Сущность, функции и виды внимания 13 страница
На степень выраженности конформизма оказывают влияние следующие факторы:
**" пол индивида: женщины в целом более конформны, чем мужчины;
■S возраст: конформное поведение чаще проявляется в молодом и старческом возрасте;
S профессия (статус) и уровень образованности личности, ряд индивидуально-психологических особенностей;
S психическое и физическое состояние человека: плохое самочувствие, усталость, психическая напряженность усиливают проявление конформности;
•/ размер группы: вероятность конформности возрастает с увеличением численности группы и достигает максимума в присутствии пяти — восьми человек;
•/ специфика группы и характер ее санкций в случае неподчинения индивида.
Конформизм как явление отличается от конформности как личностного качества, проявляющегося в тенденции индивида к сильной зависимости от группового давления в различных ситуациях. Ситуационный конформизм связан с проявлением высокой зависимости от группы в конкретных значимых для него ситуациях. Феномен негативизма личности по отношению к группе, т.е. выраженное сопротивление и противопоставление себя группе, не является противоположностью конформизму, а выступает как частное проявление зависимости от группы. Противоположной конформизму считаются самостоятельность индивида, независимость его установок и поведения от группы.
23.6. Инновация как влияние меньшинства
Психолог С. Московичи доказывает, что в большинстве случаев влияние меньшинства, или инновацию, нельзя объяснить механиз-
мами, реализующими влияние большинства. По его мнению, сущность влияния меньшинства заключается в его собственной манере поведения: меньшинство должно предлагать ясную позицию и твердо ее придерживаться, сопротивляясь давлению большинства. Важным компонентом этого стиля поведения является постоянство отстаивания своей позиции. Оно включает два компонента: постоянство самого индивида, стабильность во времени (диахрон-ная последовательность) и постоянство внутри группы, составляющей оппозиционное меньшинство (синхронная последовательность). Только при том условии, что участники меньшинства согласны между собой и это согласие продолжительно во времени, они могут ожидать, что большинство начнет подвергать сомнению свою позицию, присматриваясь к правоте позиции меньшинства, и в результате подвергаться его влиянию.
Влияние меньшинства начинает сказываться только спустя определенный промежуток времени. Нонконформизм довольно часто является достаточно субъективно неприятным и травмирующим для меньшинства (К. Левин). Это связано с тем, что постоянное оспаривание «вопящей кучкой» мнений большинства действует на него раздражающе, вызывает недовольство, насмешки, нелюбовь группы. Мнение о потенциальной правоте позиции меньшинства усиливается, когда представители большинства замечают, что один или более членов их собственной группы начинают действовать так же, как и меньшинство. Это может ориентировать группу на пересмотр и обдумывание своей позиции. Постоянство мнения меньшинства зачастую становится центром групповой дискуссии. Этому способствуют яркость и новизна предлагаемой меньшинством точки зрения, количество, убедительность и красноречивость излагаемых и предлагаемых аргументов (Ш. Немеет).
По мнению С. Московичи, меньшинство способно оказывать влияние на установки и поведение большинства, причем это влияние может не осознаваться представителями большинства и латентно существовать в процессе группового взаимодействия, обнаруживая себя много позднее.
© Контрольные вопросы
1. Какова минимальная численность малой группы?
2. Каковы отличительные признаки коллектива?
3. Каковы основные проявления феномена социальной фасилитации?
4. В чем заключаются основные функции лидера?
5. Каковы основные причины возникновения агрессии в группах?
6. Что такое диахронная последовательность индивида?
(D Тестовые задания
1. За «нижнюю границу» малой группы принимают...
A. Одного человека. Б. Двух человек.
B. Трех человек.
Г. Четыре человек.
2. В современной социальной психологии понятие «групповая динамика» характеризует...
A. Отношения в группе, развивающиеся в результате воздействия на ее членов внутригрупповых сил.
Б. Цели группы.
B. Состояние группы в конкретной точке пространственно-временного континуума.
Г. Задачи группы.
