V. Ответственность за свое поведение и принятие других

Цель: формирование положительных установок в отношении друг дру­га, развитие толерантности.

«Мнения»

У каждого человека по очереди участники встречи называют одно луч­шее качество. Продолжительность: 10-15 мин.

«Метафоры»

О каждом из участников высказывается мнение в метафоричной фор­ме: «музыкальная шкатулка», «тростинка», «головоломка» и т.д. В группе могут оказаться участники, которые демонстрируют агрессивное поведе­ние и могут обидеть другого небрежной метафорой. В этой ситуации, если группа не попытается оказать поддержку, ведущий должен найти позитив­ные аспекты метафор. Например: «голубая лошадь» — группа акцентиру­ет внимание на слове «лошадь», ведущий смещает акцент: «голубая» — значит грациозная, спокойная, утонченная и т.д. Продолжительность: 15-20 мин.

Вопросы и задания

1. Назовите важнейшие специфические черты тренинга, отличающие
его от других методов социально-психологического обучения.

2. Перечислите преимущества групповой формы работы.

3. Дайте характеристику основным видам тренингов в обучении взрос­
лых.

4. Перечислите основные принципы (правила) работы в тренинговой
группе.

5. Охарактеризуйте групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры
как методы тренинга.

6. Разработайте план проведения тренинга знакомства и сплочения
группы продолжительностью 4 часа.

Глава 7

МОДЕРАЦИЯ — ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Понятие о модерации

Наиболее полно основные идеи и принципы интерактивного обучения реализуются в инновационной для российского образо­вания форме обучения взрослых — модерации. Само слово «моде-рация» происходит от латинского «moderatio» — регулирование, управление, руководство, а «модератор» — от «moderator» — на­ставник, руководитель.

О модерации впервые заговорили в Германии в начале 70-х годов XX в. в связи с деятельностью консультативного совета пред­принимателей, так называемой Команды Квикборна, целью ко­торой было внедрение нововведений по управлению и сотрудни­честву в сфере политики и экономики на демократической осно­ве с привлечением к выработке решений всех заинтересованных лиц [25]. С тех пор за рубежом модерация нашла множество обла­стей применения. Методика модерации успешно опробована при проведении различных мероприятий: от годового собрания акцио­неров акционерного общества до семинара в университете, сове­щания сотрудников и даже семейного совета [85].

В отечественной литературе понятия «модерация», «модератор» впервые появились в связи с анализом немецкой практики повы­шения квалификации. Модерация как образовательная техноло­гия была разработана в 1970-е годы в Германии, в земле Север­ный Рейн-Вестфалия и описана в работах ученых и практиков (K.Klebert, E.Schrader, С.А.Жезлова, Г.В.Борисова, Т.Ю.Аве-това, Л.Ю.Косова и др.).

Модерация достаточно широко распространена в европейских странах и используется в системе государственного повышения квалификации, практике внутришкольного повышения квалифи­кации педагогов, управленческой деятельности руководителей Школ (Г.Белер, Д.Йотенн, П. Браунек, Х.-Т. Иоганн, Р.Урбанек, А. Шмидьелль и др.).

Учебные занятия с использованием технологии модерации не­мецкие коллеги называют модераторскими семинарами. На них осуществляется не только повышение профессиональной компе­тенции педагогов и руководителей образовательных учреждений,

V. Ответственность за свое поведение и принятие других - student2.ru но и подготовка руководителей разного уровня как модераторов, способных обучать своих коллег решению актуальных проблем уп­равления школой в межкурсовой период времени на базе конк­ретных школ.

В последнее время складывается отечественный опыт исполь­зования идей модерации в обучении взрослых. На протяжении нескольких лет на территории Российской Федерации действуют модераторские центры для учителей и руководителей образова­тельных учреждений, реализующие идею непрерывного повыше­ния квалификации с использованием опыта немецких коллег. Боль­шинство этих центров находится в европейской части России — в Белгороде, Костроме, Волгограде; единственный модераторский центр находится за Уралом в Барнауле. Квалифицированную по­мощь центрам оказывает Институт по международному сотрудни­честву немецкой ассоциации по образованию взрослых (IIZ/DW).

Модерация становится и объектом научных исследований. По­нятия «модерация», «модератор» рассматривались в публикациях отечественных исследователей М.Н.Костиковой, В.М.Лопатки-на, И. Р. Лазаренко, П. К. Одинцова, И. К. Шалаева. Появились ра­боты, описывающие модерацию как новый метод групповой ра­боты и новую педагогическую технологию [25, 83].

