Когнитивная сложность - см. конструкт
Когнитивная схема- форма активной организации прошлого опыта, предполагающая возможность его изменения в процессе хранения и приспособления к новым требованиям деятельности.
Когнитивные стили- индивиуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении.
Когнитивный- имеющий отношение к психическим механизмам переработки информации на разных уровнях познавательного отражения (как преобразуется информация в условиях ее восприятия, как организуется хранение информации в долговременной семантической памяти, как строятся дедуктивные умозаключения и т.д.).
Когнитивный опыт- ментальные структуры, обеспечивающие хранение, упорядочение и преобразование наличной и поступающей информации и отвечающие за воспроизведение в психике познающего субъекта устойчивых закономерных аспектов его окружения. Их основное назначение - участие в оперативной переработке текущей информации об актуальном воздействии.
Компетентность- особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности.
Конвергентные способности- интеллектуальные способности, которые обнаруживают себя в показателях эффективности переработки информации, в первую очередь, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в регламентированных условиях деятельности.
Конструкт- субъективная оценочная шкала, представленная в виде признака и его антонима, на основе которой человек анализирует и категоризирует объекты,
события, других людей (например, "добрый - злой", "разрешимый - неразрешимый", "сильный - слабый" и т.д.). В зависимости от того, сколько таких конструктов представлено в индивидуальном ментальном опыте и как они связаны между собой, человек строит либо многомерную, либо упрощенную модель действительности. Соответственно можно говорить о когнитивной сложности либо когнитивной простоте познавательной сферы личности.
Коэффициент интеллекта- соотношение умственного возраста (УВ) к хронологическому (ХВ), определяемое но формуле УВ/ХВ Ч 100 % и обозначаемое символом IQ. Чем больше баллов набирает испытуемый при решении тестовых задач по сравнению с нормой исполнения для своего возраста, тем выше его IQ.
Креативность- способность к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности (в широком смысле); дивергентные способности (в узком смысле).
Критерии эффективности учебного процесса -КИТСУ-критерии (компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума) как показатели уровня развития интеллектуальных возможностей школьника.
Кристаллизация опыта- радикальная реорганизация индивидуального ментального опыта под влиянием некоторого "ключевого" воздействия в условиях взаимодействия личности с определенной предметной областью.
Ментальная репрезентация- актуальный умственный образ того или иного конкретного события (то есть то, как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее).
Ментальное пространство- субъективный диапазон отражения, в рамках которого возможны разного рода мысленные перемещения.
Ментальные структуры- психические образования, которые в условиях познавательного контакта человека с миром обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразование, управление процессами переработки информации и избирательность интеллектуального отражения.
Ментальный- имеющий отношение к умственной сфере субъекта (в широком смысле); имеющий отношение к особенностям организации индивидуального умственного опыта (в узком смысле).
Ментальный опыт- система индивидуальных интеллектуальных ресурсов, обусловливающая особенности познавательного отношения субъекта к миру и характер воспроизведения действительности в индивидуальном сознании. Уровень организации М.о. определяется степенью сформированности и мерой интеграции когнитивных, метакогнитивных и интенциональных психических структур.
Мера общности понятия- место данного понятия в системе связей с другими понятиями, определяемое его "долготой" (степенью обобщенности его признаков) и "широтой" (возможностью приложения к определенной точке предметной действительности).
Метакогнитивная осведомленность- система представлений человека о своих индивидуальных интеллектуальных возможностях.
Метакогнитивный опыт- ментальные структуры, позволяющие осуществлять непроизвольное и произвольное управление собственной интеллектуальной деятельностью. Их основное назначение - контроль за состоянием индивидуальных интеллектуальных ресурсов и саморегуляция процессов переработки информации.
Модальность опыта- способ (форма) существования ментального опыта в терминах его психического материала (например, кинестетическая, визуальная, словесно-речевая, чувственно-эмоциональная модальности опыта).
Мудрость- высший уровень интеллектуального развития личности, связанный с эффективным анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.
Мышление- опосредованное и обобщенное отражение существенных характеристик действительности на основе ее анализа и синтеза (в широком смысле); процесс решения и постановки задач (в узком смысле). Мышление - одна из форм проявления интеллекта (наряду с другими познавательными процессами).
