Тема 6. Ощущение и восприятие
Тесты:
Тест № 1. Ощущение.
1.Отражением в психологии называется
а) невосприимчивость отдельных рецепторов к воздействию разных стимулов;
б) обратное, перевернутое построение образа наблюдаемого объекта на сетчатке глаза;
в) реакция нервной системы на тот или иной раздражитель;
г) способность объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношение других объектов.
2.Автором учения о высшей нервной деятельности является
а) Бехтерев В.М.;
б) Павлов И.П.;
в) Сеченов И.М.;
г) Вундт В.
3.Любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию, называется
а) афферентом;
б) условием;
в) потоком энергии;
г) раздражителем.
4.Органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации, называются
а) эффекторами;
б) нервно-мышечными окончаниями;
в) органами чувств;
г) рецепторами;
5.Продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений называется
а) монотонией;
б) сенсорной изоляцией;
в) информационным вакуумом;
г) сенсорной адаптацией.
6.Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, называются ощущениями
а) проприоцептивными;
б) интероцептивными;
в) экстероцептивными;
г) дистантными.
7.Различные виды чувствительности
а) локализованы в спинном мозге;
б) имеют локализацию в коре головного мозга;
в) не имеют определенной локализации;
г) локализованы в воспринимающем органе.
8.Кожная чувствительность - это
а) мышечная чувствительность;
б) обоняние;
в) раздражимость;
г) осязание.
9.Нижним абсолютным порогом ощущений называется
а) способность к различаю двух раздражителей;
б) минимально возможная для данного раздражителя величина;
в) величина раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение;
г) минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
10.Соответствие возникшего ощущения особенностям раздражителя называется
а) точностью ощущений;
б) тонкостью ощущений;
в) модальностью ощущений;
г) качеством ощущений.
11.Время от начала действия раздражителя до возникновения ощущения называется периодом
а) скрытым;
б) латентным;
в) разностным;
г) возбуждением.
12.Ядро анализатора расположено
а) в спинном мозге;
б) в корковом отделе;
в) в подкорковом отделе;
г) на поверхности тела.
13.Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется
а) взаимодействием ощущений;
б) синестезией;
в) адаптацией;
г) сенсибилизацией.
14.Ощущение при неизменной силе действующего раздражителя как правило
а) способствует порождению иллюзий;
б) остается неизменным;
в) имеет тенденцию к возрастанию;
г) имеет тенденцию к угасанию.
15. Возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора называется
а) синестезией;
б) ассоциативным сдвигом;
в) адаптацией;
г) взаимодействием анализаторов.
Тест № 2. Восприятие.
1. Процессы восприятия – это….. процессы
а) эмоциональные;
б) мнемические;
в) перцептивные;
г) интеллектуальные.
2. Обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств, называется стояниях
а) понятием;
б) абстракцией;
в) отражением;
г) образом.
3. Сознательно воспринять предмет-это значит пределах 100 метров, конвергенция-до 900 метров
а) воспринять предмет под углом зрения потребностей; при наступлении невесомости связаво
б) отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове;
в) просчитать возможные последствия взаимодействия с этим предметом;
г) воспринять предмет или явление, находясь в сознании, т.е. осознавая факт своего этого предмета.
4. Количество объектов, которые может воспринять человек в течение одной фиксации, называется
а) широтой восприятия;
б) локализации раздражителей;
в) разностным порогом восприятия;
г) дифференцированностью восприятия.
5. В состоянии невесомости возникают значительные ошибки в
а) работе обонятельной системы;
б) функционировании вкусовых рецепторов;
в) функционировании слуховых анализаторов;
г) визуальной оценки расстояния.
6. Иллюзия «веера» состоит в том, что
а) последовательные взмахи веера при определенной частоте создают впечатление единой, большей по размеру, фигуры;
б) линия горизонта иногда кажется выпуклой, хотя ее значительная удаленность не должна это позволять;
в) параллельные линии вследствие влияния фона ближе к центру кажутся вогнутыми, а дальше от центра – выпуклыми;
г) параллельные линии вследствие влияния фона ближе к центру кажутся выпуклыми, а дальше от – вогнутыми.
7. Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью ______ анализатора
а) осязательного, температурного, вкусового;
б) слухового, вестибулярного, осязательного;
в) зрительного, тактильного, кинестезического;
г) слухового, вестибулярного, обонятельного.
8. Иллюзия «железнодорожных путей» заключается в том, что линия, расположенная в более узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися прямыми, кажется
а) длиннее, чем другая, хотя они равны;
б) короче, чем другая, хотя они равны;
в) короче, чем другая, хотя она длиннее;
г) длиннее, чем другая, хотя она короче.
9. Механизм обеспечения константности восприятия является
а) индивидуальным;
б) врожденным;
в) приобретенным;
г) групповым.
10. Отражение в сознании изменений положения, которое объекты занимают в пространстве, есть
а) восприятие времени;
б) аккомодация;
в) стереоскопический эффект;
г) восприятие движения.
11. Восприятие направления звука осуществляется при
а) биокулярном слушании;
б) бимануальном слушании;
в) аккомодации;
г) бинокулярном зрении.
12. В основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность
а) моторной коры;
б) комплекса анализаторов;
в) ассоциативной коры;
г) комплекса рецепторов.
13. Количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации, называется
а) диапазоном;
б) полнотой;
в) обобщенностью;
г) объемом.
14. Степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта называется
а) полнотой восприятия;
б) целостностью восприятия;
в) дифференцированностью восприятия;
г) точностью восприятия.
15. Тенденция к заполнению пробелов в объединение разных элементов в целое, а также независимость образованной целостности от качества элементов характеризует два взаимосвязанных аспекта анализа
а) избирательности восприятия;
б) обобщенности восприятия;
в) структурности восприятия;
г) целостности восприятия.
Задания:
1. Заполните пропущенные слова в данных предложениях:
А. Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении …...... свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при ……..... воздействии материальных раздражителей на соответствующие ..…….. .
Б. Сенсорная ...……. - продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.
В. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной ..……. , представляющей собой свойство живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения.
Г. Различают два вида рецепторов: …..... рецепторы - рецепторы, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами и ….... рецепторы, т.е. рецепторы, реагирующие на раздражения, исходящие от удаленного объекта.
2. Восстановите соответствие:
В левой колонке дается название группы ощущений, в правой - характер отражения и места расположения рецепторов у человека. Ваша задача - соединить стрелками каждое из названий группы и соответствующее этим группам содержание.
Группа ощущений | Расположение рецепторов и характер отражения | |
1. Интероцептивные ощущения | А) Рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов. | |
2. Проприоцептивные ощущения | Б) Отражают свойства предметов и явлений внешней среды и имеют рецепторы на поверхности тела. | |
3. Экстероцептивные ощущения | В) Рецепторы расположены в связках и мышцах – они дают информацию о движении и положении нашего тела |
3. Восстановите соответствие:
В представленной таблице в левой части перечислены некоторые характеристики ощущений, в правой - даны их определения. Ваша задача - соединить стрелками каждое из названий с соответствующим ему определением.