики и психологии» и «Коррекционная педагогика». 277

III. 2 Примерный перечень контрольных вопросов для аудиторных контрольных работ и подготовки реферативных докладов. 279

III. 3 КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.. 281

ПРИЛОЖЕНИЯ... 291

Введение

Предлагаемое пособие посвящено вопросам методики проведения практических занятий по учебным дисциплинам «Основы специальной педагогики и психологии», «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», а также «Основы коррекционной педагогики» и предназначено для преподавателей, а также студентов педагогических вузов и педагогических факультетов гуманитарных вузов.

Учебная дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» («Коррекционная педагогика с основами специальной психологии») входит в число дисциплин базовой профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и педагогических факультетов гуманитарных вузов. В соответствии с действующим в настоящее время государственным Стандартом высшего профессионального образования, изучение данной дисциплины является необходимой и важной составляющей профессиональной подготовки педагогов системы дошкольного и начального школьного образования и педагогов предметного обучения. Оно предусматривает овладение студентами основами теоретических и практических знаний по одному из социально-значимых и, одновременно, проблемных разделов педагогической деятельности ‒ оказанию психолого-педагогической помощи детям и подросткам, имеющим нарушения развития («лица с ограниченными возможностями здоровья»). Достаточно большой контингент этих детей, в основном дети, имеющие нерезко выраженные отклонения в развитии, воспитывается и обучается в образовательных учреждениях общего типа (дошкольные образовательные учреждения /ДОУ/ и общеобразовательные школы). Для данного контингента обучающихся в учреждениях общего образования функционируют коррекционные подразделения – специализированные классы и группы (в ДОУ). При этом в коррекционных группах и классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения находятся, прежде всего, дети, имеющие значительное отставание в познавательном и общем психофизическом развитии.

Следует отметить, что, в соответствии со сложившейся в специальной (коррекционной) педагогике традиции, в реализации задач коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в специальных образовательных учреждениях активное участие принимают педагоги и психологи общего профиля. Так, общеобразовательная подготовка в рамках «предметного обучения» на среднем и старшем этапах школьного обучения в большинстве специальных школ осуществляется педагогами общего профиля. Решение задач познавательного развития, обеспечения полноценного личностного развития, подготовки к предстоящему школьному обучению детей дошкольного возраста, решение задач начальной общеобразовательной подготовки детей, имеющих проблемы в развитии, невозможно без активного участия педагогов и психологов общего профиля. Все это определяет необходимость соответствующей теоретической и практической подготовки будущих учителей и воспитателей к педагогической работе с детьми с отклонениями в развитии, к участию в той коррекционной работе, которую проводят педагоги-дефектологи и психологи специальных образовательных учреждениях и коррекционных классов и групп (в ДОУ и школе общего типа).

Специализация в сфере коррекционной педагогики, коррекционного обучения и воспитания детей и подростков, имеющих проблемы в развитии, предусматривает более глубокую и основательную теоретическую и практическую подготовку будущих педагогов к проведению коррекционно-педагогической работы с данным контингентом учащихся в массовых общеобразовательных учреждениях.

Своевременное выявление, преодоление и предупреждение нарушений развития в детском возрасте имеет важнейшее значение для полноценного формирования личности ребенка, подготовки его к школьному обучению и последующего обучения в школе. Это в свою очередь является необходимым условием полноценного познавательного и интеллектуального развития каждого молодого человека, условием успешной социальной адаптации его в современном обществе. Указанное обусловливает особую значимость усвоения студентами ‒ будущими педагогами и психологами системы общего образования ‒ основ дефектологических знаний о сущности отклонений в развитии, причинах их возникновения, типичных проявлениях различных нарушений развития, мерах их профилактики и коррекции, педагогических и психологических технологиях коррекционно-воспитательного воздействия. Особое значение это имеет для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы – той ступени образования, на которой закладываются основы системного образования и которое является определяющим этапом познавательного, интеллектуального, социального и личностного развития подрастающего поколения.

Овладение студентами знаниями и практическими навыками выявления нарушений развития, по проблеме адаптации детей с нарушениями развития к условиям пребывания в образовательных учреждениях общего типа; знакомство студентов с содержанием и основными методами психолого-педагогического обследования детей с проблемами в развитии, овладение некоторыми приемами психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии – составляют основные задачи изучения дисциплин «Основы специальной педагогики и психологии» и «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии».

