Когнитивные особенности
Шшнтеллектуалъная сфера — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, которые могут влиять на его стиль и стратегию решения различных проблем.
Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ
ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
У РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.
Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.
Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере ребенка.
Если для начальных стадий рассматриваемого возрастного периода характерно доминирование наглядно-действенного мышления, то в дальнейшем у ребенка происходит формирование абстрактно-логического мышления.
Под влиянием выполняемой ребенком деятельности изменяется характер функционирования его памяти. Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, и вместе с этим изменяется структура мне-мических процессов.
Не менее существенные изменения происходят в развитии речи ребенка и других психических процессах.
ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 243
Гмшшшш—шшшшшшяшшвшявшеяшшшшяшвшшшяшшвшшшмшшшщ
Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Наглядно-действенное мышление — особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
Абстрактно-логическое мышление — особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.
Произвольная память — психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.
Мнемические процессы — совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминание, воспроизведение, забывание и пр.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Между семью и двенадцатью годами дети осваивают различные понятия сохранения, а также начинают выполнять и другие логические манипуляции. Например, они могут распределять объекты по одному их признаку: по высоте или весу. У детей в этом возрасте формируется также мысленное представление о последовательности действий. Так, к примеру, 8-летние дети легко рисуют карту пути.
Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами. По его мнению, это время является третьей стадией в развитии мышления ребенка.
Главной особенностью данного периода является то, что умственные операции, совершаемые ребенком, становятся теперь обратимыми. Если ранее процесс интеллектуального развития ребенка характеризовался тем, что внешние действия, выполняемые им, постепенно трансформировались во внутренние, то теперь ребенок в состоянии перенести действия, выполняемые в когнитивной сфере, во внешнюю, то есть предметную сферу своей деятельности.
Понятия сохранения — особый вид понятий, отражающих неизменность основных свойств предметов независимо от условий, в которых они находятся. Стадия конкретных операций — одна из стадий развития мышления у детей, предложенная Ж. Пиаже. Ее главная особенность заключается в том, что в это время умственные операции становятся обратимыми. |
Между семью и двенадцатью годами дети осваивают различные понятия сохранения и начинают выполнять другие логические манипуляции. Например, они могут распределять объекты по одному их признаку, например по высоте или весу. У детей в этом возрасте формируется также мысленное представление о последовательности действий. Пятилетний ребенок может найти дорогу к дому приятеля, но не сможет рассказать вам, как туда добраться, и не сможет изобразить это карандашом на бумаге. Дорогу он нахо-
244 ■ Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)
Консервация — термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения способности индивида видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен.
Классификация — способность классифицировать группу объектов по какому-то признаку.
Сериация — термин, используемый Ж. Пиаже для обозначения способности ребенка рас
полагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью.
Транзитивность — термин, используемый Ж. Пиаже при разработке «операционной те
ории». Суть данного понятия заключается в понимании следующих формул: если А = В и
В = С, тоА = С, А+В = В + А
________
дит потому, что знает, где надо повернуть, но общей картины маршрута у него нет. Но уже в 8-летнем возрасте дети легко могут нарисовать и карту пути.
Однако следует учитывать, что, хотя дети и используют абстрактные термины, они могут это делать только применительно к конкретным объектам, то есть к тем предметам, которые непосредственно доступны их органам чувств.
Пиаже считает, что все это становится возможным потому, что происходит прогресс в трех важных областях интеллектуального роста ребенка: консервации, классификации и сериации/транзитивности.
КОНСЕРВАЦИЯ
Объяснить смысл понятия «консервация»можно, описав эксперимент, который проводил Ж. Пиаже.
На столе перед ребенком находится три сосуда (см. рисунок). Из них два одинаковые, а третий выше и уже. В два более низких сосуда наливают воду точно до одинакового уровня, то есть они содержат одинаковое количество воды. Затем воду из одного более низкого сосуда переливают в более высокий и узкий. В нем вода поднимается до более высокого уровня. Ребенку задают вопрос: «Больше ли воды в этом узком сосуде, чем ее было в низком?»
Для взрослого ответ на этот вопрос прост: количество воды в сосудах одинаковое. Не было сделано ничего, чтобы изменить количество воды, следовательно, оно осталось тем же. Однако, несмотря на легкость вопроса, Пиаже обнаружил, что дети моложе семи лет обычно говорят, что в узком сосуде воды больше. Этот пример иллюстрирует понятие о консервации, которую Пиаже считал центральным атрибутом интеллектуального развития у детей школьного возраста. И процесс консервации, обозначивший себя в данном примере, означает понимание ребенком того, что при определенных преобра-
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 245
зованиях некоторые основные свойства объектов не изменяются, другими словами, количество жидкости не изменится, если ее перелить в сосуд другой формы.
