Б) Исследование процесса заучивания
Процессы заучивания и их изменения при патологических состояниях мозга также принадлежат к числу наиболее хорошо изученных в современной общей и специальной психологии. Их исследование может дать ценные результаты для клиники очаговых поражений мозга.
Наиболее существенное значение имеет анализ того, какие приемы применяет больной в процессе заучивания, как нарастает объем удержанного материала по мере заучивания и как больной относится к своим ошибкам, если они имеют место.
Для исследования процесса заучивания испытуемому предъявляют ряд слов (или цифр), не связанных между собой, число которых выходит за пределы того, что он может запомнить. Обычно такой ряд состоит из 10–12 слов или 8–10 цифр. Испытуемому предлагается запомнить этот ряд и воспроизвести его в любом порядке. После записи числа удержанных элементов ряд предъявляется снова и результаты снова записываются. Такая процедура повторяется 8–10 раз, и полученные результаты изображаются в виде «кривой памяти». Для того чтобы лучше проследить за порядком запоминания и воспроизведения ряда, исследующий отмечает каждое воспроизведенное слово номерами, соответствующими порядку их воспроизведения.
Очень полезно сочетать данный опыт с исследованием того, как меняется «уровень требований», предъявляемых испытуемым к процессу своего запоминания, и как это изменение зависит от учета достигнутых в предшествующем опыте результатов. Для этой цели испытуемого, который только что запомнил определенное количество слов, спрашивают, сколько слов он берется запомнить в последующем повторении ряда, после чего переходят к дальнейшему заучиванию. В результате протокол опыта с заучиванием приобретает следующий характер:
№ п/п | Уровень требований | Реальный результат | ом | ес | т | очь | тол | гла | ирог | вон | Ост | рест |
. | ||||||||||||
Примечание, Цифры указывают на порядковые номера воспроизведения слов.
Показатели результатов каждого опыта вычерчиваются в виде «кривой заучивания», которая, как правило, обнаруживает непрерывный рост с различным темпом.
Нарушение высших корковых функций при очаговых поражениях мозга может привести к существенным изменениям процесса заучивания, сказываясь как на его качественных особенностях, так и на характере достигаемых результатов.
Больные с общемозговыми изменениями корковой деятельности так же, как и больные с очаговыми поражениями задних отделов мозга[9], как правило, сохраняют те качественные особенности процесса заучивания, которые характерны для нормальных испытуемых. Они ставят перед собой задачи, учитывающие результаты, полученные в предшествующем опыте, и их «уровень требований» обычно несколько превышает то число элементов, которое им удалось запомнить. Они стараются заучивать предложенные слова в известном порядке, каждый раз обращая внимание на те слова, которые им не удалось запомнить в предшествующий раз. Они относительно редко делают ошибки, воспроизводя слова, не фигурировавшие в предложенном ряду, и обычно не повторяют допущенной ошибки много раз подряд.
Результаты заучивания этих больных, однако, могут существенно отличаться от тех, которые обнаруживают здоровые испытуемые. Очень часто «кривая заучивания» растет у них очень медленно, а объем доступного для заучивания материала оказывается значительно ниже нормального; во многих случаях больной не может запомнить больше5–6 слов. Характерно, что ограниченный предел запоминания часто ведет к тому, что больной, который один раз запомнил определенную группу слов, при последующем предъявлении воспроизводит совершенно другую группу слов и пропускает те, которые он раньше неоднократно воспроизводил.
Во многих случаях на ходе опыта начинает сказываться истощение, вследствие чего «кривая запоминания», достигнув вершины при 4–5-м повторении, начинает снижаться и приобретает «куполообразный» характер. На рис. 131 приводятся образцы нормальных и патологических «кривых заучивания».
Другие результаты получаются при исследовании больных с отчетливо выраженным «лобным синдромом». Как уже было показано выше, особенности, характеризующие этих больных, проявляются уже в самом процессе заучивания. Многие из этих больных проявляют патологические особенности в их «уровне требований»: в ответ на предложение сказать, сколько элементов предложенного ряда они берутся запомнить, они называют любую цифру, часто совершенно не учитывая реальных возможностей. Иногда они инертно продолжают называть невысокую цифру, даже после того, как их реальные результаты оказались выше этой цифры.
Запоминая ряд, они часто воспроизводят слова в случайном порядке, не выделяя специально тех слов, которые они при предшествующем предъявлении не запомнили, и в своем воспроизведении нередко продолжают пассивно давать случайный, неповторяющийся или стереотипный ряд слов. Сделав ошибку, эти больные, как правило, продолжают повторять ее при всех дальнейших воспроизведениях, не пытаясь ее исправить. Нередко они повторяют одно и то же слово дважды, также не корригируя допущенной ошибки.
Кривая заучивания» этих больных часто отражает инактивный характер процесса запоминания и обычно не поднимается выше определенного предела, принимая характер типичного «плато». Выше (рис. 104) мы уже приводили примеры подобных кривых.
Таким образом, описанные опыты позволяют не только установить пределы запоминания, но и сделать ценные выводы об особенностях процессов активной психической деятельности, характерных для раз личных групп больных.