3. Феномен социальной фасилитации проявляется в...
A. Поддержке группой психических функций индивида. Б. Угнетении группой психических функции индивида.
B. Стагнации психических функций индивида под воздействием группы. Г. Попеременной поддержке и угнетении группой психических функций индивида.
4. К социально-психологическим причинам конфликтов относятся...
A. Искажение и неполная передача информации участниками взаимодействия.
Б. Поведение руководителя как подчиненного.
B. Учет всеми участниками дискуссии реально существующих между ними расхождений во взглядах на обсуждаемую проблему.
Г. Делегирование руководителем полномочий.
Глава 24
ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ ГРУПП И МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ
24.1. Методологические и прикладные проблемы исследования массовидных явлений
Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятилетия занимались Г.М. Андреева, А.И. Горячева, М.Г. Макаров, Г.Г. Дилигенский, О.И. Зотова, В.В. Новиков, Е.В. Шорохова, Е.С. Кузьмин, А.Р. Лурия, БД. Парыгин, Б.Ф. Поршнев и др.
Выделяются следующие вопросы: 1) какие группы следует рассматривать в качестве «больших»; 2) какова психологическая структура больших групп (элементы, их соподчинение, взаимосвязи); 3) каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии; 4) каковы методы изучения всех этих явлений (Г.М. Андреева).
По мнению Г.Г. Дилигенского, психология больших групп исследует особенности различных видов групп (например, ассоциаций, организаций), механизм сложения индивидуальных действий в групповые; рассматривает группы как субъекты действия. Главным предметом изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследование путей, способов и механизмов перехода от первых ко вторым.
Согласно классификации Г.Г. Дилигенского, в истории общества социальные группы проходят ряд уровней развития.
Первый уровень типологический. Характеризуется объективным сходством членов группы по каким-то признакам, которые имеют существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не служат основанием для создания психологической общности. Это совокупность, но не единство индивидов.
Второй уровень развития социальной группы — это идентификация, при которой ее члены осознают свою принадлежность к данной группе.
Третьим является уровень солидарности, или интегрированности, что предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей; осознается общность интересов.
Всякая общность вступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом» виде не существует.
В качестве одного из факторов, определяющих социально-психологическую общность, Г.Г. Дилигенский выделяет степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и отличить от «чужих». Таковыми считаются, например, признаки расы, языка, пола.
На уровень развития общностей влияет характер внутри- и межгрупповых коммуникаций. Средства массовой информации, например, объединяют ранее разобщенные группы в общее информационное поле, в контекст более широких социальных процессов.
Цементирующим признаком социально-психологической общности является идеология. Объединения людей в борьбе с угнетателями, колонизаторами, для защиты отечества возникали на основе идей. Эти идеи выступали как организующее начало, стимул к объединенным действиям.
Важное место в системе факторов, определяющих социально-психологическую общность группы, занимают ее общественно-исторический опыт, идеология, практика коллективного действия.
Психические явления*в больших группах могут быть отнесены к тем же сферам психики, которые выделены в общей психологии: когнитивная, потребностно-мотивационная, аффективная и регуля-тивно-волевая. В психологии больших групп эти сферы приобретают специфические особенности.
К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях отражают социальные процессы, статус групп в системе общественных отношений, уровень духовной жизни общества. Общественно-исторические процессы определяют специфику познавательных
процессов. Историчным является не только понятийный, категориальный строй мышления, но и его стиль. Известны особенности восточного и западного стилей мышления. Своеобразным является менталитет того или иного народа в разные периоды его исторического развития. В когнитивной сфере возникают, сохраняются, изменяются представления, стереотипы, ориентации, ценности.
Мотивационно-потребностная сфера представляется общественной мотивацией, социальными потребностями, ценностями, интересами, установками, идеалами. Большие социальные группы в психологическом отношении различаются прежде всего своими потребностями, которые возникают и развиваются в процессе социальной жизни. Интерес для психологии социальных групп имеет деление групповых потребностей на два вида: потребности группы как системы, нуждающейся в определенных условиях функционирования, и потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные потребности.
