Интеллектуальные шкалы Д. Векслера
Тест Д.Векслера является индивидуальным и применяется в ходе личного взаимодействия психолога с испытуемым. Разработан в 1939 году и к настоящему моменту прошел уже третью редакцию.
Широко используется в педагогической, медицинской и психологической практике, в работе с персоналом и в психологическом консультировании. По данным Л.Ф.Бурлачука, методика Д.Векслера занимает второе место по частоте в рейтинге популярности методик посте методики Роршаха [Л.Ф.Бурлачук, 2006].Применению теста Векслера посвящено свыше 2000 публикаций в России и за рубежом. Существует детский и взрослый варианты методики, а также модификации для особых групп испытуемых [Филимоненко, Тимофеев, 2006].
Особенности методики:
· Охватывает большой возрастной диапазон - от 3 до 74 лет.
· Результат теста учитывается при постановке психиатрического диагноза.
В основе методики лежит иерархическая модель интеллекта, рассматривающая интеллект в качестве иерархии способностей различного уровня, возглавляемой G-фактором. Д. Векслер понимал интеллект как совокупность, или общую способность индивида целенаправленно действовать, рационально думать и эффективно взаимодействовать с его окружающей средой. Согласно модели Д. Векслера, общий интеллект выражен через вербальную и невербальную составляющие, а также ряд специфических факторов, соответствующих отдельным интеллектуальным способностям.
Факторные исследования в рамках модели Д.Векслера показали устойчивое выделение трех интеллектуальных факторов: «вербального понимания», «перцептивной организации» и фактора «оперативной памяти/внимания». В качестве четвертого фактора в ряде работ выявляется фактор «скорости переработки информации». Четыре указанных фактора введены в состав новой редакции методики, WISC-III [Акимова; Панасюк].
Диагностические задачи:
1.Дифференциация нормы и патологии умственного развития.
2.Выявление причин школьной неуспеваемости.
3.Выявление индивидуальных интеллектуальных стратегий в контексте профотбора и профдиагностики.
Процедура диагностики занимает 1,5-2 часа и может быть организована довольно гибко. В зависимости от задач диагностики и особенностей испытуемого диагност самостоятельно может определять последовательность предъявления субтестов. Например, с замкнутыми людьми целесообразно начинать обследование с заданий невербальной шкалы. Результаты тестирования чувствительны к особенностям проведения диагностического обследования, предполагающего жанр формализованной клинической беседы [Филимоненко, Тимофеев].
Тест включает в себя 11 субтестов, из них 6 составляют вербальную шкалу, 5 – невербальную. В детском варианте теста появляется 6-й невербальный субтест – «Лабиринты».
Несмотря на длительную историю использования шкал Д.Векслера в качестве исследовательского инструмента, психологический смысл субтестов, определяющих структуру интеллекта, требует уточнения. Большинство авторов подчеркивают комплексность интеллектуальных и неинтеллектуальных механизмов, задействованных при решении субтестов методики [Анастази; Дружинин]. Исследования показали наличие семи ядерных типов интеллектуальных профилей по тесту Д.Векслера, соответствующих различным уровням интеллекта.
Согласно литературным данным, максимально связанными с общим IQ, то есть прогностичными в плане общих интеллектуальных способностей, являются субтесты «Осведомленность», «Словарный», «Кубики Косса». В меньшей степени с общим IQ коррелируют показатели субтестов «Повторение цифр» и «Лабиринты». Устойчивыми во времени являются показатели по субтестам «Осведомленность» и «Словарный», более подвержены воздействиям образовательной среды результаты выполнения субтестов «Понятливость» и «Шифровка» [Дружинин].