Невербальный- имеющий отношение к реальным предметам, наглядным впечатлениям, жестам, а также к процессам оперирования этим материалом. Невербальные тесты интеллекта - тесты, требующие от испытуемого умения выполнять определенные практические действия, а также оперировать рисунками, геометрическими и пространственными фигурами.
Обобщение- мыслительная операция объединения множества объектов на основе выделения присущих им общих признаков. О. объектов может осуществляться как с использованием их несущественных (случайных), так и существенных (закономерных) признаков.
Образ- субъективная картина определенного фрагмента действительности (в широком смысле); наглядное перцептивное впечатление или пространственное представление (в узком смысле).
Обучаемость- восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации (в широком смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков (в узком смысле).
Онтогенез- процесс развития человека, охватывающий весь его жизненный цикл от рождения до смерти.
Онтология- философское учение о качественно определенных основаниях бытия, универсальных "корнях" реальной действительности. Онтологический статус интеллекта - описание интеллекта как особого рода психической реальности, которая выступает в качестве психического носителя конкретных проявлений интеллектуальной деятельности.
Организация- внутренняя упорядоченность и согласованность взаимодействия дифференцированных частей целого.
Познавательные стили- психологические различия между людьми, характеризующие своеобразие присущих им способов изучения реальности.
Познавательный- имеющий отношение к процессу отражения и воспроизведения действительности в индивидуальном сознании.
Понятие- форма мышления, отражающая природу определенного круга объектов; единица знания о наиболее общих, существенных и закономерных признаках явлений действительности; синоним "понимания сути дела".
Понятийная психическая структура- интегральное когнитивное образование, которое с точки зрения своего психологического устройства характеризуется разнообразием когнитивного состава, процессами словесно-образного перевода и разноуровневым характером организации семантических признаков. Выступает в качестве психического носителя понятийного знания и психического механизма понятийного отражения.
Прототип- комбинация наиболее частых, типичных сенсорно-перцептивных (наглядных) признаков, хранящихся в памяти и позволяющих принимать решение о соответствии определенного объекта той или иной категории (например, образ типичного "апельсина", образ "стула" как самый яркий пример "мебели" и т.д.).
Семантические структуры- индивидуальная система значений (слов, образов, жестов, предметов и т.д.), отдельные элементы которой устойчиво и закономерно взаимосвязаны. Вербальная семантика - система взаимосвязанных значений слов. Невербальная семантика - система взаимосвязанных значений чувственно-предметных впечатлений.
Синкретизм- характеристика детского мышления на том этапе его развития, когда ребенок связывает между собой самые разнородные явления исключительно на основе своих субъективных (случайных, ситуативных) впечатлений по принципу "все связано со всем".
Синтез- мыслительная операция соединения различных элементов (частей, сторон) в целое.
Способность- индивидуально-психологическое свойство личности, являющееся условием успешности выполнения какой-либо деятельности. Общие способности - психологическая основа успешности познавательной деятельности. Специальные способности - психологическая основа успешности в конкретной области деятельности (балет, математика, лидерство, техника и т.д.).
Способы кодирования информации- субъективные средства, с помощью которых человек представляет (отображает) в своем опыте окружающий мир.
Структура- относительно устойчивое единство некоторого множества взаимосвязанных элементов, характеризующее целостность соответствующего объекта. С. определяет инвариантность любого сложного системного объекта, поскольку обеспечивает сохранение его основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
Субъект (букв. - находящийся в основе) - человек как источник собственной активности в условиях взаимодействия с окружающей действительностью.
Талант(в области интеллектуальной деятельности) - высший уровень интеллектуального развития личности, который обеспечивает возможность создания
идей, теорий, научных, литературных и философских произведений, имеющих ту или иную степень общественной значимости.
Тест- стандартизированное задание (или система заданий), позволяющее измерить уровень выраженности определенного психологического качества. Тесты интеллекта предназначены для измерения результативных свойств интеллекта в виде определенных конвергентных интеллектуальных способностей, обнаруживающих себя в регламентированных условиях деятельности.
Тестирование- метод психологической диагностики, использующий стандартизированные задания (тесты).
Умственная отсталость- стойкое нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее в результате органического поражения головного мозга. Выделяются три стадии умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия.