Для изучения психологии больших групп важно понимание соотношений индивидуальных и коллективных потребностей.
В историческом процессе изменяются не только потребности, но и общественные интересы, что особенно ярко проявляется в периоды резких социально-экономических и политических преобразований.
Существенное место в мотивационной сфере занимают жизненные ориентации. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности людей.
Общественные идеалы — это обобщенные, сконцентрированные, образные представления о ценностях, являющиеся частью общественной идеологии и включенные во все сферы психики.
Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения. Определение «социальные чувства» имеет два значения: это чувства, в которых выражается эмоциональное отношение к фактам и ситуациям социальной действительности, и общее чувство объединения людей.
Общественные настроения являются одним из важных феноменов психологии больших групп. В них отражаются и переживаются отношения и оценки людьми объективных процессов и психических феноменов. В качестве особенностей коллективных настроений по сравнению с индивидуальными Б.Д. Парыгин выделяет гораздо большую социальную обусловленность, обусловленность всей системой социальных (экономических, политических, идеологических) отношений. Вместе с тем фактор физического самочувствия отходит на второй план.
Деятельностную сферу психологии больших групп составляют совместная, коллективная деятельность и групповое поведение. Специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты и формы. Необходимо различать термины «профессиональная деятельность», «общественная деятельность», «социальные движения».
Все сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное единство в конкретных общественно-исторических условиях выражается двояко: как характеристика типичной личности представителя определенной общности и как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).
Психический склад— это комплексное и наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.
Социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, историей, жизнедеятельностью и ее условиями.
Традиции — это исторически сложившиеся, принятые и узаконенные способы воспроизведения определенных социальных правил, норм поведения, отношений людей.
Обычаи — прочно установившиеся правила реагирования на конкретные события, выполнения некоторых общественно одобряемых действий. Обычаи и традиции хранят народный опыт, являются символами ценностей, выработанных общностью, приучают уважать их.
Элементом психического склада, примыкающим к обычаям, является предрассудок. Это укоренившееся в обществе мнение, не имеющее разумного доказательства и строгого подтверждения и относящееся преимущественно к предостерегательным, суеверным правилам. Предрассудки могут определять отношения их носителей к тем или иным природным или социальным явлениям. Предрассудки в той или иной степени присущи большинству социальных общностей.
Целостной, обобщающей характеристикой психологических особенностей социальных групп является образ их жизни. Это совокупность устоявшихся, типичных для определенных социально-экономических условий форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, общественно-политической и семейно-бытовой сферах. В образе жизни общности и отдельного человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям и людям, себе.
24.2. Типологии и классификации больших социально-психологических общностей
Классификация больших групп не является четко разработанной хотя бы потому, что сами критерии большой группы остаются дискуссионными.
Выделяют, как известно, два вида социальных общностей людей: по наличию объективных биологических или социально-экономических связей и отношений и по наличию сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Эти основания могут пересекаться, противоречить одно другому, но используются и при классификации больших групп.
Объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак, представляет собой типологическую группу. Таким признаком может быть демографический показатель. В этом случае типологическую группу составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д. К большим группам иного типа относятся религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны; по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические,, здесь имеется психологическая общность, которая не совпадает с общностью объективной.
Большие социальные группы классифицируются по разным признакам. По времени различаются длительно существующие большие группы — классы, нации — и недолго существующие — политические партии, митинги, аудитории, толпа, по характеру организованности — неорганизованности — толпа, партии, союзы. Некоторые большие группы возникает случайно, стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации), складываются исторически.
Можно выделить условные и реальные большие группы, когда существенным является признак контактности, реальног^ взаимодействия. Половозрастные, профессиональные, национальные группы являются условными. К реальным большим группам с непродолжительными контактами относятся съезды, митинги, собрания. Большие группы могут также быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.
