Методика 20. Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера)
Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность — важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуационной.
Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревожность — это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.
Ситуационная тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть переговоры с официальными лицами, разговоры по телефону, экзаменационные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста.
У каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развиты в различной степени, так что каждого,
12 НемовКн.З 353
Часть I. Психологическая диагностика
имея в виду его тревожность, можно охарактеризовать по двум показателям: личностной и ситуационной тревожности.
Представленная далее методика, разработанная Спилберге-ром, предназначена для одновременной оценки двух названных видов тревожности. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуационную тревожность. Ниже, в таблице 20, даются описания этих шкал.
Перед началом исследования испытуемые получают следующую инструкцию:
«Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Таблица 20' Шкала ситуационной тревожности
№ | Суждения шкалы | Выбираемые ответы | |||
нет, это не так | пожалуй, так | верно | совершенно верно | ||
1. | Я спокоен | ||||
2. | Мне ничто не угрожает | ||||
3. | Я нахожусь в состоянии напряжения | ||||
4. | Я внутренне скован | ||||
5. | Я чувствую себя свободно | ||||
6. | Я расстроен | ||||
7. | Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8. | Я ощущаю душевный покой | ||||
9. | Я встревожен | ||||
10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11. | Я уверен в себе | ||||
12. | Я нервничаю | ||||
13. | Я не нахожу себе места | ||||
14. | Я взвинчен | ||||
15. | Я не чувствую скованности и напряжения | ||||
16. | Я доволен | ||||
17. | Я озабочен | ||||
18. | Я слишком возбуждён и мнене по себе | ||||
19. | Мне радостно | ||||
20. | Мне приятно | , 4 |
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Таблица 20 (продолжение) Шкала личностной тревожности
№ | Суждения шкалы | Выбираемые ответы | |||
никогда | почти никогда | часто | почти всегда | ||
21. | У меня бывает приподнятое настроение | ||||
22. | Я бываю раздражительным | ||||
23. | Я легко могу расстроиться | ||||
24. | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | ||||
25. | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | ||||
26. | Я чувствую прилив сил, желание работать | ||||
27. | Я спокоен,хладнокровен, собран | ||||
28. | Меня тревожат возможные трудности | ||||
29. | Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
30. | Я бываю вполне счастлив | ||||
31. | Я всё принимаю близко к сердцу | ||||
32. | Мне не хватает уверенности в себе | ||||
33. | Я чувствую себя беззащитным | ||||
34. | Я стараюсь избегать критических ситуаций | ||||
35. | У меня бывает хандра | ||||
36. | Я бываю доволен | ||||
37. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||
38. | Бывает, что я чувствую себя неудачником | ||||
39. | Я — уравновешенный человек | ||||
40. | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Примечание:Справа в таблице в соответствующих тем или иным ответам столбцах указано количество баллов, которое получает испытуемый за избранный им ответ.
12*
Часть I. Психологическая диагностика
Оценка результатов
При помощи ключа к данной методике, представленного в таблице 21, определяется количество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.
Таблица 21 Ключ к методике оценки ситуационной и личностной тревожности
Номер суждения | Ситуационная тревожность (ответы) | Номер суждения | Личностная тревожность (ответы) | ||||||
1. | 21. | ||||||||
2. | 22. | ||||||||
3. | 23. | ||||||||
4. | 24. | ||||||||
5. | 25. | ||||||||
6. | 26. | ||||||||
7. | 27. | ||||||||
8. | 28. | ||||||||
9. | 29. | ||||||||
10. | 30. | ||||||||
11. | 31. | ||||||||
12. | 32. | ||||||||
13. | 33. | ||||||||
14. | 34. | ||||||||
15. | 35. | ||||||||
16. | 1 ■ | 36. | |||||||
17. | 3. | 37. | |||||||
18. | 38. | ||||||||
19. | 39. | ||||||||
20. | 40. |
Выводы об уровне развития
3,5-4,0 балла— очень высокая тревожность. 3,0-3,4 балла— высокая тревожность.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
2,0-2,9 балла— средняя тревожность. 1,5-1,9 балла— низкая тревожность. 0,0-1,4 балла— очень низкая тревожность.