Фрейм- схематизированное пространственное представление о той или иной ситуации, состоящее из обобщенного "каркаса", воспроизводящего устойчивые характеристики этой ситуации, и "узлов", чувствительных к ее вероятностным характеристикам и заполняющихся по мере необходимости соответствующими деталями.
Функция(букв. - осуществление, выполнение) - способ поведения, присущий какому-либо объекту и служащий определенной цели. Функциональные свойства интеллекта - это те его свойства, которые характеризуют процесс достижения человеком определенного результата в конкретном виде интеллектуальной деятельности.
Эгоцентризм- неспособность субъекта изменять исходную познавательную позицию по отношению к некоторой ситуации в силу фиксированности на собственных потребностях и субъективных состояниях, а также сосредоточенности внимания на каком-либо одном частном, субъективно значимом аспекте этой ситуации.
Элемент- составная часть (компонент) сложного целого.
Эпистемологические стили- индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения человека к миру, проявляющиеся в особенностях индивидуальной "картины мира".
Абульханова-Славская К.А. (1986). Личностные типы мышления // Когнитивная психология: Материалы советско-финского симпозиума. М.: Наука. С. 98-130.
Абульханова-Славская К.А. (1991). Стратегия жизни. М.: Мысль.
Азаров Н.Н. (1982). Стиль действования: рефлективность-импульсивность // Вопросы психологии. № 3. С. 121-126.
Айзенк Г.Ю. (1995). Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. № 1. С. 111-131.
Алексеев А.А., Громова Л.А. (1983). Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления... КПб: Экономическая школа.
Амонашвили Ш. (1993). Педагогическая симфония. Ч. I-III. Екатеринбург.
Ананьев Б.Г., Степанова Е.И. (Ред.) (1972). Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М.: Педагогика.
Ананьев Б.Г., Степанова Е.И. (Ред.) (1977). Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость). М.: Педагогика.
Ананьев Б.Г. (1977). О проблемах современного человекознания. М.: Наука.
Анастази А. (1982). Психологическое тестирование. Кн.1, 2. М.: Педагогика.
Арнхейм Р. (1973). Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Ч. 2. Душанбе: Изд-во Тадж. ун-та. С. 8-98.
Артемьева Е.Ю. (1980). Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Артемьева Е.Ю. (1999). Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука; Смысл.
Асмус В.Ф. (1984). Историко-философские этюды. М.: Наука.
Бабаева Ю.Д. (1997). Психологический тренинг для выявления одаренности. М.: Молодая гвардия.
Бардин К.В., Похилько В.И. (1988). Многомерность сенсорного пространства простых акустических сигналов // Системный анализ сенсорно-перцептивных процессов. М.: Ин-т психологии АН СССР. С. 103-148.
Берулава Г.А. (1990). Психодиагностика умственного развития учащихся. Новосибирск: Изд-во НГПИ.
Богоявленская Д.Б. (1983). Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-па-Дону: Изд-во Рост, ун-та.
Богоявленская Д.Б. (1995). О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. Т.1 6. № 5. С. 49-58.
Брунер Дж. (1971). О познавательном развитии. Ч. 1, 2. // Брунер Дж., Олвер Р., Гринфилд П. (Ред.). Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика.
Брунер Дж. (1977). Психология познания. М.: Прогресс.
Брушлинский А.В. (1996). Субъект: Мышление, учение, воображение. М.: - Воронеж: НПО "Модэк".
Веккер Л.М. (1976). Психические процессы. Мышление и интеллект. Т. 2. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та.
Веккер Л.М. (1980). Психические процессы. Т. 3. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та.
Веккер Л.М. (1981). Психические процессы. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Т. 3. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та.
Веккер Л.М. (1998). Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл.
Величковский Б.М. (1982). Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Величковский Б.М., Блинникова И.В., Лапин Е.А. (1986). Представление реального и воображаемого пространства // Вопросы психологии. № 3. С. 103-112.
Величковский Б.М., Капица М.С. (1987). Психологические проблемы изучения интеллекта// Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука. С. 120-141.
Величковский Б.М.. (1987). Функциональная организация познавательных процессов. Дисс. докт. психол. наук. М.: Моск. ун-т.
