Проективные методы исследования личности
Общее представление о проективных методиках.
Природа проективных методик и понятие "проекции" в психодиагностике. Проекция как особый феномен психической жизни. Классификация проективных методик. Общие черты всех проективных методов. Проблемы и тенденции в применении проективных методик. Проблема валидности и надежности проективных методик. Нечеткость нормативных данных. Стремление к целостному описанию личности в проективной психодиагностике.
Характеристика теста Роршаха.
История создания и теоретическое обоснование теста. Описание и применение теста. Стимульный материал теста. Процедура проведения тестирования. Техника опроса испытуемого. Интерпретация результатов. Наиболее общие категории, лежащие в основе интерпретации результатов: локализация, детерминанты, содержание, оригинальность-популярность, уровень формы.
Проективное использование цвета.
Тест выбора цвета М.Люшера. Аспекты, учитываемые при интерпретации выбора цветов испытуемым в тесте Люшера: общая последовательность выбора цветов в первой и во второй серии; взаимное расположение основных цветов, основных и дополнительных цветов; расположение цветов на первых и последних позициях. Тест цветных пирамид. Аспекты, учитываемые при интерпретации выбора цветов испытуемым в тесте цветных пирамид: частота выбора разных цветов; количество неиспользованных цветов и использованных в одной, двух, трех пирамидах, «форма» пирамиды. Визуальный апперцептивный тест’ 60 (VAT’60): материал, инструкция, оценивание и интерпретация. Многомерный рисуночный тест Рене Блоха. Тест цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом. Краткий обзор значения цветов. Взаимосвязь цветов с настроением, функциональным состоянием и наиболее устойчивыми чертами личности.
Проективные методики интерпретации.
Тематический апперцептивный тест: история создания теста, проведение обследования и общая схема интерпретации результатов («герой», среда, сравнение сил, исходящих от «героя», и сил, исходящих из среды). Категории обработки информации (рассказов) по ТАТ (по А. Беллак). Модификации ТАТ. Рисуночный тест фрустрации Розенцвейга: стимульный материал, предъявляемые ситуации (обвинения, препятствия). Деление реакций испытуемого по их направленности и по типу. Особенности интерпретации ответов в тесте Розенцвейга. Детский апперцептивный тест (CAT). Проективные картинки Пикфорда. Тест портретных выборов Л. Сонди.
Методики изучения продуктов творчества (рисуночные тесты).
Рисунок человека. Рисунок как проекция образа тела или Я-концепции. Интерпретация результатов (последовательность рисования фигур, описание и сравнение фигур). Тест «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук, 1948). Рисунок «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич). Лист бумаги как модель пространства. Стороны листа как проекции в будущее и прошлое, удовлетворенность собой. Тест рисования пальцами Р. Шоу (1932), П. Наполи (1946).
Рисунок семьи. Основные аспекты интерпретации рисунка семьи: интерпретация структуры рисунка семьи; интерпретация особенностей нарисованных членов семьи; интерпретация процесса рисования. Два измерения, в психологическом смысле отражающие: чувства ребенка относительно семьи, семейной ситуации, собственного места в ней (чувство отверженности - чувство принадлежности); способ переработки чувства отверженности (символическое изгнание семьи - символическое изгнание себя). Схема интерпретации рисунка семьи по В. Вульфу (последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи, отличия в формах и пропорциях отдельных фигур). Схема интерпретации рисунка семьи по В. Хьюлсу (использование цветов, вычеркивания, стирания, сомнения, сопутствующие эмоциональные проявления, комментарии). Развитие методики «Рисунок семьи» в работах Л. Кормана (1964), Р. Бернса и С. Кауфмана (1972).
Проективные техники конструирования и дополнения.
Тест мира (М. Ловенфельд (1939). Вклад в развитие Теста мира как проективной методики Г. Болгар и Л. Фишер. Модификации Теста мира: «Игровой тест мира» и «Картиночный тест мира» Г.Бюлер, тест «Деревня» (Артур, Мэбили, Мукиелли).
Тест Шнейдмана «Составь картину-историю» (MAPS). Методики завершения предложений или истории (А.Пейн (1928), А.Тендлер (1930), Дж. Роттер (1950), Д.Сакс (1950), Б.Форер (1950), А.Роде (1957).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров, В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бодров В.А., Иванова Е.М., Волошина И.А., Поддубный С.Е., Косачев В.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 768 c.— http://www.iprbookshop.ru/7471.— ЭБС «IPRbooks»
2. Сыромятников, И.В. Психологический портрет личности. Психодиагностика способностей и темперамента [Электронный ресурс]: рабочий учебник/ Сыромятников И.В. - 2014. - http://lib.muh.ru/
3. Сыромятников, И.В. Психодиагностика характера, мотивации, самосознания [Электронный ресурс]: рабочий учебник/ Сыромятников И.В. - 2014. - http://lib.muh.ru/
4. Сыромятников, И.В. Проективные методы исследования личности [Электронный ресурс]: рабочий учебник/ Сыромятников И.В. - 2014. - http://lib.muh.ru/
5. Сыромятников, И.В. Психодиагностика как научная дисциплина и практическая деятельность [Электронный ресурс]: рабочий учебник/ Сыромятников И.В. - 2014. - http://lib.muh.ru/