Причины ротацизма у подростков

Особенности психологической и логопедической работы при коррекции

Ротоцизма подростков

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ……………………………………………………………………………2

1. Причины ротацизма у подростков..…………………………………………….3

2. Взаимообусловленность отношения подростка к своему

дефекту речи с эффективностью логопедической коррекции…………………4

3. Особенности психологической и логопедической работы при коррекции

ротоцизма подростков …………....................................................................…12

4. Речевой материал на закрепление звука [ р ] с использованием

программы по литературе и русскому языку …………………………………22

Заключение…………………………………………………………………………44

Литература…………………………………………………………………………46

Введение.

В современной коррекционной педагогике достаточно много исследовательских и методических работ посвящено коррекции речи подростков но, к сожалению, в логопедии рассматривается только заикание (иногда нарушение темпа речи) у подростков. Проблема же нарушения звукопроизношения у подростков, как с точки зрения психологии, так и с точки зрения особенностей логопедического воздействия, является малоизученной.

За последние два столетия в логопедии разработано много способов и приемов по преодолению нарушений звукопроизношения. Хватцев М.Е. [54], Зееман М. [20], Рау Ф.Ф.[42], Токарева О.А. [48], Гриншпун Б.М. [12]. Однако вышеназванные авторы не рассматривают особенности логопедического воздействия на формирование правильных звуков речи в зависимости от возраста пациента. М.Е. Хватцев[54]рекомендует ряд приемов и моторных упражнений, которые можно применять логопеду при постановке звуков преимущественно для взрослых, или преимущественно для детей.

Но проблема психологической, одновременно с логопедической коррекцией нарушения звукопроизношения у подростков, привлекает к себе внимание своей сложностью и во многом нерешенностью. Данная проблема весьма актуальна, поскольку неверное произношение подростка влияет на формирование полноценной коммуникативной деятельности, успеваемости, социальному становлению личности, выбору будущей профессии.

Поскольку нарушение звукопроизношения у подростков могут быть различного генеза, то в данной работе не ставится цель рассмотреть все возможные нарушения, присущие как детям, так и взрослым, а рассматривается только артикуляторно-фонетическая дислалия (по классификации Б.М. Гриншпун [12]) и конкретно наиболее распространенное нарушение звука [р] – ротацизм.

В данном методическом пособии рассматриваются пути педагогического сотрудничества логопеда и психолога в коррекционной работе по устранению ротацизма у подростков. Рассмотрены тесты и психологические методики, которые автор рекомендует использовать логопедам в психолого-коррекционной работе с подростками наряду с традиционным логопедическим воздействием. Предлагаемое пособие расчитано также на психологов, поскольку содержит практические советы по психологическому сопровождению подростка в течении всех этапов логопедической коррекции. Даны конкретные педагогические рекомендации по преодолению нарушений звукопроизношения у подростков как логопедам, так и психологам.

Психологические особенности подростков, имеющих нарушения звукопроизношения, проиллюстрированы примерами педагогической работы с интересными пациентами.

На практике работа с подростками по закреплению поставленных звуков часто проводится по книгам, ориентированным на младший детский возраст. При всех очевидных достоинствах пособий такого рода предлагаемый в них материал для речевых упражнений не подходит по своему содержанию для вышеназванной возрастной категории. Особенность данного методического пособия состоит в том, что в нем представлен обширный речевой материал, основанный на програмном материале по русскому языку и литературе в старших классах, который может быть использован в практической работе не только логопеда, но и учителей русского языка и литературы, а также учащимися старших классов, имеющих нарушения звукопроизношения.

Причины ротацизма у подростков.

Под ротацизмом понимают недостатки произношения звуков [р] и [р’], которые могут выражаться в их искажении, а при параротацизме – в заменах.

Для произнесения правильного звука [р] требуется тонкие и дифференцированные движения языка, четкие кинестетические ощущения. Звук [р] является одним из самых трудных звуков русского языка по своим артикуляторным параметрам. Вот почему он часто и очень легко подвергается разнообразным искажениям и замещениям. В генезе детской речи этот звук, как правило появляется позднее всех звуков.

Если в детском возрасте (к 3-5 годам) не была сформирована моторная готовность органов артикуляции, кинестетические ощущения были не полноценными и не корректировались своевременно у специалиста, то ребенок, а затем и подросток вследствие моторной недостаточности вместо правильного звука закрепляет дефектное.

Недостатками произношения звуков [р] и [р’] у подростков чаще всего могут быть искажения. [р] и [р’].

Параротацизм в виде замен [р] на [л], характерный для детей дошкольного возраста, у подростков почти не встречается.

Наиболее характерными видами ротацизма у логопатов–подростков являются: увулярный и велярный. Реже звук [р] может заменяться на [h] в открытых слогах, на [ω] в закрытых; реже за звук близкий к [ы], или на [ј]. Иногда звук может отсутствовать, как бы проглатываться.

Ротацизм может выступать в одних случаях в качестве единственного нарушения речи (функциональная дислалия), а в других – в качестве спутника более сложных речевых нарушений (механическая дислалия, ринолалия, дизартрия).

Так при остаточных явлениях алалии у подростков при общем низком уровне состояния речи: недоразвитии фонематического анализа, аграмматизмах в устной и писменной речи, дисграфии, может быть нарушено и произношение звуков [р] и [р’].

При псевдобульбарной и корковой дизартрии (ее стертой форме) обычно нарушено произношение группы свистящих и шипящих звуков, но, в зависимости от степени локализации нарушения иннервации IX, XII, VII пар черепно-мозговых нервов, часто встречается и искажение сонорных звуков [р] и [л]. Апекс в таких случаях не выражен, гиподинамичен. В целом речь смазанная маловыразительная.

При механической дислалии из-за несовершенств строения артикуляторного аппарата, при аномальном строении твердого неба, слишком большом, или наоборот, маленьком языке, анкилоглоссии, тонкие дифференцированные движения языка оказываются затрудненными, не формируется достаточная целенаправленная воздушная струя и, как следствие, - наличие нарушения произношения звуков и прежде всего, ротацизма. Следует заметить, что анкилоглоссия (врожденное укорочение уздечки языка в детей в последнее десятилетие встречается реже, поскольку помощь хирурга оказывается в самом раннем возрасте (2-3 месяца) или в 3-5 лет после осмотра логопеда и ортодонта.

При функциональной дислалии у подростка ротацизм может быть из-за постоянного общения с членами семьи, имеющими нарушение звукопроизношения. В таких случаях речь идет о подражании.

Если в речи окружающих ребенок слышит характерный вибрирующий звук, но не может воспроизвести точную вибрацию кончика языка, то вибрация переносится на другие артикуляторные органы, например, на увулу. Усвоенное искаженное произношение может закрепиться надолго и сохраниться к подростковому возрасту. А при слабости мышц артикуляторного аппарата, моторной недостаточности подростку–логопату без коррекции логопеда не обойтись.

Наиболее сложными речевыми дефектами, с трудом поддающимися коррекции как в детском, так и в подростковом возрасте, можно считать дефекты, обусловленные первыми тремя описанными причинами.

При логопедическом воздействии в этих случаях не всегда удается добиться положительного результата.

Гораздо легче устранить ротацизм у подростка, когда неверное произношение усвоено по подражанию, при функциональной дислалии.

Наши рекомендации