Установите соответствие. 5. Выберите номер правильного варианта ответа

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Гипертимный тип 2. Возбудимый тип 3. Застревающий тип 4. Демонстративный тип 5. Педантичный тип   А. Выраженное стремление быть в центре внимания, представить себя в лучшем свете, обходительность, актерское дарование, лживость, склонность к интригам Б. Чрезмерно приподнятое настроение, экстравертированность, неудержимая активность, склонность к авантюрам, стремление к неформальному лидерству В. Выраженная занудливость, чрезмерная аккуратность, добросовестность, склонность к навязчивым идеям Г. Несговорчивость, склонность к затяжным склокам, обидчивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости, стремление добиваться показателей в любом деле Д. Повышенная раздражительность, агрессивность, угрюмость, неадекватные вспышки гнева и ярости, злопамятность, деспотичность

5. Выберите номер правильного варианта ответа

ПОНЯТИЕ «МЕСТА НАИМЕНЬШЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ» ХАРАКТЕРА ВВЕЛ(А) В НАУЧНУЮ ТЕРМИНОЛОГИЮ

1. К. Леонгард

2. А.Е. Личко

3. П.Б. Ганнушкин

4. Б.В. Зейгарник

6. Выберите номер правильного варианта ответа

АКЦЕНТУАЦИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ ТАКИЕ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА, КОТОРЫМ НЕ СВОЙСТВЕННА(О):

1. Повышенная ранимость

2. Снижение способности к социальной адаптации

3. Нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний

4. Повышение способности к социальной адаптации.

«Верно» или «неверно»

7. Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к себе, другим людям, к выполняемой работе.

8. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

9. Согласно типологии акцентуаций характера К. Леонгарда, гипертимный тип характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики.

10. Застревающий тип характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.

11. Характер не дается человеку от природы; нет характера, которого нельзя было бы скорректировать; ссылки на то, что «у меня такой характер, и я с собой ничего не могу поделать», психологически совершенно несостоятельны.

12. Акцентуации характера – это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с другими людьми.

Способности

1. Выберите номер правильного варианта ответа

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИХ ВЗГЛЯДОВ НА СПОСОБНОСТИ

1. Они генетически обусловлены

2. Они непосредственно проявляются в знаниях, умениях и навыках

3. Они являются характеристикой индивида

4. Это индивидуальные особенности индивида, формирующиеся в течение жизни и влияющие на успешное выполнение деятельности

2. Выберите номер правильного варианта ответа

СОВЕРШЕНСТВО В КОНКРЕТНОМ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБУЮЩЕЕ БОЛЬШОГО И НАПРЯЖЕННОГО ТРУДА, НАЗЫВАЕТСЯ

1. Одаренностью

2. Гениальностью

3. Талантом

4. Мастерством

3. Выберите номер правильного варианта ответа

ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ

1. Одаренностью

2. Гениальностью

3. Талантом

4. Задатками

Установите соответствие

ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Общие 2. Специальные 3. Теоретические 4. Практические 5. Учебные 6. Творческие   А. Способности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие Б. Способности, связанные с успешностью в создании предметов материальной и духовной культуры, производством новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчеством в различных областях жизнедеятельности человека В. Способности, влияющие на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности Г. Способности, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Д. Способности, определяющие успехи человека в самых разнообразных видах деятельности и общения Е. Способности, обусловливающие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению  
     

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Структура психологической науки, ее разделы и отрасли.

2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.).

3. Основные требования к проведению психологического исследования. Характеристика этапов психологического исследования: организация, планирование, сбор данных, обработка и интерпретация результатов.

4. Психологические методы: методы экспликативного сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности и др.).

5. Развитие форм отражения. Возникновение психической формы отражения как результат эволюции психики. Сенсорная, перцептивная, интеллектуальная стадии в развитии психики.

6. Сознание. Структура сознания, его основные психологические характеристики. Сознание и бессознательное.

7. Понятие о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Характеристика подструктур, путей их формирования. Соотношение биологического и социального в структуре личности.

8. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства, состояния и процессы личности.

9. Теории и концепции личности в отечественной и зарубежной психологии.

10. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Специфика человеческих потребностей.

11. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Сознательная и бессознательная мотивация.

