Практическое занятие 6. Психология группы и классного коллектива
Обсуждение вопросов:
1. Понятие, признаки и основные характеристики группы в социальной психологии. Влияние группы на индивида. Роль референтной группы в формировании социальных установок личности. Классификации групп.
2. Понятие коллектива и критерии его определения. Свойства коллектива и методы их изучения. Роль коллектива в воспитании учащихся. Психологическая защищенность учащегося в классном коллективе.
3. Роль педагога в формировании и функционировании детского коллектива. Формирование умений управления групповой динамикой классного коллектива.
4. Социально-психологический климат в классе и эффективность педагогического воздействия. Развитие умений прогнозирования и регуляции педагогом социально-психологического климата в классе.
5. Школа как поликультурная социальная среда. Умение педагога учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации.
6. Развитие этнической и религиозной толерантности школьников. Технологии формирования основ толерантного сознания личности учащегося.
Выполнение практических заданий:
1.Упражнения на развитие толерантности.
Упражнение 1
Цель: ознакомить со способами толерантного общения
В условиях современной цивилизации наиболее оптимальная форма толерантности – расширение собственного опыта и критический диалог. Человек может увидеть в иной позиции, в другой системе ценностей, в чужой культуре не то, что враждебно его собственной позиции, а то, что может помочь ему в решении проблем, насущных не только для него, но и для многих людей, других культур. Такая форма толерантных отношений способствует собственному развитию, так как критический диалог предоставляет возможность посмотреть на собственную позицию с иной точки зрения. В какой бы форме не выражалась толерантность, она всегда препятствует и не допускает насилия ни в каком виде, уменьшает нетерпимость и выступает необходимым условием и надёжным гарантом сохранения современной цивилизации.
Предлагается обсудить конфликтную ситуацию, в которой есть обиженный и обидчик, например мама (обидчик) и сын (обиженный). Мама отчитала сына при друзьях за то, что он не помыл посуду. Предлагается схема выхода из данной ситуации:
1.Начать разговор с описания ситуации, которая не устраивает обиженного: «Когда мама накричала на меня при друзьях ….»;
2.Выразить чувства, возникшие в связи с этой ситуацией и поведением обидчика по отношению к обиженному: «…я почувствовал себя неловко, мне было неудобно…»;
3.Предложить обидчику другой вариант поведения, устраивающий обиженного: «…пожалуйста, в следующий раз не высказывай свои замечания в присутствии моих друзей…»;
4.В случае, если обидчик изменит своё поведение, обиженный поступит так: «…тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».
Участники группы предлагают свои ситуации и способы их разрешения. В итоге обсуждения все приходят к выводу, что культура поведения в споре предполагает необходимость внимательно выслушивать и другую сторону, с уважением относиться к другой точке зрения.
Упражнение 2
Цель: ознакомить с понятиями толерантной и интолерантной личности
Участникам предлагается определить, что их объединяет, несмотря на множество различий. Каждый из участников, представившись каждому новому собеседнику, задаёт вопросы, касающиеся психологических характеристик и интересов, которые могут объединять участников группы, и записывает результаты на листе бумаги. Например, мы оба добрые, тактичные, приятные в общении, выросли в религиозной семье, любим слушать классическую музыку и т.д.
После того, как участники закончат перечислять сходства, группа может прийти к выводу, что, несмотря на физиологические, биографические, расовые и национальные различия, люди принимают и понимают других на основе сходства психологических характеристик или интересов, что позволяет им быть более толерантными по отношению друг к другу.
Задание
Каждый участник группы письменно называет 15 характеристик, свойственных толерантной личности, далее ставится знак «+» напротив тех качеств, которые, по его мнению, у него наиболее выражены. Каждый участник знакомит группу с характеристиками толерантной личности, которые записываются на доске. Подсчитывается число ответов по каждому качеству; качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются характеристикой толерантной личности, с точки зрения данной группы. Участники получают возможность сравнить представления о себе, отмеченные знаком «+», с портретом толерантной личности, созданным группой. В процессе обсуждения участники определяют качества толерантной и интолерантной личности и выясняют, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться толерантными людьми.
В качестве примера характеристик толерантной личности, названных всей группой, приведём следующие: терпение, доверие, умение владеть собой, снисходительность, доброжелательность, умение не осуждать других, терпимость к различиям, способность к сопереживанию, умение слушать.
Упражнение 3
Цель: повышение уровня сплочённости, взаимопонимания и согласованности действий в группе
Вариант 1. Всем участникам предлагается выполнить два рисунка: «Я такой, каким хочу быть». После выполнения задания неподписанные рисунки сдаются ведущему, который по очереди показывает их участникам с просьбой рассказать, что они видят на рисунке. Участники говорят о своих ощущениях от рисунка: каким, по их мнению, человек, сделавший рисунок, видит себя, что хотел бы изменить в себе. После того, как все участники выскажут своё мнение, они пытаются определить, кто автор рисунка. Автор рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему высказывания. Таким образом, обсуждаются все рисунки.
Вариант 2. Ведущий предлагает участникам группы вспомнить и записать те жизненные препятствия, которые пришлось преодолевать за последнее время. В процессе обсуждения участники находят то общее, что помогло им преодолевать эти трудности, составляя общий перечень преодолений. Группа приходит к выводу, что, действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими, однако жизнь часто ставит перед нами серьёзные проблемы, создаёт препятствия, которые нужно преодолевать. Теперь у каждого участника в трудную минуту будет общий опыт успешного преодоления трудностей.
Упражнение 4
Цель: дать возможность участникам группы выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться толерантными людьми.
