V. Ответственность за свое поведение и принятие других
Цель: формирование положительных установок в отношении друг друга, развитие толерантности.
«Мнения»
У каждого человека по очереди участники встречи называют одно лучшее качество. Продолжительность: 10-15 мин.
«Метафоры»
О каждом из участников высказывается мнение в метафоричной форме: «музыкальная шкатулка», «тростинка», «головоломка» и т.д. В группе могут оказаться участники, которые демонстрируют агрессивное поведение и могут обидеть другого небрежной метафорой. В этой ситуации, если группа не попытается оказать поддержку, ведущий должен найти позитивные аспекты метафор. Например: «голубая лошадь» — группа акцентирует внимание на слове «лошадь», ведущий смещает акцент: «голубая» — значит грациозная, спокойная, утонченная и т.д. Продолжительность: 15-20 мин.
Вопросы и задания
1. Назовите важнейшие специфические черты тренинга, отличающие
его от других методов социально-психологического обучения.
2. Перечислите преимущества групповой формы работы.
3. Дайте характеристику основным видам тренингов в обучении взрос
лых.
4. Перечислите основные принципы (правила) работы в тренинговой
группе.
5. Охарактеризуйте групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры
как методы тренинга.
6. Разработайте план проведения тренинга знакомства и сплочения
группы продолжительностью 4 часа.
Глава 7
МОДЕРАЦИЯ — ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Понятие о модерации
Наиболее полно основные идеи и принципы интерактивного обучения реализуются в инновационной для российского образования форме обучения взрослых — модерации. Само слово «моде-рация» происходит от латинского «moderatio» — регулирование, управление, руководство, а «модератор» — от «moderator» — наставник, руководитель.
О модерации впервые заговорили в Германии в начале 70-х годов XX в. в связи с деятельностью консультативного совета предпринимателей, так называемой Команды Квикборна, целью которой было внедрение нововведений по управлению и сотрудничеству в сфере политики и экономики на демократической основе с привлечением к выработке решений всех заинтересованных лиц [25]. С тех пор за рубежом модерация нашла множество областей применения. Методика модерации успешно опробована при проведении различных мероприятий: от годового собрания акционеров акционерного общества до семинара в университете, совещания сотрудников и даже семейного совета [85].
В отечественной литературе понятия «модерация», «модератор» впервые появились в связи с анализом немецкой практики повышения квалификации. Модерация как образовательная технология была разработана в 1970-е годы в Германии, в земле Северный Рейн-Вестфалия и описана в работах ученых и практиков (K.Klebert, E.Schrader, С.А.Жезлова, Г.В.Борисова, Т.Ю.Аве-това, Л.Ю.Косова и др.).
Модерация достаточно широко распространена в европейских странах и используется в системе государственного повышения квалификации, практике внутришкольного повышения квалификации педагогов, управленческой деятельности руководителей Школ (Г.Белер, Д.Йотенн, П. Браунек, Х.-Т. Иоганн, Р.Урбанек, А. Шмидьелль и др.).
Учебные занятия с использованием технологии модерации немецкие коллеги называют модераторскими семинарами. На них осуществляется не только повышение профессиональной компетенции педагогов и руководителей образовательных учреждений,
но и подготовка руководителей разного уровня как модераторов, способных обучать своих коллег решению актуальных проблем управления школой в межкурсовой период времени на базе конкретных школ.
В последнее время складывается отечественный опыт использования идей модерации в обучении взрослых. На протяжении нескольких лет на территории Российской Федерации действуют модераторские центры для учителей и руководителей образовательных учреждений, реализующие идею непрерывного повышения квалификации с использованием опыта немецких коллег. Большинство этих центров находится в европейской части России — в Белгороде, Костроме, Волгограде; единственный модераторский центр находится за Уралом в Барнауле. Квалифицированную помощь центрам оказывает Институт по международному сотрудничеству немецкой ассоциации по образованию взрослых (IIZ/DW).
Модерация становится и объектом научных исследований. Понятия «модерация», «модератор» рассматривались в публикациях отечественных исследователей М.Н.Костиковой, В.М.Лопатки-на, И. Р. Лазаренко, П. К. Одинцова, И. К. Шалаева. Появились работы, описывающие модерацию как новый метод групповой работы и новую педагогическую технологию [25, 83].
Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблемам образования взрослых и повышения квалификации показал, что понятие «модерация» используется в нескольких значениях: 1) как форма повышения квалификации; 2) как совокупность методов для организации работы со слушателями; 3) как технология обучения; 4) как дидактический метод. В последние годы модерация упоминается в работах по менеджменту как один из эффективных методов проведения деловых совещаний.
В основу разработки целей, содержания и методов модерации положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на обеспечение комфортности в группе, на организацию совместной деятельности участников по решению проблем и достижению результатов.
С психологической точки зрения модерацию можно рассматривать как управление учебным процессом группы и помощь участникам в достижении целей, основанные на изучении ценностно-смысловых ориентации слушателей, диагностике их интересов, потребностей, совместном целеполагании, определении смысла предстоящей деятельности. При этом акцентируется внимание на взаимопонимании и сотрудничестве.
Модерация — это достаточно сложная форма организации обучения взрослых, обеспечивающая обучение на трех уровнях: 1) предметный (содержательный) уровень; 2) уровень переживания (опыт, чувства, желания); 3) уровень взаимодействия (коммуникация и сотрудничество в группе).
Модерация — это не какой-то один метод, а целый комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности взрослых, позволяющий вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в профессиональной деятельности, поиска путей их разрешения, неформального осмысления и распространения опыта коллег, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников.
По мнению практиков, методы модерации предполагают личную ответственность каждого участника процесса за свои действия и достижение общего результата, ориентированы на перенос полученных знаний в повседневную деятельность. Модерация развивает умение самостоятельно решать проблемы, способность к ведению дискуссий и переговоров, принятию ответственности за воплощение принятых решений.
Для модерации характерна процесс о-ориентированная организация обучения. Возможно, что в рамках занятия и не будет достигнуто результата, но участники при этом уходят с потребностью и желанием продолжать самосовершенствоваться в дальнейшем. Смысл модерации состоит в том, что каждый участник вносит свои знания, умения, опыт в групповое содержание, а вбирает столько, сколько может. Высокая степень запоминаемости материала достигается благодаря его визуализации и активной деятельности самих участников. За счет благоприятной психологической атмосферы и активности обучающихся проявляется более высокая мотивация участников, исчезают многие недостатки традиционной коммуникации.
Наиболее существенными элементами модерации являются:
1. Руководящая и фасилитаторская (от шт. facilitate — облег
чать, помогать, продвигать, содействовать, способствовать;
facilitator — посредник, ведущий, помогающий группе в органи
зации работы) роль модератора. Модератор — не лектор, не экс
перт, а помощник, осуществляющий поддержку и организацию
активной работы самих слушателей.
2. Осуществление образовательной деятельности на основе со
вместного кратко- и долгосрочного планирования со слушателя
ми как однодневных, так и длительных семинаров и курсов повы
шения квалификации.
3. Большое значение придается визуализации содержания, на
правлений и способов деятельности. Визуализация — это обеспече
ние и долгосрочное использование зрительной наглядности, с тем
чтобы все вопросы, процессы и результаты всегда находились пе
ред глазами слушателей и постоянно сопровождали образователь
ный процесс.
4. Структурированный ход образовательного процесса, предпо
лагающий чередование организационных форм: индивидуальная
работа — парная работа — групповая работа — коллективная работа (пленум).
5. Обязательная презентация наработок микрогрупп (визуаль
ная и словесная).
6. Осуществление обратной связи, сквозной рефлексии (содер
жания, методов, атмосферы), контроля за самочувствием, оцен
ки достигнутых результатов.
7. Благоприятная групповая атмосфера, способствующая актив
ному участию каждого в учебном процессе. Чтобы обеспечить дли
тельное погружение взрослых в образовательный процесс, прово
дятся упражнения для эмоциональной разрядки, релаксации, ак
туализации креативности.
Метод модерации — один из метаметодов, элементы которого можно использовать в других формах и методах организации учебной работы. Например, по ряду элементов модерация схожа с групповой работой, тренингами, оргдеятельностными играми, но проводится в более «мягком» режиме. Кроме того, в модерации большое значение имеет оснащение помещения (аудитории), в частности, порядок расстановки столов и стульев, наличие необходимых технических средств обучения, большого количества бумаги, маркеров, других канцелярских товаров, а также возможностей для проведения кофе-пауз и т. п.