12. Направленность личности как иерархическая система потребностей и как системообразующий фактор структуры личности. Интересы, убеждение, мировоззрение.

13. Самооценка личности. Виды самооценок: личностная и ситуативная, адекватная и неадекватная. Уровни самооценки и условия их формирования.

14. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления и развития личности.

15. Личность в системе межличностных отношений. Понятие «группы». Классификация групп. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.

16. Виды межличностных отношений в группе: эмоциональное тяготение, совместимость, конформизм, коллективистическая идентификация, коллективистическое самоопределение и др. Взаимоотношения в группе в зависимости от уровня ее развития.

17. Понятие руководитель и лидер, руководство и лидерство. Функции руководителя и лидера в группе. Стили руководства.

18. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы предотвращения и разрешения конфликта.

19. Методы исследования межличностных отношений (социометрия, референтометрия, ценностно-ориентационное единство и др.), их характеристика.

20. Характеристика деятельности. Отличительные черты деятельности: общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность. Основные характеристики деятельности: предметность и субъектность.

21. Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Соотношение внутренней психической и внешней практической деятельности.

22. Освоение деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Основные этапы формирования навыка. Взаимодействие навыков.

23. Специфика человеческой деятельности, ее атрибуты. Виды человеческой деятельности, их характеристика.

24. Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Структура (стороны) общения. Функции общения. Виды общения.

25. Речевая деятельность. Функции речи. Формы и виды речи. Свойства речи. Речь и познавательная активность.

26. Ощущения. Классификация ощущений. Виды и свойства ощущений. Взаимодействие ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

27. Восприятие. Виды и свойства восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности.

28. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Виды внимания и их психологическая характеристика.

29. Внимание. Свойства внимания. Развитие внимания и возможности управления им в учебной и профессиональной деятельности.

30. Память. Процессы памяти. Факторы, способствующие запоминанию, сохранению и забыванию информации. Условия продуктивности памяти, профилактика забывания.

31. Память. Виды памяти, критерии их выделения. Индивидуальные различия. Использование закономерностей памяти в педагогической практике.

32. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Функции мышления. Мыслительные операции.

33. Мышление. Виды и логические формы мышления. Сочетание разных видов мышления в практической деятельности педагога.

34. Мышление. Определение творческого мышления и условия его продуктивности. Индивидуальные особенности и качества мышления.

35. Воображение. Виды воображения. Психологические механизмы. Формы воображения. Индивидуально-типологические особенности воображения. Роль воображения в деятельности педагога.

36. Эмоции. Функции эмоций. Виды эмоций и их психологическая характеристика. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

37. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства: нравственные (моральные), интеллектуальные, эстетические. Саморегуляция в сфере чувств.

38. Воля. Волевые качества личности и волевая деятельность. Волевой акт, волевое усилие. Воспитание и самовоспитание воли.

39. Общая характеристика темперамента. История учений о темпераменте в психологии. Современные представления о типах ВНД человека и их значение для понимания динамических особенностей личности.

40. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.

41. Характер. Структура характера. Становление характера в процессе социализации индивида.

42. Характер. Место характера в общей структуре личности. Характер человека и влияние его на взаимоотношения с людьми.

43. Акцентуации характера. Характеристика типов акцентуаций (гипер-тимный, эпилептоидный, шизоидный, истероидный, конформный и др.).

44. Способности. Классификация способностей. Природные и специфические человеческие способности. Уровни развития способностей.

45. Представления о задатках. Задатки как природно сформированные предпосылки для развития способностей. Учет способностей и задатков в профориентации и выборе профессии.

46. Методы психодиагностического изучения личности учащегося. Анализ результатов и использование их в педагогической деятельности.

47. Формы и методы психодиагностического изучения личности учащегося. Возможности прогноза и коррекции.

48. Становление личности в онтогенезе. Условия становления (природная среда; социальная: общественная, семейная, сверстников). Понятия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психические новообразования.

49. Возрастная периодизация развития личности. Подростковый возраст: годы, ведущая деятельность, среда социализации, психические новообразования. Общая характеристика подростка.

50. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика юности: годы, среда социализации, ведущая деятельность, психические новообразования.

Наши рекомендации