Данное учебно-методическое пособие включает: методические рекомендации к проведению занятий по основным темам практического раздела курса (10 тем) и 2) практическую (методическую) часть, включающую инструктивно-методические материалы, содержание которых разбирается и обсуждается на учебных занятиях. В связи с тем, что представленные в практической части пособия материалы отражают различные аспекты психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и связаны с общей профессиональной подготовкой педагогов общеобразовательных учреждений, настоящее пособие может быть использовано студентами не только при выполнении практических заданий, но и в процессе последующей самостоятельной педагогической работы.

В пособии приведено примерное распределение учебного времени, отводимого на проведение практических занятий по разным темам со студентами очного и очно-заочного отделений основных факультетов педагогического вуза, кроме дефектологического (факультет специальной педагогики и психологии).*

Согласно действующему в настоящее время государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (2010 г.) на изучение дисциплин «Основы специальной педагогики и психологии», «Коррекционная педагогика с основами специальной педагогики» («Основы коррекционной педагогики и специальной психологии») на отделениях «Бакалавриат» и «Специалитет» отводится от 72 до 144 часов (очное, очно-заочное и заочное отделения). В соответствии со сложившейся практикой планирования учебной нагрузки по данному курсу на дневных и вечерних отделениях педагогических и гуманитарных вузов примерная программа практических занятий рассчитана на один семестр обучения (от 8 до 24 часов аудиторных занятий со студентами дневного отделения и не менее 8 часов – со студентами очно-заочного отделения).**

В учебную программу отделений «Магистратуры» педагогических и гуманитарных вузов включена учебная дисциплина «Основы коррекционной педагогики» (с объемом учебной нагрузки от 60 до 96 часов; на аудиторные практические занятия отводится при этом от 8 до 14 часов).

В содержание практических занятий со студентами очно-заочного отделения входит изучение следующих основных вопросов:

‒ определение контингента детей с недостатками (отклонениями) в развитии, которые могут воспитываться и обучаться в образовательных учреждениях общего назначения. Овладение студентами некоторыми психолого-педагогическими технологиями выявления и педагогического анализа отклонений в развитии у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

‒ проблема социальной и психологической адаптации детей с ограниченными возможностями развития к условиям пребывания в учреждениях общего образования: дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и массовой общеобразовательной школе;

‒ организация и содержание рационального, научно-обос-нованного педагогического подхода к детям с нерезко выраженными нарушениями развития в процессе учебных и внеучебных занятий в образовательных учреждениях общего типа;

‒ мероприятия по выявлению детей с отклонениями в развитии среди воспитанников общеобразовательных учреждений общего назначения (ДОУ и массовая школа);

– психолого-педагогическое изучение детей с различными нарушениями развития; знакомство обучающихся с организацией и общим содержанием психологического обследования детей с отклонениями в развитии, с основами психолого-педагогической диагностики. Овладение студентами доступными приемами психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии с учетом особенностей отмечаемых нарушений развития.

‒ дифференциальная диагностика (разграничение) основных видов нарушения познавательного развития – нарушений интеллекта и задержки психического развития, других нарушений развития со сходными проявлениями дизонтогенеза.

‒ знакомство с задачами и организацией службы практической психологии в системе образовательных учреждений;

‒ усвоение практического материала по вопросам отбора детей в специальные (коррекционные) учреждения, знакомство с показаниями для направления детей с проблемами в развитии к специалистам медицинского, психологического и педагогического профиля (психоневрологу, отоларингологу, офтальмологу, сурдологу, психологу, логопеду, сурдопедагогу и др.);

‒ организация и основные направления работы специальных (коррекционных) детских образовательных, а также консультационно-диагностических учреждений (психолого-медико-педагогическая комиссия и ПМПк /консилиум/, центры медико-психолого-педагогичес- кого сопровождения и др.);

‒ практическое знакомство с организацией интегрированного обучения детей с проблемами в развитии и нормально развивающихся детей в образовательных учреждениях общего типа; вариантами социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями в социально-педагогическое пространство учебных заведений общего образования.

‒ подготовка педагогов системы общего образования к проведению систематической работы по пропаганде дефектологических знаний среди родителей и персонала детских образовательных учреждений;

‒ профилактика нарушений психофизического развития в детском и подростковом возрасте.

Важное значение придается также знакомству обучающихся с задачами и основными направлениями социальной реабилитации детей и подростков, имеющих проблемы в развитии, вопросам практической организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями развития.

При определении содержания занятий учитывается, что студенты вечернего отделения в большинстве своем совмещают обучение с работой в образовательных учреждениях разного профиля и имеют возможность выполнения ряда практических заданий в этих учреждениях (в том числе заданий по психолого-педагогическому изучению детей).