в) Исследование опосредствованного запоминания
Исследование логического, или опосредствованного, запоминания, введенное в психологию Л.С. Выготским и разработанное А.Н. Леонтьевым (1931), представляет собой раздел психологического исследования, который в равной мере относится к изучению памяти и интеллектуальных процессов. Оно направлено на то, чтобы дать характеристику тех активных вспомогательных средств, которые служат запоминанию осмысленного материала и той смысловой деятельности, которая применяется для этих целей.
При исследовании опосредствованного запоминания испытуемому предлагают запомнить ряд, состоящий из 12–15 слов, каждый раз пользуясь соответствующими картинками, которые должны служить опорными средствами запоминания, и, взглянув на которые, испытуемый смог бы вспомнить нужное слово. Картинки, которые могут быть использованы в качестве таких вспомогательных средств, не должны непосредственно изображать содержание слова, они подбираются так, чтобы испытуемый был принужден устанавливать между запоминаемым словом и вспомогательной картинкой известную смысловую связь. Типичным примером такого процесса может быть запоминание слова «дождь» по картинке «зонтик», слова «вор» по картинке «замок» или более сложные случаи запоминания, например: слова «лето» по картинке «калоши» (связь – «летом сухо, и калоши не нужны») и т.д.
Опыт с опосредствованным запоминанием может проводиться в двух вариантах. В первом из них испытуемому предъявляют ряд слов, каждому из которых соответствует одна картинка, по которой он должен его запомнить. Во втором («'свободном») варианте перед испытуемым раскладывают 15–20 картинок, из которых он каждый раз должен выбирать одну, лучше всего пригодную для запоминания предъявляемого слова.
Испытуемого каждый раз спрашивают, с помощью какой смысловой связи он запоминает данное слово. После того как к каждому слову подбирается вспомогательная картинка, отобранные картинки перемешивают и предъявляют в случайном порядке; при предъявлении каждой из них испытуемый должен вспомнить то слово, для запоминания которого была отобрана данная картинка. Процесс использования смысловых связей для запоминания, как было показано специальным исследованием (А.Н. Леонтьев, 1931; Л.В. Занков, 1944 и др.), начинает формироваться еще в дошкольном возрасте, окончательно устанавливается к первому школьному возрасту и приобретает в дальнейшем все более сложный характер.
Больные с очаговыми поражениями мозга без общей деменции не обнаруживают сколько-нибудь заметных отклонений в этом процессе; как правило, они охотно участвуют в этом опыте и легко используют простые смысловые связи, помогающие им компенсировать дефекты непосредственного запоминания. Используя отобранную картинку, они относительно легко возвращаются к тому слову, для запоминания которого эта картинка была отобрана. Лишь в отдельных случаях (особенно на фоне истощения) появляются затруднения в том, чтобы по отобранной картинке вспомнить исходное слово. Такое успешное использование вспомогательных средств широко применяется в процессе восстановительного обучения.
Только больные с грубо выраженным диэнцефальным синдромом и общим нарушением мнестических процессов могут легко терять выделенную смысловую связь и не в состоянии с нужным эффектом использовать этот прием для компенсации дефекта.
От этого существенно отличаются нарушения, наблюдаемые при поражениях лобных отделов мозга. Больные с выраженным «лобным синдромом», как мы уже указывали, очень часто не в состоянии выделять и использовать вспомогательные смысловые связи как средства для запоминания. Предложенная картинка часто вызывает у них ряд самостоятельных ассоциаций, не связывающих ее с соответствующим словом. Однако даже в тех случаях, когда слово и картинка объединяются какой-нибудь общей смысловой связью, эта связь не используется для дальнейшего воспроизведения слова. Поэтому вторичное предъявление картинок, которые должны были служить вспомогательными средствами для припоминания нужного слова, не возвращает больного к этому слову, а продолжает вызывать самостоятельные ассоциации, не имеющие вспомогательного значения.
Невозможность установить такую связь, которая в дальнейшем служила бы своего рода «обратной афферентацией», позволяющей овладеть процессом активного запоминания, является поэтому одним из самых существенных симптомов нарушения высших психических процессов при поражении лобных долей мозга.
Нам осталось упомянуть еще один вариант метода опосредствованного запоминания, который был в свое время предложен Л.С. Выготским и разработан рядом его сотрудников. Этот вариант, получивший название метода «пиктограммы», сводится к следующему. Испытуемому предлагается запомнить ряд слов или целых выражений; для того чтобы запомнить их, ему предлагается каждый раз рисовать любой значок или любое изображение, которое могло бы быть использовано для запоминания данного слова. В качестве слов или целых выражений предъявляются такие, которые непосредственно не могут быть изображены (например, «глухая старуха», «голодный мальчик» или «развитие», «причина» и т.д.). Поэтому для «пиктограммы», с помощью которой испытуемый запоминает данное выражение, он должен отобрать какой-либо доступный для изображения признак, который может быть использован в качестве вспомогательного средства.
После того как ряд слов обозначен подобным образом, больному предъявляют сделанные им рисунки, по которым он и должен воспроизвести нужные слова. Данные, полученные при исследовании больных психиатрической клиники и при изучении умственно отсталых, показывают глубокие изменения смысло-образовательных процессов, которые проявляются в этом опыте. При изучении больных с локальными поражениями мозга этот метод применялся мало; применение его в этих случаях давало результаты, близкие к тем, которые были описаны выше при изложении опытов с опосредствованным запоминанием.