Венгер Л.А. (Ред.) (1978). Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика.
Вернадский В.И. (1988). Письма к Н.Е. Вернадской (1888-1889). М.: Наука.
Вертгеймер М. (1987). Психология продуктивного мышления. М.: Прогресс.
Виноградов А.Г. (1990). Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания. Дисс.... канд. психол. наук. Киев: Киев. ун-т.
Воробьева Е.В. (1997). Влияние способа общения на интеллектуальную продуктивность. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М.: Ин-т психологии РАН.
Выготский Л.С. (1982 а). О психологических системах // Собр. соч. Т. 1. М.: Педагогика. С. 109-131.
Выготский Л.С. (19826). Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М.: Педагогика. С. 5-361.
Выготский Л.С. (1983). История развития высших психических функций // Собр. соч. Т. 3. М.: Педагогика.
Выготский Л.С. (1984). Психология подростка // Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика. С. 5-242.
Гальперин П.Я. (1969). К исследованию интеллектуального развития ребенка// Вопросы психологии. № 1. С. 15-25.
Гальперин П.Я. (1976). К проблеме внимания. // Леонтьев А.Н. и др. (Ред.). Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во Моск. ун-та. С. 220-228.
Гельфман Э.Г., Холодная М.А. (1976). Психологический анализ использования задач на уроках математики // Роль и место задач в формировании системы основных знаний. Вып. 1. М.: НИИ школ. С. 22-34.
Гельфман Э.Г., Холодная М.А. (1978). Психолого-педагогические основы классификации задач в обучении // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Изд-во Томского ун-та. С. 97-112.
Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.Н. (1993). Психологическая основа конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания) // Психологический журнал. Т. 14. № 6. С. 35-45.
Гилфорд Дж. (1965). Структурная модель интеллекта// Психология мышления. М.: Прогресс.
Гильбух Ю.3. (1991). Психолого-педагогические основы дифференциации обучения в начальном звене общеобразовательной школы. Киев: Ин-т психологии.
Гильбух Ю.3. (1992). Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика. Киев: НИИ психологии.
Гриндер Дж., Бэндлер Р. (1993) Из лягушек в принцы. Воронеж.
Гриндер М. (1994). Исправление школьного конвейера // Серия "НЛП в педагогике". Составитель: С. Горин.
Гуревич К.М. (1980). Тесты интеллекта в психологии. // Вопросы психологии. № 2. С. 53-64.
Гутке Ю., Волраб У. (1986). Диагностические программы как вариант тестов обучаемости // Психодиагностика: теория и практика. М.: Прогресс.
Давыдов В.В. (1986). Проблема развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика.
Давыдов В.В. (1995). О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг.
Дворяшина М.Д. (1973). Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения // Человек и общество. Вып. XIII. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. С. 97-105.
Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности (1989) / Под ред. В.Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.
Дисмор Дж. (1996). Ментальные пространства с функциональной точки зрения// Под ред. В.И. Герасимова, В.П. Нерознака. Язык и интеллект. Под ред. В.И. Герасимова и В.П. Нерознака. М.: Прогресс. С. 385-411.
Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. (1994). Экспериментальное исследование формирующего влияния среды па креативность // Психологический журнал. Т. 15. № 4. С. 83-93.
Дружинин В.Н. (1998). Интеллект и продуктивность деятельности: модель "интеллектуального диапазона" // Психологический журнал. Т. 19. № 2. С. 61-70.
Дружинин В.Н. (1999). Психология общих способностей. СПб: Питер.
Дружинин В.Н. (2001). Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие. М. - СПб: Per Se, Иматон.
Дункер К. (1965). Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс.
Дусавицкий А.К. (1976). Загадка птицы Феникс. М.: Знание.
Жинкин Н.И. (1954). О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. № 6. С. 26-38.
Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. (1977). Психофизиология и психофизика. М.: Наука.
Завалишина Д.Н. (1985). Психологический анализ оперативного мышления. М.: Наука.
Занков Л.В. (1990). Избр. педагогические труды. М.: Педагогика.
Иванова А.Я. (1976). Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд-во Моск. ун-та.
"Искусственный интеллект" и психология (1976) / Под ред. О.К. Тихомирова и др. М.: Наука.
