Тема 4. Психология микросоциальных конфликтов
Психологические особенности общения в конфликте. Особенности искажения восприятия конфликтной ситуации. Детерминанты степени искажения восприятия конфликтной ситуации. Атрибутивное искажение. Информационная асимметрия и аутистическая враждебность. Проблема иллюзии в конфликте. Иллюзия «выигрыша—проигрыша». Иллюзия «самооправдания». Иллюзия «плохого человека». Иллюзия «зеркального восприятия». Понятие категоризации в конфликте. «Самовыполняющееся пророчество» Р. Мертона. Эксперимент Ф. Зимбардо.
Характеристики эмоционально-чувственного переживания в ситуации конфликта. Особенности эмоционально-чувственных переживаний в межличностном общении. Аутентичные эмоции и разрушающие переживания. Эмоциональные источники конфликтов (экспектации, потребность в любви и одобрении). Механизм возникновения иррациональных эмоций и идей. Психосоматика конфликта[10]. Управление эмоциями в когнитивной терапии. Идеи контроля и морального осуждения как источники межличностных конфликтов. Типы паттернов (шаблонов) губительного мышления. Виды иррациональных идей. Аксиомы экзистенциально-гуманистического направления в психотерапии. Незавершенные отношения с другими людьми как источник межличностных конфликтов. Межличностный цикл опыта в гештальт-подходе. Личностно-развивающие отношения и конфликт в гештальт-терапии.
Психологическая предрасположенность личности к конфликтам. Конфликтность личности в связи с акцентуацией характера, темперамента. Типы акцентуации характера и темперамента по К. Леонгарду. Характеристики конфликтной личности. Функционально-динамическая система описания конфликтной личности. Явление профессиональной деформации. Методы диагностики конфликтной личности. Пути разрешения конфликта с конфликтной личностью[11].
Манипуляция и конфликт. Признаки манипуляции. Виды манипуляции. Манипуляция и псевдофрустрационное поведение. Манипуляции и вторичные выгоды, связанные с наличием нерешенного конфликта. Основные составляющие манипулятивного воздействия. Информационное, психологическое и организационное оформление манипуляции. Манипуляционные техники. Техника "трюизмы". Техника "предположения". Техника "команда, скрытая в вопросах". Техника "использование противоположностей". Техника "предоставление всех вариантов выбора". Техника "рассеивания" или техника "вставленных сообщений". Гедонистическая и прагматическая манипуляция[12].
Технологии эффективного общения в конфликте. Предметная направленность, коммуникативная направленность, эмоциональная компетентность как факторы, определяющие эффективность общения.
Правила обратной связи в ситуации межличностного конфликта. Техника «Я-высказывание». Техника вербализации чувств. Формулы вербализации чувств. Метафорическая вербализация чувств. «Косвенная» вербализация чувств партнера. Техника «школы желания». Вербализации идеи. Ступени вербалиации: повторение, парафраз, резюмирование. Формула неконфликтного общения. Комплименты, их роль в общении, правила их построения и произнесения. Эмпатия как чувство и конфликтологическая методика. Приемы внимательного слушания, личного немногословия и переключения внимания собеседника. Конфликтологические методики критики и реагирования на критику. Методики снятия перенапряженности в межличностных отношениях[13]. Техника подчеркивания общности (целей, личностных характеристик и т. п.). Психологическое поглаживание, или Техника подчеркивания значимости партнера, его мнения, вклада в общее дело и т. п. Подчеркивание значимости.
Эффективность использования различных стилей поведения в конфликте. Пассивный стиль поведения и его связь уровнем рабочей мотивации, стилем руководства. Преимущества и недостатки пассивного стиля поведения. Основные виды пассивного поведения: избегание, сверхадаптация, ажитация и др. Основные виды активного поведения: агрессивное, манипулятивное и ассертивное поведение.
Характеристика ассертивного поведения. Соотношение мотивации, задач и целей личности с ассертивным стилем поведения. Характеристика взаимоотношений и общения ассертивной личности. Роль ассертивного поведения в принятии решений, в конфликтных ситуациях. Основные техники и навыки ассертивного поведения. Определение уровня навыков ассертивного поведения. Основные способы развить в себе навыки ассертивного поведения. Преимущества, навыков ассертивного поведения. Разумный компромисс, заигранная пластинка, негативные расспросы и др. навыки. Ассертивное воздействие, или как отстоять собственные интересы. Самооборона – как противостоять давлению, что делать с критикой, манипулированием. Техники психологической обороны и информационного диалога. Техника бесконечного уточнения. Техника внешнего согласия, или «наведения тумана»; психологическое айкидо. Психологическая амортизация. Техника испорченной пластинки (ассертивная терапия). Техника английского профессора. Техники информационного диалога. Цивилизованная конфронтация. Самопрезентация, навыки самораскрытия и предоставления свободной информации[14].