Систематическое исследование больших групп должно быть междисциплинарным (история, этнография, социология, психология, политология, культурология). Необходима разработка комплексных
методов исследования. Проблемы больших групп и их соотношений с отдельной личностью станут, быть может, главенствующими в будущей социальной психологии.
24.3. Феномен толпы, психология стихийных процессов
Серьезные попытки научного изучения толпы были предприняты в конце XIX в. (Г. Лебон, Г. Тард, С. Снгел). Взгляды Г. Лебона на проблемы поведения масс отражают его представления о человеке и его месте в обществе. Человек— пассивная часть толпы, которая руководствуется инстинктом и выступает как носитель «духа расы». Поэтому толпа, несмотря на свою иррациональность, обычно точно понимает и выражает интересы общества.
Основным психологическим механизмом, объясняющим поведение индивида в толпе, 3. Фрейд считал идентификацию с лидером. Лидер для участников толпы выступает в роли «отца», и, идентифицируясь с ним, они отказываются от собственного «Я», или Супер-эго, и передают соответствующие функции лидеру. Члены толпы оказываются в полной зависимости от его решений и выполняют любое указание вожака.
В понятие «толпа» часто вкладывается различное, неоднозначное содержание. Это объясняется тем, что оно используется с разных философских позиций в несхожих контекстах, в различных языках, а поэтому имеет неодинаковый смысл. В политической публицистике понятие толпы неоправданно связывают с любыми проявлениями массового недовольства, даже если они происходят в форме организованных, хорошо управляемых властями митингов и демонстраций.
С лингвистической точки зрения разночтения возникают в связи с тем, что на русский язык словом «толпа» переводятся иноязычные понятия, имеющие несколько другое содержание. Например, английское слово «crowd», как и французское «la foule», переводят в России однозначно: толпа. На самом деле эти слова означают скопление большого числа, людей в ограниченном пространстве, поэтому они вполне применимы и к организованному митингу, и к аудитории театральных зрителей или студентов, и к неорганизованной массе людей. В западной социологии и психологии эти понятия синонимичны словам «масса», «массовость», и в таком понимании их употребляют в связи с революционными и общественными движениями.
В психологии под толпой понимают, как правило, неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не име-
ющее общей осознанной цели {или утратившее ее) и находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.
Специфика феномена толпы крайне затрудняет его изучение. Внезапность, с какой обычно возникает толпа, непредсказуемость ее поведения, массовость, неопределенность количественных и качественных характеристик, высокая эмоциональная напряженность— все это не позволяет проводить заранее спланированные исследования. Воспроизвести эти явления искусственно в лабораторных условиях также оказывается невозможным. Поэтому исследователям приходится чаще всего собирать необходимые данные путем опросов участников толпы и очевидцев, а также из газет, кинохроники, исторических документов.
По степени активности и эмоциональной возбужденности людей, оказавшихся в составе толпы, различают толпы активные и пассивные. К первому типу следует отнести агрессивную толпу, основной признак которой выражается в склонности к насилию, жестокости, разрушительным действиям. Активной можно считать также спасающуюся толпу, которая легко превращается в паническую. Такая толпа возникает в условиях стихийных бедствий или крупных катастроф, т.е. когда появляется опасность для большого количества людей. Но бывает и так, что толпа, охваченная паникой, неожиданно возникает в объективно спокойных условиях.
К активному типу относится стяжательская толпа, т.е. скопление людей, объединенных стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в результате, например, стихийного бедствия. Склонность к «рационализации», оправдыванню перед самим собой таких действий («все равно имущество пропало бы») создает своего рода психологическую защиту, которая как бы примиряет совесть с чувством ответственности за содеянные преступления.
В западной литературе выделяют еще демонстрирующий тип толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест. Но насколько такое собрание подпадает под понятие толпы, зависит от степени его организованности.
Особый тип представляет толпа пассивная, отличающаяся обычно отсутствием эмоционального компонента и стимулов к какому-либо действию. Поэтому толпы это^о типа так же быстро рассеиваются, как и собираются.