В программу практических занятий на очном (дневном) отделении, помимо вышеуказанного, входит:

‒ уточнение и расширение представленных в лекционном курсе сведений о личностно-психологических особенностях детей, имеющих различные отклонения в развитии (по каждому из видов дизонтогенеза), особенностях их познавательного и психофизического развития;

‒ знакомство обучающихся со спецификой психолого-педаго- гического обследования детей с различными нарушениями в развитии (организация, методы и приемы обследования; методические подходы к анализу полученных данных), с организацией комплексного психолого-педагогического обследования детей в психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК) и консилиумах (ПМПк);

‒ практическое знакомство со структурой и организацией работы некоторых специальных (коррекционных) школ и детских садов компенсирующего вида на основе проведения практических занятий в этих учреждениях; изучение соответствующих инструктивно-методи- ческих материалов и нормативных документов.

‒ ознакомление обучающихся с основными методическими системами и программами коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.

‒ Знакомство студентов с организацией и основными направлениями коррекционной педагогической работы с учащимися, испытывающими стойкие затруднения в обучении, в условиях учреждений общего образования (массовая общеобразовательная школа и ДОУ);

‒ овладение некоторыми методическими приемами коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими трудности в обучении, с учетом особенностей отмечаемых нарушений развития;

Указанное примерное содержание практического раздела учебного курса для студентов очного отделения обусловлено, в частности, тем, что их профессиональная подготовка в педагогических вузах включает изучение ряда учебных дисциплин по различным разделам психологии и основам медицинских знаний (анатомия и возрастная физиология, основы медицинских знаний, основы педиатрии, социальная, возрастная и педагогическая психология, методы психолого-педагогической диагностики и др.).

Целесообразным является выполнение студентами дневного отделения некоторых практических заданий (в частности, по психолого-педагогическому обследованию детей и составлению психолого-педагогических характеристик и заключений) в период прохождения обучающимися педагогической практики в образовательных учреждениях.

По каждой из изучаемых тем в пособии приводится список рекомендуемой литературы, используемой преподавателем при подготовке к практическим занятиям, а также предназначенной для самостоятельного изучения студентами отдельных вопросов, конспектирования учебно-методической литературы, подготовки реферативных докладов, выступлений (в том числе – в форме презентаций), выполнения практических заданий по обследованию детей и др.

На практических занятиях, помимо разъяснений преподавателя, организуемой им беседы по изучаемому вопросу, большое значение придается самостоятельной работе и выступлениям обучающихся (выполнение индивидуальных и коллективных контрольных заданий по различной тематике; выступления с реферативными докладами; выполнение аудиторных контрольных работ и тестовых проверочных заданий, выступления по выполненным практическим заданиям, их обсуждение и оценка; составление практических рекомендаций для воспитателей и родителей и др.). Рекомендуется организация выступлений студентов по изучаемым вопросам не только на основе проработки специальной учебно-методической литературы, но и наблюдений или опыта практической работы в образовательных учреждениях.

При проведении практических занятий на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений предусматриваются разнообразные организационные формы работы с активным участием студентов в мероприятиях, осуществляемых в этих учреждениях (участие в методических семинарах, конференциях, заседаниях психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов (ПМПк); посещение открытых занятий педагогов-дефектологов и педагогов общего профиля и др.). Местом проведения практических занятий выбираются следующие типы коррекционных учреждений: специальные (коррекционные) ДОУ (или группы), школы для детей с задержкой психического развития (ЗПР), детей с интеллектуальным недоразвитием, классы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения при школе общего типа, логопедические детские сады или группы. Это обусловлено тем, что дети с нерезко выраженным отставанием в речевом и интеллектуальном развитии наиболее часто встречаются среди воспитанников образовательных учреждений общего вида.

Помимо просмотра занятий в учебно-воспитательном учреждении, процедуры обследования детей психологом и педагогом-дефектологом, рекомендуется демонстрация студентам видео- и фотоматериалов, компьютерных презентаций соответствующей тематики на практических (аудиторных) занятиях в вузе.

На итоговых практических занятиях для студентов очного и очно-заочного отделений целесообразно проведение контрольных работ по некоторым, наиболее важным темам (например: «Дети с сенсорными нарушениями», «Профилактика нарушений зрения и слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Дети с задержкой психического развития», «Нарушения речи у детей», «Эмоционально-волевые расстройства у детей и подростков, методы их профилактики и коррекции», «Проблемные вопросы выбора индивидуального педагогического маршрута в обучении и воспитании детей с нарушениями развития», «Практический опыт внедрения различных форм интегрированного обучения в педагогическую практику» и др.)

При определении содержания и методики проведения практических занятий по учебному курсу учитывались данные современных клинических и психолого-педагогических исследований в области общей и специальной психологии и коррекционной педагогики.

Наши рекомендации