Влияние взрослого на формирование личности ребенка
Особое место в развитии личности ребенка в дошкольный период принадлежит окружающим его людям.
В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить его за помощь» и т. п.).
Чем старше становится дошкольник, тем все большее число и более сложные правила взаимоотношений он усваивает. Усвоение их происходит с большим трудом, нежели освоение бытовых правил. К концу дошкольного возраста ребенок усваивает с помощью взрослых также немалое число правил, связанных с трудовой и учебной деятельностью.
Усвоение правил поведения — процесс постепенный. Детально исследовавшая этот процесс В. А. Горбачева так характеризует его: «...Дети младшего дошкольного возраста вначале воспринимают все правила как частные конкретные требования воспитательницы, направленные только к ним самим. В ходе общего развития ребенка, в процессе воспитательной работы с ним, вследствие многократного восприятия одних и тех же требований к себе и другим детям и соблюдения этих правил дети, по мере установления связей с товарищами, начинают осваивать правило как правило, т. е. как обобщенное требование...»[142]
Постепенно возрастает степень осознанности усвоенных правил поведения. Существенное влияние на их выработку оказывает жизненный опыт ребенка, его индивидуально-типологические особенности. Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Огромное значение в формировании правил поведения дошкольников имеет педагогическая оценка.
К числу важных путей влияния воспитателя на формирование личности дошкольника относится путь создания в группе детского сада благоприятного эмоционального климата для психического развития каждого ребенка. Выявление наиболее эффективных путей руководства системой межличностных отношений с целью создания такого микроклимата является актуальной задачей современной педагогической, детской и социальной психологии.
Интересные данные в этом направлении были получены учеными в ходе социально-психологического исследования, проведенного под руководством Т. А. Репиной.
При изучении ценностных ориентации дошкольников, их оценочных отношений психологи обнаружили, что популярность ребенка в группе зависит в первую очередь от успеха, которого он достигает в совместной детской деятельности. Это позволило ученым предположить, что если обеспечить успех в деятельности детям малоактивным, с низким социометрическим статусом, то это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысит их уверенность в себе, активность. В исследовании была поставлена задача выяснить, как влияет успех ребенка в деятельности на отношение к нему сверстников, как изменится их статус, если дать ему ведущую роль, предварительно подготовив его к этому. Детей обучали способам конструирования со строительным материалом, принимая во внимание ряд преимуществ этой деятельности (результат ее предметно выражен, конструктивные умения, сформированные в этой деятельности, могут быть перенесены в игровую деятельность, сам процесс обучения конструктивной деятельности несложен: данная деятельность представляет интерес для детей дошкольного возраста). Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу. Под влиянием успешной деятельности малопопулярных детей стало изменяться отношение к ним сверстников. Успех в совместной конструктивной деятельности ранее непопулярных детей положительно сказался как на изменении их статуса, так и на общей самооценке, уровне притязаний. Эмоциональный климат для этих детей в группе улучшился.
В ходе исследования А. А. Рояк[143] были найдены конкретные, различающиеся между собой пути в налаживании отношений между детьми в зависимости от того, какого рода трудности взаимоотношений испытывал ребенок («операциональные» или «мотивационные»). Оказалось, например, что для налаживания положительных отношений со сверстниками у дошкольников с «операциональными» трудностями необходимо было прежде всего обогатить предметно-содержательную сторону игровой деятельности, что осуществлялось путем совместных игр-занятий таких детей с воспитателем. Требовалась и организация дальнейшего «активного устроения» ребенка в жизни детского общества. Положительные результаты дает объединение таких детей вначале с наиболее доброжелательными детьми, обладающими ярко выраженными положительными личностными качествами.
У детей, испытывающих «мотивационные» трудности в общении со сверстниками, для тех, у кого недостаточно сформирована потребность в общении, не следует на первых порах активизировать контакты со сверстниками. Целесообразно вначале подбирать для них 1—2 партнеров, увлечения которых совпадали бы с их основными увлечениями, и лишь затем постепенно и осторожно расширять круг их общения. Успеху в работе с детьми, испытывающими «мотивационные» трудности иного характера (авторитарные организаторы), способствует работа, направленная на переориентацию неправильно сформированных мотивов общения, и прежде всего преодоление нежелания считаться с мнением партнеров по игре. Особо важную роль в формировании межличностных отношений детей в группе имеет игра как ведущая деятельность дошкольников, грамотное руководство ею со стороны воспитателя, руководство как косвенным, так и прямым путем.
Влияние взрослого на формирование личности дошкольника осуществляется также в процессе других видов деятельности — рисования, конструирования, лепки, аппликации, выполнения трудовых и учебных заданий. В процессе продуктивной трудовой, учебной деятельности у дошкольников складывается направленность на получение результата, одобряемого взрослыми и сверстниками (сделали игрушки для малышей, вырастили цветы в подарок мамам, красиво спели песню, научились читать по слогам и т. п.), формируется общественная направленность, познавательные мотивы, волевые и другие ценные личностные качества.
Литература
Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки//Избр. психологические труды. М., 1980. Т. 2.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребенка. Мн., 1974.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
Выготский Л. С. Собр. соч.. В 6 т. Детская психология. М., 1984. Т. 4.
Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. Мн., 1984.
Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка//Проблемы развития психики. М., 1981.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.
Отношение между сверстниками в группе детского сада /Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978.
Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. В. Эльконина. М., 1965.
Развитие общения у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1974.
Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.
Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.
Якобсон С. Г., Шур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм//Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1979.
Якобсон П. М. Коллектив семьи и формирование личности//Сов. педагогика. 1975. № 1.
Вопросы для повторения
1. Как изменяется потребность ребенка в общении на протяжении дошкольного детства? С помощью каких видов общения она удовлетворяется? Каково влияние общения на формирование личности ребенка?
2. Какое влияние оказывает семейная микросреда на формирование личности дошкольника?
3. В чем проявляется влияние «детского общества» на развитие личности ребенка?
4. Раскройте основные пути влияния взрослых на формирование личности дошкольника.
Практические задания
1. Изучите систему межличностных взаимоотношений в одной из групп (средней, старшей) детского сада, используя наблюдение, беседы, социометрию (см.: Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. Мн., 1984; Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978). Результаты представьте на социограмме, матрице. Определите К.БВ (коэффициент благополучия взаимоотношений), KB (коэффициент взаимности). Проанализируйте статусную структуру группы; особое внимание обратите на детей с низким социометрическим статусом; попытайтесь выявить причины малопопулярности этих детей, продумайте план работы по оптимизации системы межличностных отношений в этой группе.
2. Продумайте, как лучше подготовить и провести родительское собрание, посвященное вопросам формирования личности дошкольника в семье.