Каган М.С., Эткинд А.М. (1989). Индивидуальность как объективная реальность // Вопросы психологии. № 4. С. 5-15.
Калмыкова 3.И. (1981). Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика.
Калошина И.П. (1983). Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.: Педагогика.
Карпов Ю.В., Талызина Н.Ф. (1985). Критерии интеллектуального развития детей // Вопросы психологии. № 2. С. 52-59.
Карпов Ю.В. (1990). Обучаемость как характеристика умственного развития // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. № 2. С. 3-16.
Келер В. (1980). Некоторые задачи гештальт-психологии // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во Моск. университета. С. 102-120.
Юшке Ф. (1983). Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс.
Концепция и программа проекта "Математика. Психология. Интеллект". Математика 5-9 классы (1999). / Под ред. Э.Г. Гельфман, М.А. Холодной. Томск: Изд-во Томского ун-та.
Кострикина И.С. (2001). Соотношение стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности у лиц с высокими значениями IQ. Дисс. канд. психол. наук. М.: Ин-т психологии РАН.
Коул М. (1997). Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр.
Кочарян А.С. (1986). Преодоление эмоционально-трудных ситуаций общения в зависимости от сложности социальной перцепции. Дисс. канд. психол. наук. Л.: Лен. ун-т.
Крамаренко В.Ю. (1983). Интеллект и уровни его развития. Дисс. канд. филос. наук. М.: Моск. ун-т.
Крутецкий В.А. (1968). Психология математических способностей. М.: Просвещение.
Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.Г. (1990). Мышление учителя. М.: Педагогика.
Курганов С.Ю. (1993). Первоклассники и учитель в учебном диалоге // Под ред. В.С. Библера. Школа диалога культур. Кемерово: Алеф.
Леви-Брюль Л. (1994). Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс.
Леви-Строс К. (1994). Первобытное мышление. М.: Республика.
Лейтес Н.С. (1971). Умственные способности и возраст. М.: Педагогика.
Лейтес Н.С. (1988). Ранние проявления одаренности. // Вопросы психологии. № 4. С. 98-107.
Ленин В.И. (1973). Философские тетради // Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 29. М.: Политиздат.
Леонтьев А.Н. (1959). Проблема развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР.
Леонтьев А.Н. (1979). Психология образа // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. № 2. С. 3-13.
Ллойд Л. (1964). Школьная магия. (Удивительная технология для учителей и репетиторов.) Серия "НЛП в педагогике".
Луковников Н.Н. (1985). Нарастание дифференциации как закономерность развития психических процессов // Психологический журнал. Т. 6. № 1. С. 20-25.
Лурия А.Р. (1969). Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Лурия А.Р., Виноградова О.С. (1971). Объективное исследование динамики семантических систем // Семантическая структура слова. М.: Наука.
Лурия А.Р. (1974). Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука.
Маккоби М., Модиано Н. (1971). О культуре общества и понимании эквивалентности // Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика.
Маркс К. (1955). Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 1. С. 3-27.
Матурана У. (1996). Биология познания// Под ред. В.И. Герасимова, В.П. Нерознака. Язык и интеллект. / Под ред. В.И. Герасимова, В.П. Нерознака. М.: Прогресс. С. 95-142.
Матюшкин А.М. (1972). Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика.
Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. (1989). Гениями не рождаются. М.: Педагогика.
Менчинская Н.А. (1989). Проблема учения и умственное развитие школьника. М.: Педагогика.
Мерлин В.С. (1990). Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие. Пермь: Изд. Перм. пед. ин-та.
Минский М.С. (1978). Структура для представления знания // Психология машинного зрения. Пер. с англ. М.: Мир. С. 249-320.
Музычук С.Т., Холодная М.А. (1989). Проявления психического времени в связи с интеллектуальными и личностными характеристиками человека. Деп. в ИНИОН АН СССР. № 40046 от 13.11.89.
Мышление: процесс, деятельность, общение. (1982) / Под ред. А.В. Брушлинского и др. М.: Наука.
Найссер У. (1980). Познание и реальность. М.: Наука.
Обогащающая модель обучения в проекте МПИ (1998). Составители: Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова и др. Томск: Изд-во Томского ун-та.