Анализ зарубежной и отечественной литературы по пробле­мам образования взрослых и повышения квалификации пока­зал, что понятие «модерация» используется в нескольких значе­ниях: 1) как форма повышения квалификации; 2) как совокуп­ность методов для организации работы со слушателями; 3) как технология обучения; 4) как дидактический метод. В последние годы модерация упоминается в работах по менеджменту как один из эффективных методов проведения деловых совещаний.

В основу разработки целей, содержания и методов модерации положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на обеспечение комфортности в группе, на организацию совместной деятельности участников по реше­нию проблем и достижению результатов.

С психологической точки зрения модерацию можно рассмат­ривать как управление учебным процессом группы и помощь уча­стникам в достижении целей, основанные на изучении ценност­но-смысловых ориентации слушателей, диагностике их интере­сов, потребностей, совместном целеполагании, определении смыс­ла предстоящей деятельности. При этом акцентируется внимание на взаимопонимании и сотрудничестве.

Модерация — это достаточно сложная форма организации обу­чения взрослых, обеспечивающая обучение на трех уровнях: 1) предметный (содержательный) уровень; 2) уровень пережива­ния (опыт, чувства, желания); 3) уровень взаимодействия (ком­муникация и сотрудничество в группе).

Модерация — это не какой-то один метод, а целый комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации сов­местной деятельности взрослых, позволяющий вовлечь участ­ников в процесс выявления, осмысления и анализа затрудне­ний в профессиональной деятельности, поиска путей их разре­шения, неформального осмысления и распространения опыта коллег, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников.

По мнению практиков, методы модерации предполагают лич­ную ответственность каждого участника процесса за свои действия и достижение общего результата, ориентированы на перенос по­лученных знаний в повседневную деятельность. Модерация разви­вает умение самостоятельно решать проблемы, способность к ве­дению дискуссий и переговоров, принятию ответственности за воплощение принятых решений.

Для модерации характерна процесс о-ориентированная организация обучения. Возможно, что в рамках занятия и не будет достигнуто результата, но участники при этом уходят с потребно­стью и желанием продолжать самосовершенствоваться в дальней­шем. Смысл модерации состоит в том, что каждый участник вно­сит свои знания, умения, опыт в групповое содержание, а вбирает столько, сколько может. Высокая степень запоминаемости мате­риала достигается благодаря его визуализации и активной деятель­ности самих участников. За счет благоприятной психологической атмосферы и активности обучающихся проявляется более высо­кая мотивация участников, исчезают многие недостатки тради­ционной коммуникации.

Наиболее существенными элементами модерации являются:

1. Руководящая и фасилитаторская (от шт. facilitate — облег­
чать, помогать, продвигать, содействовать, способствовать;
facilitator — посредник, ведущий, помогающий группе в органи­
зации работы) роль модератора. Модератор — не лектор, не экс­
перт, а помощник, осуществляющий поддержку и организацию
активной работы самих слушателей.

2. Осуществление образовательной деятельности на основе со­
вместного кратко- и долгосрочного планирования со слушателя­
ми как однодневных, так и длительных семинаров и курсов повы­
шения квалификации.

3. Большое значение придается визуализации содержания, на­
правлений и способов деятельности. Визуализация — это обеспече­
ние и долгосрочное использование зрительной наглядности, с тем
чтобы все вопросы, процессы и результаты всегда находились пе­
ред глазами слушателей и постоянно сопровождали образователь­
ный процесс.

4. Структурированный ход образовательного процесса, предпо­
лагающий чередование организационных форм: индивидуальная

V. Ответственность за свое поведение и принятие других - student2.ru работа — парная работа — групповая работа — коллективная ра­бота (пленум).

5. Обязательная презентация наработок микрогрупп (визуаль­
ная и словесная).

6. Осуществление обратной связи, сквозной рефлексии (содер­
жания, методов, атмосферы), контроля за самочувствием, оцен­
ки достигнутых результатов.

7. Благоприятная групповая атмосфера, способствующая актив­
ному участию каждого в учебном процессе. Чтобы обеспечить дли­
тельное погружение взрослых в образовательный процесс, прово­
дятся упражнения для эмоциональной разрядки, релаксации, ак­
туализации креативности.

Метод модерации — один из метаметодов, элементы которого можно использовать в других формах и методах организации учеб­ной работы. Например, по ряду элементов модерация схожа с груп­повой работой, тренингами, оргдеятельностными играми, но проводится в более «мягком» режиме. Кроме того, в модерации большое значение имеет оснащение помещения (аудитории), в частности, порядок расстановки столов и стульев, наличие необ­ходимых технических средств обучения, большого количества бу­маги, маркеров, других канцелярских товаров, а также возмож­ностей для проведения кофе-пауз и т. п.

Наши рекомендации