Обычно выделяются два вида причин и условий возникновения толпы: одни носят долговременный характер, другие — ситуативный. К первым относятся различные экономические, социальные,
политические и другие факторы относительно длительного действия, которые порождают высокий уровень напряженности в обществе, формируют чувства фрустрации, безнадежности и отчаяния. Роль ситуативной причины для возникновения толпы и массовых беспорядков может сыграть все, что угодно — от неадекватных действий властей до неординарного бытового эпизода и просто слуха.
24.4. Проблемы психологического воздействия в шссовидных явлениях
Толпа как специфическое объединение людей обладает рядом социально-психологических свойств, которые оказывают влияние на поведение составляющих ее индивидов. Принадлежность к толпе порождает чувство анонимности у человека, уверенность в том, что его действия и поступки останутся никем не замеченными, не известными. Отсюда — чувство бесконтрольности и безответственности, поскольку каждый полагает, что любые его действия будут приписаны толпе, а не ему лично. Это приводит людей к совершению поступков, немыслимых для них в обычных условиях.
Психологическая однородность толпы возникает вследствие уравнивания, сведения к одному уровню основных психических явлений и поведения индивидов. Интеллектуальный уровень толпы ниже интеллекта ее участников, поэтому она крайне некритично воспринимает любые слухи, провокации, бездумно поддается воздействию лозунгов, речей, призывов.
Внушаемость — одна из важнейших особенностей толпы, связанная с предыдущими ее качествами и объясняющая непредсказуемость ее действий. Состояние внушаемости повышает готовность людей совершать деяния, которые могут быть в полном противоречии с их сознанием и характером.
Психическое заражение заключается в быстром распространении, переносе психического состояния одних людей на других. Проявляется действие закона психического единства толпы (Г. Лебон), приводящее к психологической однородности, высокой эмоциональной напряженности, иррациональности поведения толпы. Эмоциональный компонент играет свою роль уже при возникновении толпы, а в дальнейшем оказывает возрастающее влияние, делая толпу крайне возбужденной и импульсивной.
Одним из характерных признаков толпы является паника как проявление бесконтрольного страха, охватывающего значительное число людей. Особенно острый характер она принимает, когда люди
находятся вместе, в контакте друг с другом. Распространено убеждение, что причиной паники выступает угроза большой опасности для людей. На самом деле это лишь одно из условий, которые могут породить панику. Известно, что люди успешно преодолевают опасность, если они к ней подготовлены и достаточно организованы, поэтому главной причиной паники зачастую оказывается не столько сама опасность, сколько страх оказаться в безвыходном положении.
Особенностью паники является также то, что как опасность, так и безвыходность положения нередко бывают мнимыми, результатом воображения отдельных людей, быстро заражающих своим страхом окружающих.
Психологическое состояние людей в панике характеризуется резким сужением сознания и способности к разумным действиям. В этих условиях ведущими механизмами становятся заражение (молниеносное распространение страха) и подражение (поступать «как все»).
Что можно сделать, чтобы остановить панику? Совет сводится к простой формуле: лучший способ предотвращения паники — не допустить ее возникновения, поскольку, если она началась, остановить ее практически невозможно. В этой связи исключительно важное значение приобретает психологическая и практическая подготовленность людей к возможным критическим ситуациям (стихийным бедствиям, авариям и т.п.). Если в экстремальный момент среди людей окажется даже относительно небольшая группа сдержанных, уверенных, опытных лиц, они могут остановить панические реакции у окружающих, поскольку спокойствие так же заразительно, как и страх.
Слухи составляют обязательный компонент поведения толпы и могут сыграть важную роль в ситуации, предрасполагающей к панике. В связи с неразвитостью средств коммуникации слухи в течение большей части истории цивилизации выполняли роль массового способа распространения информации. Ситуация принципиально изменилась в XX в., когда информационная деятельность стала функцией развивающихся средств массовой информации» Тем не менее слухи как социальное явление сохранились и в новых условиях приобрели специфические функции.