Обухова Л.Ф. (1972). Этапы развития детского мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Обухова Л.Ф. (1991). Концепция Ж. Пиаже: за и против. М.: Педагогика. Одаренные дети (1991). Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М.: Прогресс.
Осорина М.В. (1976). Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности. Дисс. канд. психол. паук. Л.: Лен. ун-т.
Петер Р. (1968). Игра с бесконечностью. М.: Прогресс.
Петренко В.Ф. (1988). Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Петухов В.В. (1984). Образ Мира и психологическое исследование познания // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. № 4. С. 13-21.
Пиаже Ж. (1969). Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Просвещение.
Подгорецкая Н.А. (1980). Изучение приемов логического мышления у взрослых. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Пойя Дж. (1976). Математическое открытие. М.: Наука.
Полани М. (1985). Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс.
Пономарев Я.А. (1983). Методологическое введение в психологию. М.: Наука.
Психологические исследования интеллектуальной деятельности (1979) // Под ред. О.К. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Равен Дж. К., Курт Дж. X., Равен Дж. (1997). Руководство к тесту Равена. Общий раздел руководства. Раздел 1. М.: Когито-Центр.
Равен Дж. (1999). Педагогическое тестирование. Проблемы. Заблуждения. Перспективы. М.: Когито-центр.
Рейтман У. (1968). Познание и мышление. М.: Мир.
Ришар Ж.Ф. (1998). Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М.: Ин-т психологии РАН.
Роговин М.С., Карпова Е.В. (1985). Содержание, динамика и уровневая организация понятий в психологическом анализе субъективного времени // Вопросы психологии. № 3. С. 98-107.
Рубинштейн С.Л. (1973). Проблемы общей психологии. М.: Педагогика.
Рубинштейн С.Л. (1997). Избр. философско-психологпческие труды. М.: Наука.
Русалов В.М., Дудин С.И. (1995). Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы // Психологический журнал. Т. 16. № 5. С. 12-23.
Саймон Б.А. (1958). Английская школа и интеллектуальные тесты. М.: Изд-во АПН РСФСР.
Семенов И.Н. (1990). Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: Знание.
Сергеева Н.И. (1990). Обучение одаренных детей в школах Великобритании // Советская педагогика. № 6. С. 137-144.
Смирнов А.А. (1967). Проблема корреляции в области памяти // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М.: Просвещение.
Смирнов С.Д. (1985). Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Соколов А.Н. (1968). Внутренняя речь и мышление. М.: Педагогика.
Степанов С.Ю., Семенов И.Я. (1985). Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. № 3. С. 31-40.
Степанова Е.И. (Ред.) (1979). Структура интеллекта взрослых. М.: НИИ ООВ.
Степанова Е.И., Грановская Л.Н. (1980). Микровозрастной подход к исследованию интеллекта взрослых // Психологический журнал. Т. 1. № 5. С. 54-65.
Стеценко А.П. (1987). Понятие "образа мира" и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. № 3. С. 26-37.
Страницы автобиографии В.И. Вернадского. (1981). М.: Наука.
Субботский Е.В. (1989). Онтогенез сознания и основы рациональности // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. № 1. С. 63-74.
Сухомлинский В.А. (1983). Об умственном воспитании. Киев: Радянська школа.
Талызина Н.Ф. (1975). Управление процессом усвоения знаний. М.: Педагогика.
Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. (1987). Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Титченер Э.Б. (1914) Учебник психологии. Ч. 1,2. М., СПб.
Тихомиров О.К. (1969). Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Тихомиров О.К. (Ред) (1976). "Искусственный интеллект" и психология. М.: Наука.
Тихомиров О.К. (1984). Психология мышления. М.: Изд-во МГУ.
Тульвисте П. (1988). Культурно-историческое развитие вербального мышления (Психологическое исследование). Таллинн: Валгус.
Узнадзе Д. (1966). Психологические исследования. М.: Наука.
Ушакова Т.Н. (1979). Функциональные структуры второй сигнальной системы. М.: Наука.
Флейвелл Дж. (1967). Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение.
Франселла Ф.,Баннистер Д.(1987). Новый метод исследования личности. М.: Прогресс.
Фриман Дж. (1999). Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований // Иностр. литература. № 11. С. 10-18.
