Речь – это способ формирования имиджа
Лингвистические особенности ораторской речи
Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык – это совокупность средств общения людей с помощью слов. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в процессе общения, поэтому речь может быть определена как функционирование языка.
Понятия язык и речь соотносятся, таким образом, как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка).
Каким образом знание языковых средств влияет на культуру и эффективность ораторской речи?
Перед оратором стоит задача, особенно важная в начале выступления: найти контакт с аудиторией, расположить ее к себе. Посмотрим, как это делается с помощью личных местоимений.
Местоимения первого и второго лица (я, мы, ты, вы) можно охарактеризовать как коммуникативные. «Мы» чаще всего характеризуется как «мы совместное» в значении «я и вы», т.е. мы с вами. Оно и помогает создать и передать атмосферу взаимопонимания между оратором и аудиторией.
В речи часто прибегают к использованию некоторых местоименных конкретизаторов, которые усиливают степень контактности: мы с вами, мы вместе, мы все слушали, мы все вместе с вами…
Другим средством контакта являются глагольные формы.
Глагольная форма объединяет оратора со слушателями и выражает их совместное мнение.
Глаголы могут иметь разное значение (проясним, оговоримся, конкретизируем, будем откровенны, попробуем понять, скажем прямо, отметим ит.д.), но все они несут коммуникативное содержание.
Средством установления контакта можно считать и некоторые вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям: как вы понимаете, как вы догадываетесь, как видите, как вы знаете, как мы знаем, как вы убедились. Они являются своеобразным призывом к концептуальной солидаризации.
Можно использовать и конструкцию с изъяснительными придаточными, имеющими императивную (категоричность) окраску: ясно, что… Известно, что… Понятно, что…
Контактность речи создают также побудительные предложения, например: согласитесь, прочитайте, подумайте, отметьте, запомните, проанализируйте, решайте… Они обращены к слушателям, призывают их к определенным действиям. Таким образом и возникает контакт между оратором и слушателями.
Средством установления контакта с аудиторией и привлечения внимания к информации служит вопросоответное единство. Оно создает ситуацию непосредственного общения со слушателями и придает сообщению непринужденный, разговорный характер.
Вопрос № 5
Речь – это способ формирования имиджа
С помощью речи можно создать о себе положительное представление, заставить себя уважать, а можно, наоборот, с первых же слов настроить слушателей против себя.
Имидж личности – это сформированный в психике людей образ определенной личности, который ими оценивается и вызывает положительное или отрицательное отношение, проявляемое в форме позитивного или негативного мнения о данной личности. Этот образ в психике людей возникает прежде всего на основании зрительного и слухового восприятия личности (увидел и услышал человека – и возник его образ).
Имидж – это образ, который человек для себя специально выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения тех или иных жизненных целей.
В то же время имидж – это образ, который может выстраиваться независимо от желания человека. Каждый из нас своими словами, действиями, внешностью постоянно рассказывает о себе: на какой ступени общественной лестницы мы стоим, к какому предполагаемому кругу профессий принадлежим, какой у нас характер, темперамент, семейное положение, финансовые возможности, вкус, культура, воспитанность, отношение к людям и многое другое.
Главная задача судебного оратора – убедить окружающих в своей правоте. Значит, его имидж должен вызывать доверие.
Вопрос № 6
Процесс формирования, корректировки или изменения своего образа в глазах других людей в целях формирования положительного имиджа называется самопрезентацией или самоподачей.
Средства корректировки имиджа: вербальные (словесные) и невербальные. К вербальным средствам общения относятся язык, речь, сопутствующие речи паузы, темп речи, ритм, качества голоса (сила, тембр, тональность и др.)
К невербальным средствам, которые используются для формирования положительного имиджа личности, корректировки или изменения своего образа в глазах других людей, относятся рост, телосложение и другие особенности физического облика, выражение глаз, направление взгляда, мимика, пантомимика (поза, осанка, положение головы, жесты), одежда, ее стиль (манера одеваться), прическа, усы, борода, использование украшений, косметики и т.д.
Влияние на формирование имиджа прокурора и адвоката культуры их речи.
Под вербальным имиджем понимается мнение о человеке на основе восприятия его речи, мнение, формируемое в процессе речевого общения (устного или письменного).
Что привлекает в речи?
1. Умение в ходе судебного следствия ставить допрашиваемым лицам разумные вопросы, ответы на которые работают только на позицию допрашивающей стороны (то есть умные, умелые).
2. Умение говорить без бумажки (спонтанная речь).
3. Качества речи (ясность, точность, логичность, уместность, чистота, правильность, лаконичность, выразительность, самобытность, богатство).
Очень важны для имиджа говорящего ясность и доходчивость речи. В суд присяжных особенно важно излагать мысли простыми, доступными, обыденными словами, избегать малопонятных терминов, юридических штампов.
Нужно следить за своей дикцией. Избегать эканья, мэканья, шумных вздохов перед началом паузы, чмоканья.
Внутренняя убежденность в правильности и справедливости содержания речи психофизиологически обуславливает ее искренний тон, естественным образом выражающий подлинные мысли и чувства оратора, что вызывает эффект убеждающего внушения, сопровождающийся формированием у слушателя доверия к оратору, готовности с ним согласиться.
Вопрос № 7