Методика 20. Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера)

Под тревожностью понимается особое эмоциональное состоя­ние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышен­ной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страха­ми, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность — важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тре­вожности: личностной и ситуационной.

Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизнен­ные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уров­ня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревож­ность — это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.

Ситуационная тревожность определяется как временное, ус­тойчивое только в определенных жизненных ситуациях состоя­ние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как пра­вило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возни­кает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть перегово­ры с официальными лицами, разговоры по телефону, экзамена­ционные испытания, общение с незнакомыми людьми противо­положного пола или иного, чем данный человек, возраста.

У каждого конкретного человека личностная и ситуацион­ная тревожность развиты в различной степени, так что каждого,

12 НемовКн.З 353

Часть I. Психологическая диагностика

имея в виду его тревожность, можно охарактеризовать по двум показателям: личностной и ситуационной тревожности.

Представленная далее методика, разработанная Спилберге-ром, предназначена для одновременной оценки двух названных видов тревожности. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуационную тре­вожность. Ниже, в таблице 20, даются описания этих шкал.

Перед началом исследования испытуемые получают следую­щую инструкцию:

«Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суж­дений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго ду­мать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Таблица 20' Шкала ситуационной тревожности

Суждения шкалы Выбираемые ответы
нет, это не так пожалуй, так верно совер­шенно верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в состоянии напряжения
4. Я внутренне скован
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я ощущаю душевный покой
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внут­реннего удовлетворения
11. Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности и напряжения
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбуждён и мнене по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно , 4

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Таблица 20 (продолжение) Шкала личностной тревожности

Суждения шкалы Выбираемые ответы
никогда почти никогда часто почти всегда
21. У меня бывает приподнятое настроение
22. Я бываю раздражительным
23. Я легко могу расстроиться
24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
25. Я сильно переживаю непри­ятности и долго не могу о них забыть
26. Я чувствую прилив сил, желание работать
27. Я спокоен,хладнокровен, собран
28. Меня тревожат возможные трудности
29. Я слишком переживаю из-за пустяков
30. Я бываю вполне счастлив
31. Я всё принимаю близко к сердцу
32. Мне не хватает уверенности в себе
33. Я чувствую себя безза­щитным
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций
35. У меня бывает хандра
36. Я бываю доволен
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
38. Бывает, что я чувствую себя неудачником
39. Я — уравновешенный человек
40. Меня охватывает беспокой­ство, когда я думаю о своих делах и заботах

Примечание:Справа в таблице в соответствующих тем или иным ответам столбцах указано количество баллов, которое по­лучает испытуемый за избранный им ответ.

12*



Часть I. Психологическая диагностика

Оценка результатов

При помощи ключа к данной методике, представленного в таблице 21, определяется количество баллов, полученных испы­туемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожнос­ти у данного испытуемого.

Таблица 21 Ключ к методике оценки ситуационной и личностной тревожности

Номер суждения Ситуационная тревожность (ответы) Номер суждения Личностная тревожность (ответы)
1. 21.
2. 22.
3. 23.
4. 24.
5. 25.
6. 26.
7. 27.
8. 28.
9. 29.
10. 30.
11. 31.
12. 32.
13. 33.
14. 34.
15. 35.
16. 1 ■ 36.
17. 3. 37.
18. 38.
19. 39.
20. 40.

Выводы об уровне развития

3,5-4,0 балла— очень высокая тревожность. 3,0-3,4 балла— высокая тревожность.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

2,0-2,9 балла— средняя тревожность. 1,5-1,9 балла— низкая тревожность. 0,0-1,4 балла— очень низкая тревожность.

Наши рекомендации