Фрумкина Р.М. (Peд,.) (1971). Вероятностное прогнозирование в речи. М.: Наука.
Фрумкина Р.М. (1984). Цвет, смысл, сходство: аспекты психолингвистического анализа. М.: Наука.
Холодная М.А. (1983). Интегральные структуры понятийного мышления. Томск: Изд-во Томского ун-та.
Холодная М.А. (1983). Сенсорно-эмоциональный опыт как когнитивная составляющая в структуре индивидуального интеллекта// Психологические проблемы индивидуальности. Вып. I. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. С. 59-61.
Холодная М.А., Кочарян А.С. (1985). Когнитивный стиль: когнитивное пространство индивидуального интеллекта // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. II. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. С. 157-162.
Холодная М.А. (1986). О соотношении стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности // Когнитивные стили. Тезисы н.-практ. семинара. Таллинн: Таллиннский пед. ин-т. С. 59-64.
Холодная М.А. (1988). Структурный подход в психологическом исследовании мышления // Проблемы философии: основные принципы построения научных теорий. Вып. 77. Киев: Высшая школа. С. 94-102.
Холодная М.А. (1990 а). Структурная организация индивидуального интеллекта. Дисс. докт. психол. наук. М.: Моск. ун-т.
Холодная М.А. (1990 б). Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта: Учебное пособие. Киев: УМК ВО.
Холодная М.А. (1990 в). Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. № 5. С. 121-128.
Холодная М.А. (1992). Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. Т. 13. № 3. С. 84-93.
Холодная М.А. (1996). Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или "другие" способности? // Психологический журнал. Т. 17. № 1. С. 61-69.
Холодная М.А. (2000). Когнитивный стиль как квадриполярное измерение // Психологический журнал. Т. 21. № 4. С. 46-56.
Хомский Н. (1972). Язык и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Хоффман И. (1986). Активная память. М.: Прогресс.
Цуканов Б.И. (1985). Анализ ошибки восприятия длительности // Вопросы психологии. № 3. С. 149-153.
Чуприкова Н.И. (1995). Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО "Столетие".
Чуприкова Н.И. (1997). Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М.: Столетие.
Шавинина Л.В. (1993). Психологические особенности организации познавательного опыта интеллектуально одаренной личности. Дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. н. Киев: Ин-т психологии.
Шадриков В.Д. (1989). (Ред.). Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.
Шадриков В.Д. (1994). Деятельность и способности. М.: Логос.
Шенк Р. (1980). Обработка концептуальной информации. М.: Энергия.
Шилков Ю.М. (1992). Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб: Изд-во СПб. ун-та.
Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы (1993). / Под ред. В.С. Библера. Кемерово: Алеф.
Шкуратова И.П. (1994). Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону: Изд. Рост. пед. ин-та.
Шмелев А.Г. (1983). Введение в экспериментальную психосемантику. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Эльконин (1978). Психология игры. М.: Педагогика.
Энгельгардт В.А. (1970). Интегратизм - путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопросы философии. № 11. С. 103-115.
Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. (1996). Обучение математике в школе: Укрупнение дидактических единиц. М.: Просвещение.
Юдин Б.Г. (1970). Понятие целостности в структуре научного знания // Вопросы философии. № 12. С. 81-92.
Юдин Э.Г. (1978). Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука.
Якиманская И.С. (1994). Требования к учебным программам, ориентированным па личностное развитие школьников // Вопросы психологии. № 2. С. 64-77.
Якиманская И.С. (1996). Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь.
Abraham P.P., Okoniеwski С.A., Lehman M. (1987). Cognitive synthesis test. Berlin, Heidelberg. N.Y. etc.: Springer.
Bachelor P.A., Bachelor B.G. (1989). An investigation of the higher-order symbolic factors of cognition and convergent production within the structure of intellect model. // Educat. and Psychol. Measurement, V. 49. P. 537-548.
Bieri J. (1955). Cognitive complexity-simplicity and predictive behaviour. // J. of Abnorm. and Soc. Psychology. V. 51. P. 263-268.
Bieri J. (1966). Cognitive complexity and personality development. // In: Harvey O.J. (Ed.). Experience structure and adoptability. N.Y.: Springer. P. 5-32.
Bohman S. (1980). What is Intelligence? Stockholm: Almqist & Wiksell Intern.
