IV. Переживания, чувства
1. Бодрость — ощущение полноты силы, деятельности, энергии.
2. Бесстрашие — отсутствие страха, храбрость.
3. Веселость — беззаботно-радостное состояние.
4. Душевность — искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
5. Милосердие — готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
6. Нежность — проявление любви, ласки.
7. Свободолюбие — любовь и стремление к свободе, независимости.
8. Сердечность — задушевность, искренность в отношениях.
9. Страстность — способность целиком отдаваться увлечению.
10. Стыдливость — способность испытывать чувство стыда.
11. Взволнованность — мера переживания, душевное беспокойство.
12. Восторженность — большой подъем чувств, восторг, восхищение.
13. Жалостливость — склонность к чувству жалости, состраданию.
14. Жизнерадостность — постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
15. Любвеобильность — способность сильно и многих любить.
16. Оптимистичность — жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
17. Сдержанность — способность удержать себя от проявления чувств.
18. Удовлетворенность — ощущение удовольствия от исполнения желаний.
19. Хладнокровность — способность сохранять спокойствие и выдержку.
20. Чувствительность — легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.
II этап
Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.
Обработка данных:
- Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).
Р
П= ---- х 100%
И
- Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение.
Результаты сопоставьте с оценочной шкалой (см. табл. 1).
Таблица 1
Оценочная шкала к тесту «Самооценка личности»
Уровень самооценки Пол | Неадекватно низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Неадекватно высокий |
1-й вариант (П) | |||||||
Мужчины | 0-10 | 11-34 | 35-45 | 46-54 | 55-63 | 64-66 | |
Женщины | 0-15 | 16-37 | 38-46 | 47-56 | 57-65 | 66-68 | |
2-й вариант (Р) | |||||||
(-0,2)-0 | 0-0,2 | 0,21-0,3 | 0,31-0,5 | 0,51-0,65 | 0,66-0,8 | >0,8 |
Тест «Самооценка личности» (2-й вариант)
Инструкция 1. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, жизнерадостность, доброта, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.
2. В 1-й столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 — то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество — недостаток — из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то — нет), под номером 14 — тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 — самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.
3. Во 2-й столбик «Я» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 — то качество, которое развито у вас чуть меньше и т. д., в убывающем порядке, под последними номерами — те качества, которые у вас менее развиты или отсутствуют.
Обработка данных:
2 2
1. Подсчитываем по формуле (Ri 1 - R i 2) = D i
где Ril — ранг (номер) i-гокачества в 1-м столбике;
Ri2 — ранг 1-го качества во 2-м столбике;
Di — разность рангов 1-го качества в столбиках.
Подсчитаем все Di2, их должно быть 20.
Предположим, что первое слово в 1-м столбце — ум (Ri1= 1), а во 2-м столбике это слово находится на 5-ом месте, то есть Ri2 = 5, тогда по формуле вычисляем (1 - 5)2 = 16 и так далее для всех слов по порядку (п - количество анализируемых качеств, п — 20).
6. Затем полученные Di2 складываем, умножаем на 6, делим произведение на (п3 - п) = (203 - 20) = 7980 и наконец, от 1 отнимаем частное, то есть находим коэффициент ранговой корреляции:
2 2
Р= 1 – [ 6 x E Di / (n3-n )] = 1 – [ 6 x E Di / 7980]
Оценка и интерпретация результатов
Вычисляем Di2 по формуле:
Di2 = (Ri1 – Ri2),
где: Ri1 — ранг (номер) i-го качества в 1-м столбике;
Ri2 — ранг (номер) г-го качества во 2-м столбике;
Di — разность рангов i-го количества в столбиках.
Подсчитайте все Di2 — их должно быть 20.
2. Полученный коэффициент ранговой корреляции сравниваем со шкалой (табл. 1).
Самооценка личности может быть адекватной, завышенной или заниженной.
Адекватная самооценка соответствует двум позициям (уровням) психодиагностической шкалы: «средней», «выше среднего».
При адекватной самооценке субъект социального взаимодействия правильно (реально) соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого субъекта в основе своей неконфликтно, в конфликте он ведет себя конструктивно. Внутриличностным конфликтам подвержен слабо.
При самооценке «высокий уровень», «выше среднего»: человек заслуженно ценит и уважает себя, доволен собой, у него развито чувство собственного достоинства.
При самооценке «средний уровень»: человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.
Завышенная самооценка соответствует уровню «неадекватно высокий» в психодиагностической шкале.
При завышенной самооценке у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован всегда на успех, игнорирует неудачи.
Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств.
Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки.
Такой человек конфликтен, склонен к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведет себя активно, делая ставку на победу. Заниженная самооценка соответствует трем позициям (уровням) в психодиагностической шкале: «неадекватно низкий», «низкий» и «ниже среднего».
При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок, пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и еще большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки.
Такие люди конфликтны. Причины конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям.