Креативность и ее развитие

Первая ступень всякого творчества есть самозабвение.

М. Пришвин

Сущность креативности

Понимание сущности творчества и лежащих в его основе способностей – вопрос, по которому существует множество разноречивых психологических, педагогических и философских теорий, мнений и концепций. Не претендуя на полноту изложения, обсудим некоторые психологические аспекты, которые наиболее важны для понимания сущности предлагаемой программы развития креативности (от англ. create – «творить, создавать»).

Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной. В этом плане оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческим», как рисование, сочинение музыки или стихов, игра на сцене и т. п. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий.

Креативность как система творческих способностей рассматривается в психологии в нескольких ракурсах. Под ней понимают:

♦ характеристику интеллектуальной сферы (Айзенк, 2004);

♦ самостоятельное качество мышления, не сводимое к интеллекту в его традиционном понимании (Gilford, 1967; Пономарев, 1988);

♦ систему личностных качеств (Олах, 1968).

Кроме того, некоторые исследователи стоят на позиции, что творческих способностей как таковых не существует, а поведенческие проявления, рассматриваемые в качестве творческой активности (поведение, которое не предопределяется внешней стимуляцией, а представляет для личности самоценность), предопределяется другими факторами: ценностями, мотивацией (Маслоу, 1999). Несмотря на различия во взглядах авторов на то, что именно служит главной психологической составляющей креативности, во всех подходах данный феномен связывается с созданием чего‑то нового для личности или для общества. Это потенциальная склонность к разностороннему мышлению, чувствованию и действию, позволяющая выстраивать продуктивное поведение в ситуациях новизны и неопределенности.

Существуют различные определения креативности, в которых акцент может делаться на:

♦ продукты , создаваемые благодаря ей: креативность как способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное;

♦ процессы : креативность как особая разновидность творческого мышления, высокоразвитое воображение, эстетическое мировосприятие и т. д.;

♦ личностные качества : креативность как открытость новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, оригинальность, самобытность личности;

♦ внешние условия : креативность как способность продуктивно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху.

Так или иначе, под креативностью понимается некая противоположность обыденности, стандартности, конформности (податливости внешнему влиянию).

Способности, с психологической точки зрения, – это предпосылки к успешному освоению какой‑либо деятельности, дающие возможность освоить ее с максимальным «выходом» в пересчете на трудозатраты, т. е. своеобразный аналог физического понятия «коэффициент полезного действия» применительно к освоению человеком деятельности. Под творческими способностями мы будем понимать характеристики, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получение результатов, обладающих новизной.

Существует ряд интеллектуальных характеристик, служащих предпосылками того, что человек, оказавшись в подходящих для этого условиях, легко освоит деятельность, позволяющую ему создавать нечто новое. Но это еще не означает, что он будет систематически использовать эти возможности в ситуациях профессиональных и бытовых затруднений. И, более того, сделает творчество своим стилем жизни. Для этого необходимы минимум еще две составляющие:

♦ Сочетание личностных качеств, при котором человеку комфортно в ситуациях изменений, неопределенности.

♦ Собственный выбор человека, в соответствии с которым он находит ситуации изменений, неопределенности приемлемыми для себя, не стремится сделать свою жизнь полностью предсказуемой.

Кроме того, проявления креативности тесно связаны с эмоциональными факторами, особенностями межличностного взаимодействия и мотивационной атмосферы, побуждающей к проявлению творческих способностей.

Таким образом, креативность включает:

1. Интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющей создавать нечто новое, ранее неизвестное (творческие способности в узком смысле этого понятия), а также предварительный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это новое создать.

2. Личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемого, проявлять спонтанность.

3. «Метатворчество» – жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях; желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя; высокую ценность свободы, активности и развития.

«Итак, креативность предстает как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы ни были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Доснон, 1997, с. 65). В целом, креативность можно определить как комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исходных данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблем.

Интеллектуальные предпосылки креативности

Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту; наполненному информацией.

Р. Солсо. Когнитивная психология

Согласно концепции Дж. Гилфорда и Э. Торренса, креативность рассматривается как самобытная разновидность мышления – так называемое дивергентное («расходящееся, идущее в разных направлениях») мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такое мышление противопоставляется конвергентному («сходящемуся»), направленному на поиск единственно правильного решения на основе анализа множества предварительных условий (Дружинин, 1999, с. 183–188). Дивергентное мышление ориентируется не на известное или подходящее решение проблемы, а проявляется в том случае, когда проблема еще не раскрыта и неизвестен путь ее решения.

Дж. Гилфорд выделял, в частности, следующие компоненты креативности:

1. Способность к обнаружению и постановке проблем.

2. Беглость – способность к генерированию большого числа идей.

3. Гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи, относящиеся к различным смысловым категориям.

4. Оригинальность – способность выдвигать нестандартные, редкие идеи.

5. Способность усовершенствовать объекты или идеи, добавляя детали.

6. Способность к решению проблем на основе анализа и синтеза информации.

Креативность, по мнению Е. Торренса, связана с обостренным восприятием недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. п. (цит. по Туник, 2004). К этой концепции близка и точка зрения

Э. Де Боно (1997), говорившего при рассмотрении проблем творчества о латеральном («боковом») мышлении, направленном на поиск путей решения проблемы «на периферии познания», путем максимального расширения видения проблемного поля и отыскания неочевидных вариантов действий.

Приведем обобщенную сравнительную характеристику разновидностей мышления, соответствующего традиционному, академическому интеллекту, либо ориентированного на творческий поиск.

Креативность и ее развитие - student2.ru

Рис. 8. Конвергентное («традиционное») мышление

Креативность и ее развитие - student2.ru

Рис. 9. Дивергентное («творческое») мышление

Креативность и ее развитие - student2.ru

Нет никаких оснований утверждать, что творческий интеллектуальный поиск в целом лучше традиционного. Просто они эффективны в различных условиях. Наиболее существенное преимущество «традиционного» интеллектуального поиска по сравнению с творческим состоит в том, что он гарантированно приводит к достижению приемлемого результата. Но это возможно лишь при нескольких допущениях:

♦ проблема или задача в принципе имеет единственно правильное решение или четко ограниченный круг верных решений;

♦ известен алгоритм решения данной задачи;

♦ имеются полные и верные исходные данные для ее решения.

Очевидно, что далеко не все реальные жизненные и профессиональные задачи и проблемы, с которыми сталкивается человек, соответствуют этим допущениям. Скорее, им четко соответствует их меньшинство, особенно если приходится действовать в быстро изменяющихся ситуациях. Особенно это касается суждения о полноте и верности исходных данных: при столкновении с какими бы то ни было жизненными проблемами мы почти всегда вынуждены действовать в ситуациях, когда известные нам сведения заведомо неполные, да и в достоверности той информации, которая нам доступна, нельзя быть сполна уверенным. А коль скоро это так – «традиционный» интеллект отнюдь не гарантирует, что проблема будет решена адекватно, даже если мы точно знаем, как именно ее решать.

Между тем большинство учебных задач, которые человек тренируется решать в школе, а потом и в вузе, построены таким образом, что вполне соответствуют указанным допущениям и решаются в соответствии с конвергентной стратегией интеллектуального поиска. Может быть, именно в этом состоит одно из объяснений того факта, что многие отличники, прекрасно справляющиеся с учебными задачами, оказываются беспомощными при попытках решить реальные, подстерегающие их как на работе, так и в других жизненных обстоятельствах. Ведь при этом задействуются разные стратегии интеллектуального поиска.

При традиционном мышлении требуется верность, правильность каждого шага в решении проблемы. Если где‑то совершена ошибка, то и конечный результат окажется неверен. В качестве примера можно привести решение математических и физических задач: очевидно, что если на каком‑то из этапов мы допускаем ошибку и не замечаем этого, то при совершении последующих действий ошибка никуда не исчезнет, а скорее всего наоборот, будет лишь усиливаться. Конечный результат, естественно, тоже окажется неверным.

В творческом же мышлении ошибочность какого‑то конкретного шага не обязательно ведет к некорректности общего результата. Так происходит потому, что это мышление протекает сразу по нескольким направлениям, представляет собой своего рода «сетевой поиск» решения проблемы, поэтому даже если некоторые его направления оказываются тупиковыми, это еще не означает неудачу в целом. Более того, есть основания утверждать, что желание быть все время правым, боязнь ошибок – серьезные барьеры, препятствующие творческому поиску. «Предпочтительней иметь множество идей, пусть какие‑то из них будут ложными, чем постоянно ощущать себя правым при дефиците ярких мыслей» (Де Боно, 1997, с. 115). При творческом мышлении нам важно не то, насколько верны те или иные элементы информации, а насколько окажется полезным определенное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом, необычном ракурсе, разглядеть возможные способы ее решения. Идеи оцениваются скорее не с позиции верности/неверности, а с позиции функциональности, применимости в конкретных условиях.

«Задача мышления – прийти не столько к правильному, сколько к эффективному решению. Эффективность в конечном счете подразумевает и его правильность, но между этими двумя понятиями существует одно немаловажное отличие. Быть во всем правым – значит, не позволить себе ни разу ошибиться. Быть эффективным – значит, оказаться наконец правым только на самом последнем этапе» (Де Боно, 1997, с. 114).

Особенностью мышления, протекающего в соответствии с творческой стратегией, служит «расширение объема незнания» на начальных этапах работы над проблемой. При традиционном мышлении чем дальше человек продвигается в работе над задачей или проблемой, тем более определенной она для него становится. При творческом же, начиная работать над проблемой, он видит больше вариантов ее решения – получается, что степень неопределенности для него возрастает.

Приведем пример: подросток, впервые всерьез задумавшийся о своей будущей профессиональной карьере, знает о существовании 20–30 профессий. Подойти к решению этой жизненной задачи с позиции традиционного мышления означало бы начать критически оценивать эти известные профессии, отвергать те из них, которые чем‑то не подходят, и остановиться на наиболее подходящей. Многие молодые люди так и поступают. Этот путь прост, но не очень результативен – ведь профессий на самом деле тысячи, а выбор реально осуществляется из гораздо меньшего числа, большинства возможных вариантов карьеры подросток просто не видит.

Подойти к проблеме выбора профессии творчески – значит, сначала ознакомиться с максимальным числом профессий, потом определиться с критериями, по которым будет осуществляться выбор, и только после этого перейти к критической оценке вариантов. Данный путь эффективнее, однако и гораздо сложнее, ведь выбор в конечном итоге приходится делать не из нескольких десятков, а из сотен и тысяч вариантов. Аналогичная ситуация возникает при попытках творчески решить и другие жизненные задачи.

Естественно, нет оснований утверждать, что люди всегда прибегают к одной и той же стратегии мышления, хотя предпочтение какой‑то из них может быть выражено довольно ярко. Это связано не только с опытом обучения, но и с более глубокими, психофизиологическими различиями (в частности, к творческому мышлению более склонны «правополушарные» люди, у которых выше активность именно правого полушария головного мозга). Один и тот же человек может мыслить в одних ситуациях традиционно, а в каких‑то иных – творчески. Именно такой вариант, когда человек способен гибко менять стратегию решения в зависимости от особенностей стоящей перед ним задачи, наиболее адаптивен. «Есть люди, которые одинаково хорошо владеют и тем, и другим способами мышления. Особенности мышления человека в данный момент определяются требованиями задачи, поэтому можно наблюдать, как один и тот же человек переключается с конвергентного способа на дивергентный» (Айзенк, 2004, с. 344).

Задача предлагаемого тренинга – не научить человека творчески мыслить всегда и везде, а научить видеть ситуации, где необходимо такое мышление, и пользоваться им по мере необходимости.

Творческий процесс включает ряд этапов, на которых оказываются востребованы различные интеллектуальные характеристики. Одним из первых, еще в 1926 г., Г. Уоллес выделил четыре этапа творческого процесса, которые с тех пор стали считаться классическими и в том или ином виде просматриваются во всех более современных классификациях. Они таковы:

1) подготовка : осознание проблемы, начальные попытки найти ее решение. Здесь более востребовано логическое мышление, позволяющее обнаружить пробелы в имеющихся знаниях;

2) инкубация : временное откладывание проблемы, когда человек занимается другими делами и не делает непосредственных попыток решить проблему, но на бессознательном уровне продолжает искать ее решение;

3) озарение : решение проблемы возникает внезапно, как бы ниоткуда, и чаще всего в те моменты, когда человек даже не думает над данной проблемой. На этой стадии, как и на предыдущей, важнее воображение;

4) проверка возникшего решения. Она, как и подготовка, осуществляется преимущественно с опорой на традиционное, логическое мышление.

Приведем в качестве примеров еще две во многом сходные классификации этапов творческого процесса.

Этапы творческого процесса (Донсон, 1997, с. 66–67) следующие:

♦ Постановка проблемы. Этот этап предполагает предварительные знания в той области, в которой ставится проблема, общую «ориентировку» в ней, – т. е. обращение к уже известной информации, поиск «пробелов» в знаниях.

♦ Анализ данных.

♦ Мобилизация информации: формулирование на ее основе нового видения проблемы. Этот этап может завершаться интуитивным «озарением» – инсайтом.

♦ Оценка.

Е. Торренс (цит. по: Е. Е.Туник, 2004) выделял в творческом процессе следующие этапы:

♦ Восприятие проблемы.

♦ Поиск решения.

♦ Возникновение и формулировка гипотез.

♦ Проверка гипотез и, при необходимости, их модификация.

♦ Получение результата.

Креативное решение проблемы обычно происходит благодаря феномену инсайта – внезапного интуитивного «озарения», понимания сути ситуации в новом ракурсе. Пожалуй, наиболее известный исторический пример такого рода – ситуация, когда Архимед, нежась в ванне, внезапно понял, что вытесненное им из нее количество воды равно его собственному весу, что побудило его издать знаменитый крик «Эврика!» В современной психологии выделяют несколько механизмов, в соответствии с которыми может происходить инсайт (Sternberg & Davidson, 1982; цит. по Айзенк, 2004):

♦ Селективное кодирование : понимание того, что именно из множества имеющейся информации имеет ключевое значение.

♦ Селективное комбинирование : понимание того, как нужно соединить фрагменты информации, чтобы получить новое, неожиданное решение проблемы.

♦ Селективное сравнение : постижение взаимосвязей текущей проблемы с чем‑то уже известным, решение по аналогии. «Селективное кодирование осуществил Александр Флеминг. Он заметил, что бактерии вблизи заплесневевшего препарата прекращали свою жизнедеятельность, и благодаря этому открыл пенициллин. Селективное комбинирование совершил Чарльз Дарвин. Отдельные факты о естественном отборе были ему известны задолго до того, как он создал свою теорию происхождения видов. Селективное сравнение помогло Кекуле. Ему приснилась змея, кусающая себя за хвост, и когда он проснулся, то понял, что змея символизировала молекулярную структуру бензола» (Айзенк, 2004, с. 346–347).

Отметим еще два аспекта, которые важны для понимания креативности как разновидности мыслительного процесса и адекватного использования психологических технологий ее развития.

В творческом процессе стадии генерации идей и их критической оценки разделены во времени. На первой и второй стадиях дивергентного мышления основная задача – путем сбора недостающей информации и генерирования идей максимально расширить поле виденья проблемной ситуации и возможных путей выхода из нее. Традиционное же мышление выполняет прямо противоположную задачу – оценивание имеющихся в поле зрения вариантов и исключение тех из них, которые являются противоречивыми, нереализуемыми или не соответствующими еще каким‑либо принятым критериям оценивания. В этом плане критика, ведущая к сужению и конкретизации видения проблемного поля, прямо противоположна сути начальной стадии творческого процесса. Именно поэтому практически во всех технологиях развития креативности на стадиях предварительного сбора информации и особенно генерации идей, исключаются не только критические, но и вообще любые оценочные суждения.

В основе творчества лежит процесс рекомбинации – представления в новых, необычных сочетаниях уже известных элементов знания, образов и т. д. Даже в самых новаторских продуктах творческого труда действительно оригинальных элементов, которым нельзя найти аналогии в известном или сделанном ранее, обычно совсем немного. Оригинальность этих продуктов проявляется не в том, что нет аналогов их составным частям, а в том, что части находятся в новых сочетаниях, представлены в необычном контексте. Поэтому не следует недооценивать важность предварительно набранных знаний, умений, жизненного и профессионального опыта как необходимой (но не достаточной) предпосылки для творчества. Во‑первых, эти знания, умения и элементы опыта выступают базой для рекомбинации. Во‑вторых, доведенные до автоматизма базовые умения позволяют освободить сознание для решения задач собственно творческого плана. Кроме того, в ряде случаев без необходимых умений и навыков творческие идеи просто не могут быть воплощены в реальность (трудно представить талантливую картину, созданную художником, не умеющим смешивать на палитре краски для получения нужных ему оттенков). Однако предварительные знания должны касаться именно отдельных элементов создаваемого продукта деятельности, но не того, в каких сочетаниях окажутся эти элементы и как именно должен выглядеть готовый продукт. Потом задействуется воображение – познавательный процесс, позволяющий создавать новые образы, которых не было в прошлом жизненном опыте, на основе констелляций – выстраивания новых отношений элементов между собой.

Специалисты по психологии творчества отмечают, что в его основе лежит синтез логического мышления и воображения (Лук, 1978). Эти процессы не взаимоисключающие, а взаимодополняющие, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса. «Самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в следующем: воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие‑то новые ряды из прежде накопленных впечатлений» (Выготский, 2000, с. 807).

Креативность и качества личности

Если я и видел немного дольше, чем другие, ТО только потому, что стоял на плечах гигантов.

И. Ньютон

Качество личности, в значительной степени способствующее результативному творчеству, – это открытость новому опыту. Оно входит в так называемую большую пятерку (big five) черт личности, обоснованность выделения которых многократно подтверждалась в исследованиях, выполненных в различных социокультурных условиях. Это качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека, а при возникновении противоречий между реальностью и системой представлений о ней менять систему представлений, не искажая восприятие реальности. Кроме того, открытые новому опыту люди характеризуются любопытством, даже некоторой игривостью. При изучении биографий людей, достигших значительных успехов в художественном или научном творчестве, очень часто обращает на себя внимание то, что окружающие характеризуют их как больших детей. Это одно из внешних проявлений высокой степени открытости новому опыту. Такое состояние плохо совместимо со скепсисом, излишней прагматичностью и серьезностью. Именно поэтому психолого‑педагогические технологии развития креативности обычно имеют игровой характер, подразумевают действие понарошку, «как будто».

Помимо отказа от привычных мыслительных образов, гибкости, умения искать необычные ассоциации, творчество требует толерантности по отношению к неопределенности (Кинг, 2005, с. 4). Креативные люди комфортно чувствуют себя в ситуациях, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Те же, у кого креативность выражена слабо, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.

Как уже было сказано, нередко отмечается внешнее сходство творческих людей с большими детьми, их игривость, впечатление, что они так никогда и не становятся взрослыми, «не склонны воспринимать происходящее слишком серьезно и сохраняют свою естественную спонтанность» (Кинг, 2005, с. 9).

Отметим еще некоторые личностные черты, присущие творческим людям (Олах, 1968):

♦ Независимость – личностные стандарты для них выше стандартов группы, оценки и суждения отличаются неконформностью.

♦ «Открытость ума» – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному.

♦ Высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях.

♦ Развитое эстетические чувство , стремление к красоте.

Еще одно личностное качество, важное для того, чтобы творческий потенциал человека оказался реализованным, – ассертивность (от лат. assertorius – «утвердительный») (Каппони, Новак, 1995). Она характеризует готовность человека делать все по‑своему, даже если это идет вразрез с мнением и примером окружающих, уверенность в себе, неподатливость манипуляциям, склонность к свободному самовыражению.

При обследовании одаренных детей были обнаружены такие их характеристики («Одаренные дети…», с. 265–266):

♦ способность рисковать;

♦ дивергентное мышление;

♦ гибкость в мышлении и в действиях;

♦ быстрота мышления;

♦ способность выдвигать оригинальные идеи;

♦ богатое воображение;

♦ умение воспринимать неоднозначные вещи;

♦ эстетические ценности;

♦ развитая интуиция.

На основе обобщения большого количества признаков, характеризующих творческую личность, было выделено 12 их групп (Davis, 1995, р. 426, с изм):

♦ Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что‑то новое.

♦ Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предположения, действовать исходя из принципа «А что, если?».

♦ Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.

♦ Склонность к риску – готовность пробовать что‑то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.

♦ Энергичность – поглощенность действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».

♦ Артистичность – выразительность, эстетические интересы.

♦ Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.

♦ Чувство юмора – игривость.

♦ Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.

♦ Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.

♦ Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самоосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.

♦ Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.

Следует отметить, что не всякая креативность, даже в сочетании с личностными качествами, способствующими ее проявлению, приводит к тому, что человек создает творческие продукты деятельности, обладающие потребительскими качествами. Возможен вариант, когда креативность остается «вещью в себе», проявляющейся только в области мечтаний, никак не связанных с реальностью. В связи с этим психологи говорят о «наивной» и «культурной» креативности (Юркевич, 1996). В первом случае это некая «сырая» способность создавать что‑нибудь новое, имеющаяся у большинства детей, но чаще всего ослабевающая по мере взросления. Во втором – способность к продуктивному творчеству, основанная как на опыте, так и на интеллектуальных способностях.

Большинство людей более комфортно чувствует себя в знакомых и поддающихся контролю ситуациях, когда точно понятно, как следует действовать, чтобы получить тот или иной результат. Когда такие люди оказываются в новой, необычной ситуации, они испытывают дискомфорт и тревогу. У них возникает потребность выйти из ситуации или структурировать ее, превратить в понятную и предсказуемую. Фактически такое структурирование в большинстве случаев сводится не к тому, что видоизменяется сама ситуация (что во многих случаях в принципе невозможно), а к тому, что меняется ее восприятие. На нее «накладывается», зачастую без достаточных на то логических оснований, какой‑то прошлый жизненный опыт, имеющийся у человека стереотип и т. п. В результате она начинает восприниматься как более структурированная и предсказуемая, чем есть на самом деле. С одной стороны, человек на основе стереотипа или аналогии с какой‑то другой ситуацией предполагает, к каким последствиям она приведет (и такие предположения далеко не всегда оказываются обоснованными). С другой стороны, такое восприятие создает у него своеобразную «зашоренность», препятствует возможности увидеть собственные возможности повлиять на эту ситуацию, варианты ее исходов и т. п.

Это соответствует шаблонному, нетворческому мировосприятию. Ситуации новизны и неопределенности для его носителя дискомфортны, а поведение в них в большинстве случаев строится не вполне адекватно.

К. Роджерс (1994) сформулировал два главных психологических условия, способствующих созидательному творчеству.

1. Психологическая безопасность, достигаемая за счет:

♦ признания безусловной ценности индивида;

♦ отсутствия внешнего оценивания результатов его труда.

2. Психологическая свобода, достигаемая через полное выражение мыслей, чувств и состояний.

Для нетворческого человека наиболее приемлемой оказывается ситуация гомеостаза, уравновешенности внутреннего состояния и условий внешней среды. Находясь в таком «равновесии», человек по собственной инициативе стремится его не нарушать. А когда жизненные обстоятельства начинают изменяться, активность человека направлена на то, чтобы восстановить это «равновесие» не столько путем активного изменения ситуации, сколько приспособления к ней. Такие люди руководствуются следующим принципом: «Решаем проблемы по мере их поступления».

Творческие же люди характеризуются тем, что не стремятся находиться в состоянии гармонии с внешней средой – наоборот, они склонны к активному нарушению «равновесия» между собой и тем, что их окружает. Они склонны активно преобразовывать среду, а не пассивно приспосабливаться к ней. Можно утверждать, что творчество в этом плане есть противоположность адаптации: оно представляет собой не столько приспособление к внешним условиям, сколько их активное изменение.

В целом следует отметить, что психологические предпосылки, лежащие в основе творчества, имеют сложный, системный характер и включают как характеристики мышления, так и набор личностных качеств, создающих условие для их поведенческого проявления.

В связи с этим редукция творческих способностей к какой‑либо одной интеллектуальной или личностной характеристике представляется не вполне адекватной.