Borkowski J.G., Peck V.A., Reid M.K. (1983). Impulsivity and strategy transfer: Mеtamemory as mediator. // Child Development. V. 54 (2). P. 459-473.
Brody В.В., Brody N. (1976). Intelligence: Nature, determinants and consequences. N.Y.: Acad. Press.
Brown A.L. Knowing when, where and how to remember: A problem of mctacognition. In: // Claser R. (Ed.). Advances in instructional psychology. V. 1. N.Y.: Hillsdale.
Brown G., LangerE. (1990). Mindfulness and intelligence: A comparison. // Educat. Psychologist. V. 25 (3-4). P. 305-335.
Bruner J. (1964). The course of cognitive growth. // Amer. Psychologist. V. 19 (1). P. 1-15.
Campione J., Brown A., Ferrara R. (1982). Mental retardation and intelligence. In:// Strenberg R. (Ed.). Handbook of human intelligence. Cambridge etc: Cambridge Univ. Press. P. 392-490.
Carroll В. (1976). Psychometric tests as cognitive tasks: A new "Strucsture of Intellect". In: // Resnick L.B. (Ed.). The nature of intelligence. Hillsdale, N.Y.: Erbbaum. P. 27-56.
Case R. (1974). Structures and strictures: Some functional limitations on the course of cognitive growth. // Cognitive Psychology. V. 6. P. 544-573.
Cattel R.B. (1971). Abilities: Their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin.
Ceci S.J., Liker J. (1986). A day at the races: A study of IQ expertise and cognitive complexityy. //J. of Exper. Psychology: General. V. 115. P. 225-266.
Charlesworth W.R. (1976). Human intelligence as adoptation: An ethological approach. In:// Resnick L.B. (Ed.). The nature of intelligence. N.Y.: Erlbaum.
Claus G. (1978). Zur Psychologic kognitiver Stile: Entwiklungen im Grenzbereich von Allgcmeiner und Person-lichkeits-psychologie. Zur Psychogische Personlichkeit-for-schung. Berlin. S. 122-137.
Chi M.Т., Feltovich P.J., Glaser R. (1981). Categorisa-tion and representation of phyisics probmlem by experts and novices. // Cognitive Science. V. 5. P. 121-152.
Chi M.Т., Koeske R.D. (1983). Network representation of a child’s dinosaur knowledge. // Developmental Psychology. V. 19 (1). P. 29-39.
Chi M.Т., CeciS.J. (1987). Content knowledge: Its role, representation and restrucsturing in memory development. //Advances in Child Development. V. 20. P. 91-142.
DeGelder B. et al. (Eds.). (1982). Knowledge and representation. London etc: Rontledge K. Paul.
De Groot A.D. (1965). Thought and choice in chess. The Hague: Mouton.
Detterman D.K. (1993). Giftedness and intelligence: one and the same? In: The origins and development of high ability. Chichester, New York: Wiley (Ciba Foundation Symposium 178).
Dinsmore J. (1987). Mental spaces from a functional perspective. // Cognitive Science. V. 11. P. 1-21.
Dittmann-Kohli F., BaltesP. (1985). Toward a ncofunctional conception of adult intellectual development: wisdom as prototypical case of intellectual growth. In:// Alexander L. et al. (Eds.). Beyond formal operations: Alternative endpoints to human development. N.Y.: Cambridge Univ. Press.
Dodd D.H., White R.M. (1980). Cognition: Mental structure and processes. Boston: Allyn and Bacon, Inc.
Dorfman D.D. (1995). Soft science with a neoconservative agenda // Contemporary Psychology. V. 40. (5).
Estes W.K. (1974). Learning theory and intelligence. // Amer. Psychologist. V. 29. P. 740-749.
Eysenk H.J. (Ed.). (1982). A Model for Intelligence. Berlin: Springer.
Falmagne J.C., Koppen M. (1990). Introduction to knowledge spaces: How to build, test and search them. // Psychological Review. V. 97 (2). P. 201-224.
Fancher R.E. (1985). The intelligence men: Makers of the IQ controversy. N.Y. etc: Norton.
Fauconnier G. (1985). Mental spaces: Aspects of meaning construction in natural language. Cambridge: Bradford Book.