Билет 8. Характеристика памяти как психического процесса
Память— это отражение прошлого опыта человека путём его запоминания, сохранения и воспроизведения.
Свойства памяти:
• Объем – способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти − 7 + 2 различных элементов (единиц) информации.
• Быстрота запоминания – отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти.
• Точность – проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.
• Длительность – определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер.
• Готовность к воспроизведению – способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.
Классификации видов памяти:
По характеру участия воли:
• непроизвольная память;
• произвольная память.
По характеру психической активности:
• двигательная память;
• эмоциональная (аффективная) память;
• образная память (зрительная , слуховая осязательная, обонятельная,
• вкусовая, эйдетическая память);
• вербально-логическая память.
По продолжительности сохранения информации:
• сенсорная память,
• кратковременная память;
• оперативная память;
• долговременная память.
По типу запоминаемой информации.
• эпизодическая память;
• семантическая память;
• память на общую информацию.
По осознаваемости воспроизведения информации.
• эксплицитная память;
• имплицитная память.
Механизмы и процессы памяти
Запоминание – процесс, направленный на усвоение и сохранение информации, обстоятельств жизни и деятельности, воспринимаемых человеком. Различают непроизвольное и произвольное запоминание.
Сохранение – это сложный динамический процесс разработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Воспроизведение – это один из самых активных и творческих процессов, он заключается в восстановлении информации, извлечении ее из памяти.
Забывание – это невозможность вспомнить, воспроизвести, или неправильное воспроизведение какого-либо материала, информации.
Билет 9. Характеристика мышления и речи как психических процессов.
Мышление– это обобщённое и опосредованное отражение действительности человеком в её существенных связях и отношениях.
Выделяют определенные операции мышления.
Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
Абстрагирование- мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Классификация – объединение предметов и явлений в группы на основе их какого-то признака или группы признаков.
Обобщение- это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Конкретизация- это движение мысли от общего к частному.
Различают конкретные формы мышления.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение ндуктивное, дедуктивное,по аналогии.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Выделяют определенные виды мышления.
Практическое мышление направлено на подготовку к физическому преобразованию действительности.
• Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального физического преобразования ситуации, т. е. в процессе деятельности.
• Наглядно-образное мышление опирается на образы представлений или восприятия и их возможные изменения в результате деятельности и преобразования ситуации.
Теоретическое мышление направлено на выявление каких-либо закономерностей, правил, законов и опирается на научные понятия или ситуационные, житейские обобщения.
• Словесно-логическое мышление.
• Абстрактное мышление, осуществляемое с помощью логических операций с понятиями.
Творческое мышление характеризуется высокой новизной продукта, своеобразием процесса его получения,
Воссоздающее мышление характеризуется меньшей продуктивностью.
Логическое мышление.
Интуитивное мышление.
Речь –это сложившаяся исторически форма общении человека с другим человеком или с самим собой, опосредованная использованием естественного языка.
Виды речи:
Устная речь – вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.
• Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов.
• Внутренняя речь – это использование языка вне процесса реальной коммуникации.
• Внутренняя речь – использование языка вне процесса реальной коммуникации.
• Жестовая речь – это способ межличностного общения людей при помощи системы жестов.
Свойства речи:
1) Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.
2) Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника.
3)Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.
4) Воздейственность речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.