Г. Олпорт и Л. Постмэн сформулировали «основной закон слуха», суть которого сводится к тому, что содержание слуха должно иметь какое-то существенное значение для людей и что содержание информации является в какой-то степени неопределенным, т.е. дает повод для гипотез, домыслов, приращений. Выделены различные группы условий, которые способствуют возникновению и рас-
пространенню слухов. Это наличие в обществе атмосферы неопределенности и неуверенности, когда люди не могут в полной мере понять и объяснить сложившееся положение, не знают, чего ожидать в дальнейшем. Люди находятся в состоянии постоянной тревожности, н слухи становятся инструментом либо снижения тревожности, либо ее усиления.
Для предотвращения возникновения и уменьшения влияния слухов важно соблюдать несколько требований:
S не допускать нарастания высокого уровня неопределенности н тревожности в обществе;
•/ организовать целенаправленное информационное обеспечение населения, чтобы не создавать условий для домыслов и вымыслов;
•/ если слух уже возник, следует не только его опровергнуть и привести доказательные и достоверные факты, но и снять ту тревожность, которую он породил.
24.5. Отрасли социальной психологии макроявлений
Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием больших групп — народов. Изучение психологических особенностей народов и практическое использование полученных материалов стало осуществляться задолго до создания основ этнической психологии. Годом ее рождения считается 1859 г., когда в Германии вышел первый номер журнала «Психология народов и языкознания» под редакцией Г. Штейнталя и М. Лацаруса. В 1900 г. в Германии напечатаны первые тома многотомной работы В. Вундта «Психология народов».
Основоположниками этнической психологии в России можно считать Г.Г. Шпета, СИ. Королева, И.С. Кона, Б,Ф. Поршнева, в экспериментальном плане — А.Р. Лурию.
Выделяют следующие общественно-исторические типы этнических общностей: нация, народность, племя и род. Применительно ко всем группам используется понятие «этническая психология». По отношению к нации и народности применяется понятие «национальная психология», а к племени и роду — «трайбалистская психология» (в России употребляется термин «родоплеменная психология»).
В англо-американской научной литературе принято название «кросскультурная психология», что означает проведение эмпирических работ для сравнения психологических характеристик двух, а иногда и большего количества разных народов.
Этнические (национальные) стереотипы — широко распространенные, традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные люди о представителях разных этнических групп. Выделяются гетеросте-реотипы и автостереотипы. Гетеростереотип — это представление об этнопсихологическом облике другого народа (аутгруппы) и фиксация в нем определенного к нему отношения. Автостереотип — это представление о своем народе (ингруппы) и фиксация в нем, как правило, позитивного отношения.
Этническое (национальное) сознание представляет собой отражение народом своего прошлого и настоящего бытия в духовной и материальной культуре и в обыденном сознании. Рассмотрим основные понятия этнопсихологии. Национальный характер вбирает а себя наиболее типичные и достаточно устойчивые психологические особенности, выражающие отношения большинства представителей этнической общности к разным явлениям окружающего мира и к самому себе.
Под национальным темпераментом понимаются типичные проявления его свойств у большинства представителей этноса. Несмотря на то что в каждом народе имеются все известные типы темпераментов, динамика их выражения реализуется по исторически закрепленным в сознании народа канонам (этническим нормам). В основе этнического (национального) чувства лежит эмоциональная сторона осознания своей этнической принадлежности, которая связана с наличием в обществе национальных и националистических идей. Национальное чувство является наиболее ранимым из всех компонентов этнического самосознания.
Этническое (национальное) самосознание — это осознание народом себя как этнической общности, выделение из окружающего мира и оценка в нем своего места. В личности этническое самосознание связано с этническим самоопределением. Этническая идентификация подразумевает процесс отождествления с национальной общностью, к которой она принадлежит. Обычно этническая идентификация сопровождается эмоциональными переживаниями. На формирование этнопсихологических особенностей народа влияют многие факторы: социально-экономические условия, культурные традиции, идеология, религия, значимые события в истории народа, межнациональный опыт общения, географическая среда, природно-климатические условия.