Человек часто задаётся вопросом: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Для ответа на этот вопрос ведущий предлагает каждому участнику группы написать своё имя, затем разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в первой графе ответить на вопрос: «Каким я вижу себя человеком?». Для этого нужно написать десять слов-эпитетов. Во второй графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые. В третьей графе на тот же вопрос отвечает кто-нибудь из группы, т.е. все отдают подписанные листы бумаги ведущему, который их перемешивает и раздаёт каждому участнику группы с целью написать о том человеке, чьё имя указано на листе бумаги. После завершения работы листы отдаются участникам, подписавшим своё имя.
При обсуждении результатов можно обратить внимание на следующие аспекты:
- повторяется ли какое-либо качество во всех трёх графах;
- отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);
- совпадают ли Я-концепция и представления других об этом человеке.
Участники группы обсуждают вопрос ответственности за презентацию себя другим людям.
2.Упражнения по решению конфликтных ситуаций в системе «личность-коллектив» с вариантами решения мастерами педагогического труда.
Ситуация 1
Молодая учительница, впервые вошедшая в класс к шестиклассникам, увидела, что дети приветствуют её, стоя на стульях. Замешательство длилось несколько секунд…
Ответ. … Затем пришло неожиданное решение: учительница, встав на свой стул, здоровается с классом. Напряжение было снято. В классе воцарилась доброжелательная обстановка.
Ситуация 2
Учитель химии Муза Ивановна отличалась чрезмерной строгостью к малейшим нарушениям дисциплины. Однажды перед началом урока химии учащимися 8-го класса на доске было написано большими буквами слово «МУЗА». Все учащиеся ожидали, что она будет на это бурно реагировать, но получилось вот что…
Ответ. … При входе она увидела написанное на доске слово. Сообщив, что Аполлон был покровителем муз, она рассказала легенду об Аполлоне. Затем продолжила урок.
Ситуация 3
На урок пришла студентка-практикантка. Учащиеся знали о том, что урок будет вести практикант, и решили его сорвать. Не обращая внимания на студентку, они кричали, толкали друг друга. Студентка 1-2 минуты ждала, пока они успокоятся, ребята кричали …
Ответ. Тогда она заложила пальцы в рот и свистнула. Все замерли. Студентка спокойно начала вести урок.
Ситуация 4
8 «В» класс считался в школе самым «трудным» и недисциплинированным. Не проходилои ни дня, чтобы тот или иной учитель не жаловался на ребят.
Урок истории проводила молодая, энергичная, знающая свой предмет учительница. Начало урока было хорошим, но потом ребята зашевелились, захихикали. Учительница сразу поняла, в чём дело. Оказалось, что кто-то из учащихся вымазал мелом край стола, и эта полоса отпечаталась на платье учителя. Что же предпринял педагог?
Ответ. «Ребята, - сказала она искренне, расстроившись, - что же вы наделали? Платье-то у меня новое. Как же я его теперь отчищу?» Девочки сразу нашли чистое полотенце и хоть и не совсем, но платье отчистили.
Учительница продолжила урок. На следующий день двое мальчиков пришли в учительскую и извинились перед учительницей. Конфликтов в этом классе больше не было. Ребята «приняли» её и полюбили, она отвечала им тем же.
Ситуация 5
7-й класс. Урок истории. Учитель рассказывает о русско-турецкой войне, события показывает на карте. В это время к ногам учителя падает бумажный самолётик. Ученики ждут ответной реакции учителя. Но учитель, наклонившись, берёт самолётик и…
Ответ. …Объясняет, что в 18 веке ещё не было авиации. На это он затратил 2 мин. Учащиеся узнали, что самолёт будет использован в военных операциях значительно позже. Затем, положив самолётик на свой стол, учитель продолжает освещать тему урока. Ожидаемого учениками взрыва не произошло, хотя учителю всего 22 года.
Ситуация 6
Войдя в класс на урок, учитель обнаружил на доске карикатуру на себя. Ребята ждали срыва урока. Думали, что он будет искать виновника, читать нотации и т.д., но учитель …
Ответ. … Улыбнулась, подошла к доске, подправила рисунок и начала урок. Ребята были огорчены и удивлены. Урок прошёл успешно. Больше такого не повторялось.
Ситуация 7
Ученики собирались уйти с дополнительного урока алгебры, причём учителю попала в руки записка учащихся, в которой они договариваются уйти с урока и не очень лестно высказываются об учителе. Что делать? ….
Ответ. … Учитель демонстративно, на глазах у класса, прочёл записку и сказал, что он теперь в курсе их подготовки ухода с урока, что его волнует их мнение о нём, но он не собирается мстить, а хочет разобраться, почему так произошло. Учитель хочет выслушать детей, но просит и их выслушать его. В итоге ученики и учитель находят взаимопонимание, урок продолжается.
Ситуация 8
Перед уроком учитель волнуется, заглядывает в дверь – ребята шумят. Он заходит, здоровается – на него ноль эмоций, тогда он вышел из класса, подумал и поступил следующим образом …
Ответ. … Влетел в класс и, совершенно не обращая внимания на класс, стал чертить на доске. Разговоры стали постепенно утихать. А учитель разрисовал всю доску. Все затихли и смотрят на учителя. Тогда он говорит: «Кто сейчас выйдет и расскажет мне, что это за схема, поставлю пятёрку и до конца четверти не спрашиваю». Естественно, никто не знал, однако все сидели тихо. И не только на этом, но и на всех последующих уроках. (Учитель смог показать, что он стоит уважения хотя бы тем, что начал урок необычно).