Согласно Пиаже, консервация есть главная составляющая компетенции ребенка, поскольку она позволяет ему видеть закономерности в окружении, кажущемся переменчивым и неправильным. Говоря формально, консервация — это способность видеть неизменное на фоне кажущихся перемен. Консервация позволяет ребенку игнорировать изменения (уровень воды в высоком узком сосуде) и различать скрывающуюся за ними непрерывность или неизменность количества.
Так ребенок приходит к различению видимости и реальности в окружающем его мире. И тогда у него появляется более глубокое знание о законах существования объектов.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Другой особенностью интеллектуального развития ребенка в возрасте 7— 11 летявляется классификация— способность ребенка классифицировать группу объектов по какому-то признаку.
Рассмотрим такой пример: ребенку показывают изображения четырех собак и трех кошек и спрашивают, кого из них больше. На предшествующих этапах развития ребенок также может ответить на этот вопрос правильно. Однако если его спросить, кого больше — животных или собак, он ответит, что больше собак. Ребенок на стадии конкретных операций ответит и на этот вопрос правильно, демонстрируя «сложение классов» как часть более общей способности к классификации.
По мнению Пиаже, способность ребенка к классификации означает не только осознание им существования тех или иных подклассов, например кошек и собак, но и полное понимание того, что подклассы, сложенные вместе, составляют третий класс (животные) и что этот класс может быть снова разбит на два подкласса.
СЕРИАЦИЯ
Следующей особенностью интеллектуального развития ребенка, достигшего возраста 7—11лет, является развитие у него сериации/транзитив-ности.
Сериациейназывается способность ребенка располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Если на дооперациональ-ной стадии ребенка просят расположить несколько палочек по их длине, то он справляется с этим лишь в ограниченной степени, чаще всего располагая две палочки верно, но затем выкладывая третью палочку просто рядом с первыми двумя и т. д. Полностью способность к сериации развивается на стадии конкретных операций.
Дооперациональная стадия— один из этапов развития мышления ребенка, выделенный
Ж. Пиаже в качестве самостоятельной стадии. Соответствует возрасту от 2 до 7 лет.
Стадия конкретных операций — одна из стадий развития мышления у детей, предло
женная Ж. Пиаже. Ее главная особенность заключается в том, что в это время умственные
операции становятся обратимыми.
i------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ,—______
246 ■ Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет) ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ
ТРАНЗИТИВНОСТЬ
Транзитивность связана со способностью ребенка к сериации. В задаче на транзитивность ребенку сначала показывают ряд палочек по две (А + В и С + D) и спрашивают, какая длиннее. Затем ему задают основной вопрос: «Длиннее ли палочка В, чем палочка D?»
Согласно концепции Пиаже, на дооперациональной стадии ребенок справляется с этой задачей очень плохо, тогда как на стадии конкретных операций дети обычно отвечают правильно. Определяющей способностью в процессе развития интеллекта ребенка для Пиаже является его способность перекинуть мостик между В и D. Ясно, что для того, чтобы это делать, надо уметь располагать палочки по порядку. Однако чтобы сделать транзитивное умозаключение, что В > D, кроме этого, нужно уметь координировать в систему два отдельных отношения (В > С и С > D). Согласно Пиаже, ребенок на дооперациональной стадии знает, что В > С и что С > D, но он не способен свести эти два отношения вместе, связав их через член «С», поскольку для этого нужно уметь создать конкретно-операциональную систему.
Понятие сохранения. Четырехлетняя девочка признает, что оба пластилиновых шара — одинаковой величины. Но когда один из шаров скатывают в удлиненную тонкую окорму, она говорит, что в нем пластилина больше. И пока ей не будет 7 лет, она не скажет, что в этих предметах разной
формы одинаковое количество пластилина
Сохранение количества. Когда шашки правильно расположены в два ряда по семь штук, большинство детей отвечает, что и там, и там их поровну. Когда после этого один ряд собирают в компактную кучку, дети 6-7 лет говорят, что в первоначальном ряду их было больше
ШШШШШШШШШШШШШШШЯШШ ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 247