Сложность интерпретации тестовых показателей методики Д. Векслера, на наш взгляд, связана с внутренней разнородностью данной интеллектуальной батареи. Субтесты различаются между собой в зависимости от: 1) плана, в котором осуществляются мыслительные операции: план практических действий, перцептивный план, внутренний план действий (ВПД); 2) характера материала (мерности объектов), с которым необходимо оперировать: трехмерные (кубики), двухмерные (картинки), одномерные (слова, цифры, объекты); 3) модальности, к которой преимущественно адресован субтест: зрительная или слуховая (по М.А.Холодной – стили кодирования информации: предметно-практический, визуальный, словесно-речевой; 4) степени абстрактности–конкретности предъявляемого материала; 5) наличия или отсутствия образца [Чаликова].
Краткая характеристика по субтестов:
Вербальная шкала
1. Осведомленность – один из максимально прогностичных в плане общего показателя интеллекта субтестов методики. Выявляет степень эрудированности, скорость актуализации знаний из долговременной памяти, переключаемость психических процессов.
2. Понятливость – умение делать умозаключения на основе опыта и социальных правил.
3. Арифметический - диагностирует способность действовать в уме, объем оперативного внимания.
4. Сходство - степень сформированности функции обобщения на вербальном материале, что является основой понятийного мышления.
5. Повторение цифр - содержит комплекс характеристик оперативного внимания и кратковременной памяти.
6. Словарный – ориентирован на диагностику одной из ведущих вербальных способностей - способности к раскрытию значений слов. Данная способность является маркером общей языковой культуры человека.
Содержание вербальных субтестов более однородно, чем невербальных; они чаще образуют единый фактор при факторном анализе. Все вербальные субтесты выполняются на знаково-символическом материале, предъявляемом аудиально, и предполагают работу в ВПД. При решении вербальных субтестов задействованы сходные интеллектуальные механизмы, связанные с оперированием во внутреннем плане одномерным аудиальным кодом, опирающимся на существующие культурные нормы (естественный язык, математика) [Чаликова].
Невербальная шкала (шкала действия)
1. «Шифровка» («Цифровые символы») – данный субтест является вариантом теста на кодовые замены и позволяет диагностировать свойства внимания, восприятия и координации. Оценка успешности выполнения задания определяется числом правильно зашифрованных цифр. Это наиболее комплексный тест невербальной шкалы.
2. «Недостающие детали» («Завершение картинок») – позволяет диагностировать зрительную наблюдательность и способность выявлять существенные признаки, перцептивную осведомленность.
3. «Кубики Косса» («Конструирование блоков») – направлен на изучение аналитико-синтетических способностей в перцептивном плане с акцентом на операции анализа. Является наиболее информативным субтестом в плане общего и невербального IQ.
4. «Последовательные картинки» диагностирует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий.
5. «Складывание фигур» - направлен на изучение способности синтеза целого из частей в перцептивном плане. Совместно с субтестом «Кубики Косса» составляет фактор перцептивной организации.
«Невербальная шкала» позволяет диагностировать не только знания, но и способности индивида к моторно-перцептивному взаимодействию с объектами окружающего мира, которая зависит от опыта деятельности. Успешность выполнения субтестов «Шифровка», «Кубики Косса» и «Складывание фигур» зависит от развития сенсомоторной координации. Результаты по тестам «Недостающие детали» и «Последовательные картинки» не зависят от развития моторики, а определяются когнитивными способностями человека. По мнению Д.Векслера, успешность выполнения этих двух тестов определяется опытом восприятия окружающей среды и приобщенностью к культуре [Филимоненко, Тимофеев, 2006; Чаликова].
Достоинства методики:
1. Многомерность и внутренняя разнородность методики обеспечивает оценку структуры индивидуального интеллекта
2. Возможность качественного анализа результатов благодаря анализу протоколов
3. Индивидуальная процедура диагностики, что позволяет повысить надежность полученных данных
4. Чувствительность к патологии, тест помогает определить педагогическую запущенность
5. Каждый субтест можно использовать отдельно, для решения конкретной диагностической задачи.
Недостатки методики:
1. Большие временные затраты (примерно 1,5 часа на одного испытуемого и около часа на обработку результатов).
2. Нечувствительность к различиям в значениях выше среднего.