В заключение отметим некоторые предпосылки расширения творческого потенциала человека (Hayes, 1978; цит. по Солсо, 1995, с. 480):

♦ Развитие базы знаний и умений, накопление и систематизация того запаса информации, на основе которой можно творить что‑то новое, а также совершенствование навыков, необходимых для соответствующего вида деятельности.

♦ Создание атмосферы, располагающей к творчеству. Ключевая характеристика этой атмосферы – избегание критики на стадии порождения идей, что позволяет преодолеть внутренние ограничения, препятствующие тому, чтобы увидеть проблему в новом ракурсе.

♦ Поиск аналогий. Шансы на творческое решение задачи возрастают, если удается разглядеть аналогии между ней и какими‑то другими проблемными ситуациями.

Принципы тренинга креативности

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций

В основу предлагаемого тренинга креативности положено несколько принципов.

1. Моделирование ситуаций новизны и неопределенности. Внешняя схожесть техник, применяемых в этом тренинге, с реальными жизненными и профессиональными проблемами, сведена к минимуму. Это сделано намеренно, чтобы избежать активизации разного рода стереотипов у участников, дать им возможность воспринять задания как принципиально новые, требующие поиска оригинального решения. Параллели между психологическими механизмами выполнения предлагаемых в тренинге заданий и способами решения реальных жизненных проблем проводятся только после окончания выполнения упражнений, на стадии обсуждения. Кроме того, инструкции выполнения предлагаемых упражнений в большинстве случаев содержат лишь обозначение целей и условий работы, но не содержат конкретных инструкций, алгоритмов ее выполнения. Это создает условия неопределенности, множественности «степеней свободы», что служит важной предпосылкой активизации креативности. «Чтобы перейти от репродуктивного обучения к творческому, деятельность… должна организовываться таким образом, чтобы она приводила к получению учеником качественно новых результатов, как в обучении, так и в его развитии» (Хуторской, 2003, с. 142).

2. Игровой характер взаимодействия. В широком смысле игра определяется в психологии как форма активности, не направленная на получение какой‑то утилитарной выгоды, мотивация которой лежит в самом процессе ее выполнения. Большинство техник, входящих в тренинг, по внешнему содержанию представляются подчеркнуто «бессмысленными», не направленными на решение каких‑либо прагматических задач или актуальных жизненных проблем. От участников, собственно, и требуется на время их выполнения отвлечься от этих проблем, уподобившись играющим детям, проявить спонтанность, просто увлечься деятельностью, не думая о том, какую пользу она принесет. Конечно, техники подобраны таким образом, что каждая из них должна принести участникам пользу, способствовать развитию тех психологических механизмов, которые применимы в реальных условиях, а не только в смоделированных в тренинге игровых ситуациях. Но выяснение того, в чем именно эта польза состоит, осуществляется «задним числом», на стадии обсуждения. Выполнять же эти техники лучше спонтанно, не задумываясь над тем, для чего это нужно; просто позволить себе поиграть, как маленькие дети.

3. Позитивная обратная связь, отказ от критики содержания работы. Соблюдение этого принципа важно по двум причинам. Во‑первых, позитивная обратная связь (принятие, похвала, одобрение) создают у участников положительный эмоциональный настрой, благоприятствующий работе. Во‑вторых, критические суждения в большинстве случаев вызывают у адресатов защитную реакцию и, как следствие, блокируют проявления креативности. Последнее особенно ярко проявляется на стадии генерации идей. Поэтому в контексте тренинга креативности следует избегать критических суждений как со стороны ведущего, так и со стороны участников. Обычно мы настаиваем, чтобы участники в контексте занятий избегали критических суждений не только по отношению друг к другу, но и по отношению к содержанию тренинга и действиям ведущего: «Тренинг – это игра со своими правилами. И одно из них – принимать все, что здесь происходит, как данность, без критики. Ничто так не убивает творчество, как скепсис». Если же у кого‑то возникает настойчивая потребность покритиковать тренинг (обычно, кстати, это так называемый «антилидер» – участник, который явно или неявно конкурирует с ведущим за групповое внимание), целесообразно выслушать его индивидуально.

Наши рекомендации