Третий курс. Начало ипохондрии
Как провел лето 1957-го между вторым и третьим курсом, толком не помню. Тогда была мода ездить летом на целину. На целину я не ездил, а вот на всякие строительные работы нас, горожан, направляли. А сельских в колхоз. Так вот, по-моему, после второго курса мы работали на строительстве Зеленого театра. Мы заливали бетон. Приезжала машина, выгружала бетон, а мы в опалубку его накидывали грабарками, а потом трамбовали. Я помню, что забирался в опалубку и трамбовал при помощи вибратора. Там же япознакомился с художественным матом. Наш прораб был какой-то сонный, полноватый. Работы, по-видимому, продвигались плохо. Через неделю приехал начальник участка, худощавый, после хорошего перепоя, и стал ругать прораба художественным матом этажей на двадцать. Мы все с восторгом слушали этот мат. Здесь был полный набор хорошо упакованных матерных слов, которые не повторялись. Кроме того, упоминались все двенадцать апостолов, каждого из которых он, перекрывал многослойными перекрытиями из «Божья мать» и еще какие-то святые. Я тогда не знал ни Библии, ни художественного мата, а потому все это предусмотрительно записал и выучил наизусть. Позднее мне это пригодилось, когда я, отучивал ругаться матом своих фельдшеров. После такого произведения искусства, им просто было стыдно пользоваться банальным джентльменским матерным набором, где упоминалась только одна мать, да и то неизвестно чья, потому что к тем матерям, к которым адресуется матерящийся, он точно не имел никакого отношения.
Потом один из наших студентов получил небольшую травму. Мы толпой пошли к ректору, и нас сняли с этого места работы. (Мы — это громко сказано. Инициатором был не я). Вообще-то травма эта была по нашей вине. Кто-то из нас решил покататься на небольшом подъемном кране. Он зацепился за крюк, и кран включили. Когда он уже оторвался от земли, к нему прицепился кто-то еще, а потом кто-то еще. В конце концов, кран решил упасть. Кто-то из висевших внизу догадался отцепиться и отделался легкими ушибами. Кран стал на место. Конечно, если бы кран завалился, то не знаю, чем бы все закончилось.
Комментарий: О коммуникативном голоде
Ненужное, казалось бы, бесцельное баловство, а иногда и хулиганство — очень характерная черта для нашей молодежи, а ведь это лучшие экземпляры. К чему этот ненужный риск? Обратите внимание, человек окончил уже два курса, хочет стать хирургом. Но ничего для этого не делает. Для проформы пару раз сходил бы в анатомический кружок. Потом ведь мучения начнутся, когда выяснится, что кроме диплома о высшем образовании ничего нет. Образования-то и нет. Что останется в воспоминаниях? Дешевые сексуальные переживания, несколько безобразных или бездумных поступков? Вот, пожалуй, и все. А ведь эта отличник учебы. Кто подсчитает убытки от всего этого?
Но не ждите от меня нотаций в адрес Вечного Принца и его сокурсников. Они здесь не при чем. Просто их плохо воспитали. Им уже ближе к 20 годам, а прокормить себя они не могут, да и развлечь тоже. Общение — штука тонкая, как и питание. Здесь должно быть все сбалансировано, как в питании (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и пр.).
Существует голод на стимуляцию. Сидит человек в номере гостиницы многомиллионного города, и ему становится скучно. Действует голод на стимуляцию. Он выходит на улицу или идет в ресторан. Становится немного легче. Но через какое-то время опять что-то не то. Начинает действовать голод на узнавание. Он заставляет человека знакомиться с кем-то, чтобы потом его узнать.
Однако и этого недостаточно. Нужны еще события. Это голод на события. Вот баловство студентов и было компенсацией этого голода на события. Так же равномерное течение пирушки всегда оживляется дракой, связанной с тем, что кто-то принял малознакомого человека за своего сексуального партнера. Если последний тоже совершил аналогичную ошибку и все это вскрылось, то праздник можно считать состоявшимся, ибо голод на события был удовлетворен.
Еще существует голод на достижения. Нельзя быть только свидетелем и пораженцем. Нужно еще быть и победителем!
Кстати, секс является наиболее легким и приятным удовлетворением всех видов коммуникативного голода.
Я сейчас больше обращаюсь к вам, дорогие мои студенты и учащиеся. Не теряйте времени зря. У нас знающие преподаватели. Они просто не могут передать свои знания в увлекательной форме. Научитесь вы все это из них выжимать. И ответьте мне на один вопрос. Неужели без напрасной траты времени нельзя было обойтись?
Конечно, мы, преподаватели, не все можем учить. Мы не можем так структурировать учебу, чтобы учащиеся могли в процессе учебы удовлетворять все виды коммуникативного голода. Тогда бы их не тянуло на подвиги.
Однако, если честно сказать, то многие не могут учиться. Если человек знает психологию, то неинтересная лекция для него еще более поучительна, чем интересная. Он на неинтересной лекции видит муки преподавателя, который потерял связь с аудиторией и находится в этаком психологическом сне. Об этом я расскажу несколько позднее.