Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений
Темы семинарских занятий
Введение в нейропсихологию. Общая характеристика нейропсихологии как науки.
Цель: ознакомить с основными этапами развития и становление нейропсихологии, ее структурой.
Вопросы для обсуждения:
- Этапы развития и становление нейропсихологии как науки в России и зарубежом.
- Актуальные проблемы нейропсихологии: теоретические и практические.
- Структура нейропсихологии. Современная нейропсихология. Описательная характеристика нейронных механизмов психических явлений.
Задания:
- составить структурную схему основных разделов нейропсихологии;
- в виде схемы представить этапы развития и становление нейропсихологии как науки в России и зарубежом.
Литература:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под. ред. Л.С.Цветковой. Москва-Воронеж, 2007. - 267с.
2. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М. Международная педагогическая академия, 1994.
3. Бехтерева Н.П. Изучение механизмов деятельности мозга человека: прошлое, настоящее, будущее. Механизмы деятельности мозга. Ч. 1. Нейрофизиология человека. Л., 2003.
4. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. - М, Наука, 2004.
5. Корсакова Н., Московичуте Л. Клиническая нейропсихология МГУ, 1998.-46с.
6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 2005.
7. Микадзе Ю. В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии, 2002. - № 4. - С. 111-119.
8. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1995.- С. 154-183.
Методология, методы и этапы нейропсихологических исследований
Цель: ознакомить с основными методами и этапами нейропсихологических исследований.
Вопросы для обсуждения:
- Актуальные проблемы нейропсихологической квалификации отклоняющегося развития.
- Общая организация, этапы и методы нейропсихологических исследований.
- Схема нейропсихологического обследования:
- Анамнестические данные и клиническая беседа (протокол).
- Методы исследования латеральных предпочтений (моторные асимметрии, сенсорные асимметрии).
- Методы нейропсихологического обследования (двигательные функции, тактильные и соматогностические функции, зрительный гнозис, пространственные представления, слуховой гнозис, память, речевые функции, письмо, чтение, счет, интеллектуальные функции).
Задания:
- составить протокол нейропсихологического обследования;
- подобрать методы нейропсихологического обследования и провести нейропсихологическую диагностику гностических функций и латеральных предпочтений.
Литература:
1. Бехтерева Н.П. Изучение механизмов деятельности мозга человека: прошлое, настоящее, будущее. Механизмы деятельности мозга. Ч. 1. Нейрофизиология человека. Л., 1998.
2. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я.А. Методы нейро-психологической диагностики. — СПб.: Стройлеспечать, 1997. — С.232-274.
3. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 288с.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Академия, 2002.- 232 с.
5. Хомская Е.Д. Нейропсихология.- Питер, 2007. - 496с.
6. Шульговский Н.Н. Основы и принципы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. с. 277.
Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений
Цель: ознакомить с методами нейропсихологического исследования пространственных представлений
основными этапами развития и становление нейропсихологии, ее структурой.
Вопросы для обсуждения:
- Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений.
- Нейропсихологический анализ сформированности психической сферы у детей, поступающих в общеобразовательную школу.
- Состояние сферы образов-представлений у детей с трудностями обучения.
- Типология пространственных представлений и их нарушения у взрослых и детей.
- Модель иерархического строения пространственных представлений.
Задания:
- Проиллюстрировать методологию, методы и этапы нейропсихологического исследования на примере изучения состояния сферы образов-представлений у детей с трудностями обучения.
Литература:
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.2-е изд.- М.:Просвещение,1993.
2. Лубовский В.Н. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 2002.
3. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М.: Компенс-центр, 1993. - С. 13-30.
4. Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности
к обучению // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1996. - С. 46-50.
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Академия, 2005- 232 с. : ил.
6. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития: Уч. Пос.- М.: Международная педагогическая академия.- 2005.
3.2.4 Общие вопросы развития и коррекции психических функций
Цель: ознакомить с общими вопросами развития и коррекции психических функций.
Вопросы для обсуждения:
- Современные исследования психического развития ребенка и коррекционное обучение.
- Нейропсихология в развитии здоровьесберегающих технологий обучения.
- Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе.
- Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций
- Нейропсихологическая поддержка классов коррекционно-развивающего обучения.
Задания:
- написать конспект по вопросу «нейропсихология в развитии здоровьесберегающих технологий обучения», используя учебник Ахутиной Т.В., Пылаевой Н.М, Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход;
- составить схему основных направлений работы нейропсихолога в классе коррекционно-развивающего обучения.
Литература:
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М, Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. -320с.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под. ред. Л.С.Цветковой. Москва-Воронеж, 2001. - 267с.
3. Бондаренко, Ротенберг Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 2002.
4. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. — М.: Рос. пед. агентство, 1997; М.: Педагогическое общество России, 2001.
5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Московский университет, 2005.
6. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М., 2006.
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Академия, 2005- 232 с. : ил.